РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2010 год г. Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Цыгульской С.Н.,
при секретаре Андроповой А.А.,
истцов Ефимова Н.Т. и Ефимовой В.П.,
представителя ответчика администрации муниципального образования г. Донской Тульской области Генг Н.В.,
рассмотрев в выездном судебном заседании гражданское дело по иску Ефимова Н.Т. и Ефимовой В.П. к администрации муниципального образования г. Донской Тульской области, Министерству Финансов Российской Федерации, Министерству Регионального развития Российской Федерации о признании права на улучшение жилищных условий и получение субсидии за счет средств федерального бюджета для обеспечения жильем ветерана и инвалида Великой Отечественной Войны,
У С Т А Н О В И Л :
Ефимов Н.Т. и Ефимова В.П. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования г. Донской Тульской области, Министерству Финансов Российской Федерации, Министерству Регионального развития Российской Федерации о признании права на улучшение жилищных условий и получении субсидии за счет средств федерального бюджета для обеспечения жильем ветерана и инвалида Великой Отечественной Войны. В обоснование заявленных требований указали, что с Дата обезличена проживают в щитовом доме барачного типа без удобств, отсутствует горячее водоснабжение, водоотведение, канализация. Из-за постоянной влаги половина дома и стены прогнили, на стенах образовался грибок, входные двери перекошены. Дата обезличена в доме частично перекрыли крышу, заменили сгнивший порог, установили на улице туалет. В настоящее время истцы достигли возраста 80 лет, кроме этого Ефимов Н.Т. – офицер, ветеран Великой Отечественной войны, инвалид 1 группы по зрению, а Ефимова В.П. – ветеран Великой Отечественной войны. При обращении к главе администрации муниципального образования г. Донской Тульской области с просьбой включить их в списки лиц получателей жилищной субсидии по Тульской области на улучшение жилищных условий получили отказ, который считают незаконным. По их мнению, они имеют право о предоставлении им жилищной субсидии на всех членов семьи, зарегистрированных в их жилом помещении, Ефимову Н.Т., Ефимовой Н.П., внуков Ефимова М.В. и Савочкина В.Б. Просили суд обязать администрацию муниципального образования город Донской Тульской области включить их в списки лиц на улучшение жилищных условий, с даты подачи заявления в администрацию г. Донского и обязать предоставить им социальную поддержку в виде жилищной субсидии.
Представители ответчиков Министерства Финансов РФ и Министерства Регионального развития Российской Федерации в судебное заседание, о месте и времени которого были извещены надлежащим образом, не явились, с исковыми требованиями не согласились, о чем представили в суд возражения на них.
Третьи лица Савочкин В.Б. и Ефимов М.В. извещены о судебном заседании, с исковыми требованиями согласны, просили суд рассмотреть дело без их участия, о чем представили в суд заявления.
Суд счел возможным рассмотреть гражданское дело без участия не явившихся участников процесса, извещенных о судебном заседании надлежащим образом и просивших рассмотреть дело без их участия.
В ходе судебного заседания истцы поддержали свои исковые требования, с учетом их уточнения и просили суд их удовлетворить, дали пояснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации муниципального образования г. Донской Тульской области с исковыми требованиями не согласилась, сославшись на то, что от истцов заявлений о принятии их на учет в качестве нуждающихся с приложением пакета документов в администрацию г. Донского не поступало. Истцы не состоят в списке граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и в настоящее время. Общая площадь жилого помещения по месту регистрации истцов составляет *** кв.м., в том числе жилой площадью *** кв.м. Поскольку с Дата обезличена совместно с истцами зарегистрирован внук Ефимов М.В., *** года рождения, считает, что истцы дали согласие на регистрацию внука, преследуя цель приобрести право признания их нуждающимися в жилых помещениях. В силу ст. 53 ЖК РФ при таких обстоятельствах истцы могут быть признаны нуждающимися в жилом помещении и поставлены на учет в качестве нуждающихся не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных действий, т.е. не ранее Дата обезличена. Не согласна с доводами о ненадлежащем санитарном и техническом состоянии жилого дома в котором проживают истцы. При этом не отрицает право инвалидов Великой Отечественной войны на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Отмечает, что инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение их жильем 1 раз, а инвалиды боевых действий, вставшие на учет после Дата обезличена, обеспечиваются жильем в соответствии с действующим законодательством. Средства на реализацию по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в виде субвенций на граждан, которые в установленном законом порядке в соответствии с жилищным законодательством РФ признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Из возражений представителя ответчика Министерства финансов РФ следует, что с указанными исковыми требованиями в отношении них не согласны, считают, что Минфин РФ ненадлежащий ответчик по следующим основаниям. В силу Федеральных законов РФ «О ветеранах», « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития РФ. В свою очередь Министерство регионального развития РФ доводит выделенные средства до субъектов РФ путем перечисления на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ. Операции по кассовым расходам бюджетов субъектов РФ в территориальных органах Федерального казначейства, а при передаче субвенций из бюджетов субъектов РФ в местные бюджеты – на лицевых счетах, открытых получателям средств местных бюджетов в территориальных органах Федерального казначейства. Ответственность за несоблюдение Правил и недостоверность представляемых в Министерство финансов РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство регионального развития РФ сведений возлагается на органы государственной власти субъектов РФ.
Из возражений представителя ответчика Министерства регионального развития РФ следует, что министерство ненадлежащий ответчик, поскольку к их компетенции не относится разрешение вопроса о признании истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий. Указанное находится в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Согласно Правил предоставлении субвенций из федерального бюджета субъектам РФ в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до Дата обезличена, а также вставших на учет инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, субвенции предоставляются на основании заявки органа государственной власти субъекта РФ по установленной форме и в установленный срок. Минрегион России и администрация Тульской области, являющаяся получателем субвенций, заключило соглашение Дата обезличена Номер обезличен «О предоставлении в 2009 году субвенций из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на реализацию полномочий РФ в области полного обеспечения жильем до 1 мая 2010 года ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны». По которому субвенции в форме денежных средств перечислены Минрегионом России в УФК по Тульской области.
Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Суд, бесспорно, установил, что истец Ефимов Н.Т. инвалид 2 группы Великой Отечественной войны, а истец Ефимова В.П. ветеран Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверениями. В силу этого истцы принадлежат к заслуженным гражданам России, которым государство оказывает, особую социальную поддержу.
С Дата обезличена истцы проживают в доме по Адрес обезличен который постановлением муниципального образования г. Донской от Дата обезличена за Номер обезличен признан пригодным для проживания.
Занимаемое истцами жилое помещение составляет общая площадь *** кв.м., в том числе жилая площадь *** кв.м. Вместе с истцами в данном доме зарегистрированы их внуки Ефимов М.В. и Савочкин В.Б.
Из справок МКП ДЕЗ МО г. Донской следует, что Ефимов М.В., *** года рождения был зарегистрирован в доме истцов с Дата обезличена по Дата обезличена и с Дата обезличена по настоящее время. Савочкин В.Б. был зарегистрирован в данном доме в период с Дата обезличена по Дата обезличена и с Дата обезличена по настоящее время.
Из представленной истцом ксерокопии поквартирной карточки, которая не оспаривается представителем ответчика администрации МО г. Донской, также следует, что Ефимов М.В. был зарегистрирован в доме истцов в период с Дата обезличена по Дата обезличена.
Указанное обстоятельство также подтверждается пояснениями истцов, свидетеля ФИО23 о том, что Ефимов М.В. был зарегистрирован с рождения в период с Дата обезличена по Дата обезличена. Отец Ефимова М.В. оформлял бронь, по месту регистрации сына Ефимова М.В. После смерти отца Ефимов М.В. вернулся в дом истцов, где стал проживать, учиться и призвался в армию. Другого жилого помещения у Ефимова М.В. нет.
Из сообщений государственного регистратора от Дата обезличена следует, что Ефимову М.В. принадлежит *** доли в праве на земельный участок на землях населенных пунктов для объектов гаражной застройки и гараж, объект нежилого здания по Адрес обезличен, зона общей застройки гаражей, а Савочкин В.Б. не имеет объектов недвижимого имущества.
Президент РФ своим Указом об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов постановил в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны считать необходимым завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Федеральным законом «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
На основании п. 3 и п. 4 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина, поданного в указанный орган по месту своего жительства, с предоставлением документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на таком учете, о чем гражданину выдается расписка.
Истцы просили включить их в списки лиц на улучшение жилищных условий, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, менее учетной нормы, и в связи с проживанием в доме, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В ходе судебного заседания установлено, что Дата обезличена Ефимов Н.Т. обратился в администрацию муниципального образования г. Донской Тульской области с заявлением о включении его и членов его семьи в списки лиц на улучшение жилищных условий и на получение субсидии за счет средств федерального бюджета, что подтверждается его заявлением. (л.д. 34).
Из сообщения администрации муниципального образования г. Донской на заявление истцов о предоставлении средств на приобретение жилья ветеранам Великой Отечественной войны от Дата обезличена следует, что на основании решения Собрания депутатов муниципального образования г. Донской от 8.07.2005 года № 65-1 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения, как минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет менее 10 кв.м. общей площади на одного человека.
В ходе судебного заседания нашло свое подтверждение, то, что общая площадь *** кв. м. дома, занимаемая истцами и членами их семьи, (с учетом четырех человек) менее учетной нормы, что свидетельствует о нуждаемости истцов в жилом помещении. При таком положении, суд считает подлежащими удовлетворению требования истцов о включении их в списки лиц на улучшение жилищных условий, с даты подачи заявления в администрацию – Дата обезличена.
Заявление представителя ответчика администрации муниципального образования г. Донской о том, что право на постановку в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий возникает у истцов не ранее Дата обезличена года, в связи с регистрацией в жилом доме Дата обезличена их внука Ефимова М.В., *** года рождения, суд находит не основанным на требованиях закона.
Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Умышленные действия истцов по ухудшению жилищных условий и возможности проживания внука Ефимова М.В. в ином жилом помещении в ходе судебного заседания не нашли своего подтверждения. Вместе с тем нашло свое подтверждение то обстоятельство, что внук истцов – Ефимов М.В. был зарегистрирован в период с Дата обезличена по Дата обезличена в доме истцов. Выезжал с родителями в другое место жительство, а его отец имел бронь на данное жилое помещение. У Ефимова М.В. нет возможности проживания в ином помещении, что подтверждается сообщением регистратора, объяснениями истцов, показаниями свидетеля.
То обстоятельство, что дом, в котором проживают истцы, признан пригодным для проживания не исключает признания истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий, так как в ходе судебного заседания, установлено, что занимаемая истцами жилая площадь менее установленной учетной нормы.
Довод ответчика о том, что истцы не значатся в списке ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не может являться основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку судом установлено, что истцы обращались с данным заявлением к ответчику, и истцы являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Статья 23.2 Федерального закона РФ «О ветеранах» предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Пунктом 2 Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614, финансирование расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.
Пунктом 5 Правил определено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с п. 12 Правил органы государственной власти субъектов РФ вправе наделять органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению социальной поддержки, в том числе и полномочиями по обеспечению жильем.
Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации на указанные цели, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством регионального развития Российской Федерации.
Постановлением администрации Тульской области от 7.08.2006 года «Об утверждении временного положения о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий определено, для приобретения жилья за счет субсидий, единовременной денежной выплаты из федерального бюджета гражданин подает заявление в орган местного самоуправления муниципального района (городского округа). Орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) формирует список граждан.
Положение ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года предусматривает, что вопросы предоставления социальных льгот являются длящимися правоотношениями, в связи с этим государство обязано выполнить свои обязательства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возложении обязанности на администрацию муниципального образования г. Донской включить истцов в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. А также приходит к выводу о возложении обязанности на администрацию муниципального образования г. Донской и на Минрегион России по предоставлению истцам указанной выплаты в порядке очередности.
Ссылка на то, что обязанность по обеспечению предоставления льгот и гарантий, не может быть возложена на федеральные органы государственной власти, не основана на нормах материального права. Указанная льгота была предусмотрена федеральными законами и финансируется из федерального бюджета. Финансирование затрат на предоставление данной льготы осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации. При таком положении суд считает, что Минфин РФ ненадлежащий ответчик.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
обязать администрацию муниципального образования г. Донской включить истцов Ефимова Н.Т. и Ефимову В.П. в списки лиц на улучшение жилищных условий для предоставления социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета с Дата обезличена.
Обязать Минрегион России и администрацию муниципального образования г. Донской Тульской области предоставить истцам Ефимову Н.Т. и Ефимовой В.П. социальную выплату на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в порядке очередности.
В иске Ефимова Н.Т. и Ефимовой В.П. к Министерству Финансов Российской Федерации – отказать как к ненадлежащему ответчику.
Решение может быть обжаловано сторонами в Тульский областной суд путём подачи кассационной жалобы через Донской городской суд Тульской области, в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья С.Н. Цыгульская
Решение вступило в законную силу.