решение от 14.10.2010 года о включении периодов работы в педагогический стаж



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 октября 2010 года город Донской

Донской городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Исаевой Т.В.,

при секретаре Протасовой Е.Н.,

представителей ответчика по доверенностям Карывановой Л.В. и Староверовой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Балашовой Е.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Донском Тульской области о включении периода в педагогический стаж и признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

установил:

Балашова Е.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Донском Тульской области (далее УПФРФ (ГУ) в г. Донском) о включении в педагогический стаж периода нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с Дата обезличена по Дата обезличена и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей с Дата обезличена, указывая, что решением УПФРФ (ГУ) в г. Донском от Дата обезличена ей было отказано в назначении пенсии в виду отсутствия необходимого 25-летнего стажа, так как ей не был засчитан в специальный стаж период нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. С данным решением она не согласна, так как ранее действовавшее законодательство, а именно ст. 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 6.10.1992 г., не содержало запрета на включение периодов нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет в льготный стаж, а она, уходя и находясь в указанном отпуске, не могла предвидеть того, что изменится пенсионное законодательство и она по этой причине будет лишена права на досрочную трудовую пенсию по старости.

В ходе подготовки дела к слушанию истец Балашова Е.Н. уточнила свои исковые требования, просит включить в педагогический стаж период нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет в период с Дата обезличена до Дата обезличена и о назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей с Дата обезличена.

В судебном заседании представитель УПФРФ (ГУ) в г. Донском по доверенности Староверова Г.В. исковые требования Балашовой Е.Н. не признала и пояснила, что Балашова Е.Н. обратилась с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости Дата обезличена, когда ее специальный стаж в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей составлял ? года ? месяца ? дней, т.е. когда у нее отсутствовало право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. Считает, что период с Дата обезличена по Дата обезличена, т.е. период нахождения Балашовой Е.Н. в отпуске по уходу за ребенком в возрасте с 1,5 до 3-х лет, не может быть принят в зачет специального стажа, поскольку в соответствии с разъяснениями Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78-1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет» и разъяснениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежит включению период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, проходивший до Дата обезличена.

Представитель УПФРФ (ГУ) в г. Донском по доверенности Карыванова Л.В. исковые требования Балашовой Е.В. не признала. Полагает, что исковые требования Балашовой Е.Н. удовлетворению не подлежат, поскольку на дату обращения в УПФРФ (ГУ) в г. Донском с заявлением о назначении трудовой пенсии у Балашовой Е.Н. отсутствовало право на назначение трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

Выслушав представителей ответчика УПФРФ в г. Донском по доверенностям Карывановой Л.В. и Староверовой Г.В., исследовав материалы отказного пенсионного дела и материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Согласно ст. 39 ч. 1 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ») трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Условием досрочного назначения пенсии в соответствии с п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» является занятость на работах, в профессиях, должностях, специальностях и учреждениях (организациях), которые предусмотрены Списками, утвержденными Правительством РФ.

Нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в области пенсионного обеспечения, к числу которых относятся Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, предусмотрено включение в льготный стаж периодов ежегодных оплачиваемых отпусков, в том числе и дополнительных.

Особенности труда женщин предусмотрены трудовым законодательством.

До вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 г.; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, т.е. до 6 октября 1992 г.

Согласно трудовой книжке Балашова Е.Н. (до вступления в брак ФИО1) работала в период с Дата обезличена по Дата обезличена в должности учителя русского языка и литературы в Донской средней школе Номер обезличен (Дата обезличена реорганизована в «Средняя общеобразовательная школа–гимназия Номер обезличен; Дата обезличена реорганизована в «Муниципальная общеобразовательная гимназия Номер обезличен»; Дата обезличена реорганизована в «Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия Номер обезличен»).

Как следует из свидетельства о рождении ФИО3, Дата рождения обезличена, ее родителями являются: отец ФИО2, мать Балашова Е.Н.

Согласно справке, выданной МОУ «Гимназия Номер обезличен» Дата обезличена, Балашова Е.Н. в период с Дата обезличена по Дата обезличена работала в должности учителя русского языка и литературы, использовала отпуск по уходу за ребенком в период с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена.

Решением УПФРФ (ГУ) в г. Донском Номер обезличен от Дата обезличена приняты в зачет специального стажа Балашовой Е.Н. периоды работы с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена (дата обращения с заявлением), всего ? года ? месяца ? дней, в судебном заседании представителями УПФРФ (ГУ) в г. Донском по доверенностям Карывановой Л.В. и Староверовой Г.В. данные периоды не оспаривались, как и не оспаривались указанные периоды истцом Балашовой Е.Н.

Согласно ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно заявлению Балашова Е.Н. обратилась в УПФРФ (ГУ) в г. Донском Дата обезличена.

В судебном заседании установлено, что решением УПФРФ (ГУ) в г. Донском Номер обезличен от Дата обезличена приняты в зачет специального стажа Балашовой Е.Н. периоды работы с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена (дата обращения с заявлением), всего ? года ? месяца ? дней, не принят в зачет специального стажа период с Дата обезличена. по Дата обезличена- нахождение Балашовой Е.Н. в отпуске по уходу за ребенком.

Период с Дата обезличена до Дата обезличена, т.е. период, который Балашова Е.Н. просит включит в специальный стаж, составляет ? месяцев ? дней.

Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 39, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, в период нахождения Балашовой Е.Н. в отпуске по уходу за ребенком действовали нормативные акты, согласно которым дополнительный отпуск по уходу за ребенком подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности, суд считает, что период нахождения Балашовой Е.Н. в отпуске по уходу за ребенком, а именно спорный период с Дата обезличена до Дата обезличена, подлежит включению в ее специальный стаж в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Поскольку Балашова Е.Н. обратилась с заявлением в УПФРФ (ГУ) г. Донском Дата обезличена, на дату обращения с заявлением имела право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, т.к. специальный стаж составлял 25 лет, то суд считает необходимым признать за Балашовой Е.Н. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с Дата обезличена и обязать УПФРФ (ГУ) в г. Донском назначить Балашовой Е.Н. трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей с Дата обезличена.

Оценивая доводы представителя ответчика о том, что ранее действующее законодательство не предусматривало возможности включения в трудовой стаж периода отпуска по уходу за ребенком до трех лет, суд считает их неубедительными, основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку одним из поводов рассмотрения Конституционным Судом РФ дела о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» послужила жалоба граждан об исключении из общего трудового стажа периода отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, по ранее действующему законодательству период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, который с 01.12.1989 г. предоставлялся продолжительностью до достижении ребенком возраста 3х лет, до 06.10.1992 г., т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде в Российской Федерации», включался в общий и специальный стаж.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Балашовой Е.Н. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Донском Тульской области включить Балашовой Е.Н. в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с Дата обезличена до Дата обезличена.

Признать за Балашовой Е.Н. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с Дата обезличена.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Донском Тульской области назначить Балашовой Е.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей с Дата обезличена.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Донской городской суд в течение 10 дней.

Судья Т.В. Исаева

Решение не вступило в законную силу