решение от 11.10.2010г. о признании незак. отказа в назн. пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2010 года город Донской

Донской городской суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Пасечниковой Е.В.,

при секретаре Кузнецовой И.Ю.,

с участием

истца Трутневой Н.И.,

представителей ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ (УПФ РФ) в г. Донском Тульской области Венюковой Л.А. и Карывановой Е.В., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Трутневой Н.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Донском Тульской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

установил :

Трутнева Н.И. обратилась в суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Донском Тульской области (далее УПФ РФ (ГУ) в г. Донском) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, о включении в ее специальный стаж периода работы с Дата обезличена по Дата обезличена в должности заведующей ** и ** медпунктом ** центральной районной больницы и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со Дата обезличена

В обоснование заявленных требований указала, что имея, по ее убеждению, по состоянию на Дата обезличена 30-летний стаж работы в учреждениях здравоохранения, она Дата обезличена обратилась в УПФ РФ в г. Донском Тульской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, однако решением пенсионного органа от Дата обезличена Номер обезличен ей было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия необходимого специального стажа, так как в зачет не принят период ее работы в должности заведующей ** и ** медпунктами ** центральной районной больницы.

Считает данный вывод ответчика не основанным на законе, поскольку по ее утверждению, в наименовании должности, занимаемой ею в спорный период времени, указанной в трудовой книжке, как заведующая ** медпунктом ** района в период с Дата обезличена по Дата обезличена и заведующая ** медпунктом ** района в период с Дата обезличена по Дата обезличена., допущена ошибка. Правильное наименование ее должности заведующая медицинским пунктом - фельдшер, поскольку она имеет среднее медицинское образование по специальности фельдшер и непосредственно занималась лечебной деятельностью по охране здоровья населения. Поскольку осуществляемая ею деятельность в оспариваемый период проходила в сельской местности, то считает, что спорный период должен войти в ее специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца.

В судебном заседании истица Трутнева Н.И. заявленные исковые требования уточнила, а именно считает правильным наименование ее должности в период работы в ** и ** медицинских пунктах как заведующей фельдшерско-акушерских пунктом, в остальном поддержала заявленные ею требования.

Представители ответчика УПФР (ГУ) в городе Донском по доверенности Венюкова Л.А. и Карыванова Л.В. в судебном заседании исковые требования Трутневой Н.И. не признали и пояснили, что специальный стаж истицы в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на момент ее обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по указанному основанию по состоянию на Дата обезличена составил * лет * месяца * дней, что в силу по п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ не дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

Спорный период, о включении которого в специальный стаж требует истица, не может быть, по их мнению, засчитан в специальный стаж, так как в это время Трутнева Н.И. работала в должности заведующей ** и ** медпунктами ** центральной районной больницы, а такая должность не предусмотрена Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными постановлением Правительства от 29.10.2002г. № 781, кроме того должность заведующая структурным подразделением учреждения предусмотрена только для врачебных должностей учреждения здравоохранения.

Выслушав истца, представителей ответчика УПФР (ГУ) в г. Донском по доверенности Венюковой Л.А. и Карывановой Л.В., исследовав материалы отказного пенсионного дела истицы и материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Согласно ст. 39 ч. 1 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173– ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах независимо от их возраста.

При этом в соответствие с подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и поселке городского типа ( рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке ( 1 год работы и 3 месяца).

Условием досрочного назначения пенсии в соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» является занятость на работах, в профессиях, должностях, специальностях и учреждениях (организациях), которые предусмотрены Списками, утвержденными Правительством РФ.

Специальный стаж истицы Трутневой Н.И. на момент ее обращения Дата обезличена. с заявлением о назначении досрочной пенсии в Управление Пенсионного фонда РФ ГУ в г.Донском, с учетом бесспорных периодов ее деятельности составил, как следует из того же решения ответчика, * лет * месяцев * дней.

В зачет выслуги лет Трутневой Н.И. ответчиком не принят, согласно тому же решению, период ее работы с Дата обезличена по Дата обезличена в должности заведующей ** медпунктом ** больницы и период с Дата обезличена по Дата обезличена в должности заведующей ** медпунктом ** района, со ссылкой на то, что данная должность не предусмотрена Списками должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п.20 п.1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 и, кроме того должность заведующая структурным подразделением учреждения предусмотрена только для врачебных должностей здравоохранения.

В числе должностей, утвержденных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781., предусмотрена, в том числе должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшер.

В трудовой книжке Трутневой Н.И., выданной Дата обезличена имеется запись под Номер обезличен о принятии ее на работу в должности заведующей ** медицинским пунктом ** района с Дата обезличена по Дата обезличена, и запись Номер обезличен о переводе с Дата обезличена ее на работу в должности заведующей ** медицинским пунктом ** района, где она проработала до Дата обезличена Подтверждением этих записей является также архивная справка ** районного архива от Дата обезличена Номер обезличен. Указанные медицинские пункты относились, как следует из справки главного врача МУЗ «** центральная районная больница», к ** центральной районной больницей.

Согласно диплома Номер обезличен, выданного ** медицинском училищем Дата обезличена., Линькова Н.И. окончила медицинское училище по специальности фельдшер.

Изменение фамилии истицы с Линьковой на Трутневу обусловлено вступлением ее в брак с Трутневым.

Должностные инструкции заведующих медицинских пунктов, как следует из письма главного врача МУЗ «** центральная районная больница», не сохранились, но, по ее утверждению, основные обязанности и права заведующего медицинских пунктов, указанные в должностных инструкциях, применяемых в настоящее время, идентичны тем, которые были вменены тем же работникам ранее в период работы Трутневой Н.И. Кроме организаторской работы, заведующий фельдшерско-акушерским пунктом осуществлял лечебно-профилактическую и санитарно-профилактическую деятельность. Сотрудники медпунктов работали в соответствии с типовыми должностными инструкциями, не имея персональных.

Из представленной суду должностной инструкции заведующего фельдшерско-акушерским пунктом, применяемой в настоящее время, в должностные обязанности данного должностного лица среднего медицинского персонала входит оказание лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи, первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях, доврачебной медицинской помощи населению, обслуживание вызовов на дом, проведение диспансеризации и патронажа беременных и родильниц, наблюдение за состоянием здоровья и развитием детей первого года жизни, осуществление текущего санитарного надзора, организация и проведение противоэпидемического мероприятия, проведение санитарно-просветительской работы среди населения.

По смыслу закона в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании.

Согласно сведений, имеющихся в штатном расписании и тарификационных списках за Дата обезличена., кроме должности заведующей здравпунктом, как **, так и **, иных должностей как врачебного, так и среднего медицинского персонала, не значится.

Исходя их обязанностей, выполняемых лицами, назначенными на должность заведующего ** и ** медпунктов ** района, суд соглашается с доводами истицы о том, что данные лица фактически выполняли обязанности фельдшера, поскольку, как указано выше, в судебном заседании достоверно установлено, что иного врачебного и среднего медицинского персонала в штате данных медицинского пункта не было. Учитывая, что ** и ** медпункты относились к ** центральной районной больнице, т.е. являлись ее структурными, территориально обособленным подразделениями и располагались в сельской местности, суд считает, что наименование должности в данных медицинских пунктах как заведующей обусловлено тем, что на заведующего были возложены еще и административные обязанности, а наименование учреждения, как медпункт, имело место, как наименование пункта оказания медицинской помощи. Исходя из характера и объема медицинской помощи, оказываемой заведующими указанных выше медицинских пунктов населению, суд считает, медицинский пункт должен именоваться как фельдшерско-акушерский.

Однако наряду с наличием записей в трудовой книжке истицы о работе ее в спорные периоды в ** и ** медицинских пунктах из штатного расписания и тарификационных списков за Дата обезличена следует, что в ** медицинском пункте по состоянию на Дата обезличена заведующей работала ФИО2., она же работала в этой должности и в ** медицинском пункте по состоянию на Дата обезличена, и только в *, * г.г. заведующей этого же медицинского пункта числится Трутнева Н.И.

Согласно справке главного врача МУЗ «** центральная районная больница» в тарификационном списке за * год Линькова не значится, так как она работала заведующей ** медицинским пунктом на период декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком ФИО2 Должностные инструкции заведующих данных медицинских пунктов не сохранились.

Согласно архивной справки ** муниципального архива администрации Мо ** район от Дата обезличена Номер обезличен по расчетно-платежным ведомостям на зарплату ** медицинского пункта с Дата обезличена по Дата обезличена. Трутнева Н.И. не значится, а значится лишь в период с Дата обезличена по Дата обезличена.

Поскольку в судебном заседании не добыто сведений о начислении Трутневой Н.И. заработной платы за работу в должности заведующей ** медицинского пункта в период с Дата обезличена по Дата обезличена и заведующей ** медицинского пункта в период с Дата обезличена по Дата обезличена., в связи с чем, не добыто безусловных доказательств работы истицы в спорный период в спорной должности, то суд считает неоснованными на законе требования истицы о возложении на ответчика обязанности включить данный период в ее специальный трудовой стаж.

Вместе с тем, суд также считает не основанным на законе и вывод ответчика о не включении оставшегося спорного периода в специальный стаж истицы, поскольку фактически истица выполняла трудовую функцию заведующей фельдшерско-акушерским пунктом.

Таким образом, стаж работы истицы в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом в ** фельдшерско-акушерском пункте составляет * года * месяцев * дней. Учитывая то, что истица осуществляла лечебную деятельность в сельской местности стаж работы за этот период должен исчисляться в льготном порядке ( 1 год работы за 1 год работы и 3 месяца), следовательно, он составляет * года * дней.

Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

С учетом того, что по расчетом ответчика, которые не оспариваются истицей, по состоянию на Дата обезличена специальный стаж Трутневой Н.И. составил * лет * месяца * дней, то при прибавлении к данному стажу периода работы в ** фельдшерско-акушерском пункте, продолжительностью * года * дней, специальный стаж составляет * лет * месяца * дня, что свидетельствует о том, что право на назначение досрочной трудовой пенсии у Трутневой Н.И. на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии не наступило.

По состоянию на Дата обезличена продолжительность специального трудового стажа истицы, при условии, что она со Дата обезличена по настоящее время работает участковой медицинской сестрой в детской поликлинике МУЗ «** городская больница», составляет * лет * месяцев * дня.

Поскольку согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, то Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Донском Тульской области от обязанности возмещения истцу понесенных судебных издержек, подлежит освобождению. Данные расходы в силу ст.103 ГПК РФ подлежат возмещению истцу за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,

решил:

исковое заявление Трутневой Н.И. удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Донском Тульской области включить в стаж Трутневой Н.И., дающий право на досрочную пенсию по старости, период работы с Дата обезличена по Дата обезличена в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшер ** фельдшерско-акушерским пунктом ** центральной районной больницы.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Возместить истице за счет средств федерального бюджета судебные расходы по оплате госпошлины при подаче иска в размере * рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Донской городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.В.Пасечникова