решение от 16.11.2010 года о признании праванаполучение мер социаьной поддержки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2010 года город Донской

Донской городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Исаевой Т.В.,

при секретаре Протасовой Е.Н.,

с участием

истца Жечкова И.И.,

представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения города Донского» по доверенности Карюкиной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Жечкова И.И. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Донского» о признании права на получение мер социальной поддержки и понуждении предоставить меры социальной поддержки как ветерану труда,

установил:

Жечков И.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Донского» о признании права на получение мер социальной поддержки, понуждении предоставить меры социальной поддержки как ветерану труда, указывая на то, что он с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером Министерства Обороны РФ и ему назначена пенсия за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей». С ДД.ММ.ГГГГ форма предоставления льгот была изменена Тульской областной Думой на денежные выплаты, а реализация этих выплат возложена на департамент социального развития Тульской области. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Донской отдел социальной защиты населения с заявлением о предоставлении ему, как ветерану труда, мер социальной поддержки. Однако в предоставлении вышеуказанных мер социальной поддержки ему было отказано по причине не достижения им возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости. Считает отказ в предоставлении ему мер социальной поддержки незаконным, необоснованным и нарушающим его права.

Истец Жечков И.И. в судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ он является пенсионером МО РФ и ему назначена пенсия за выслугу лет. При обращении в Донской отдел социальной защиты населения с заявлением о предоставлении ему, как ветерану труда, мер социальной поддержки, ему было отказано со ссылкой на то, что он не достиг возраста, дающего право на трудовую пенсию.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения г. Донского» по доверенности Карюкина Е.М. в судебном заседании исковые требования Жечкова И.И. не признала и пояснила, что меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Определенные законом меры социальной поддержки Жечков И.И. может реализовать при достижении им возраста, дающего право на трудовую пенсию. В настоящее время правовых оснований для удовлетворения исковых требований Жечкова И.И. не имеется.

Представитель третьего лица Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, имеется заявление заместителя директора департамента И.А.Краюшкина с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении исковых требований просят отказать.

Выслушав истца Жечкова И.И., представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Донского» по доверенности Карюкину Е.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

На основании ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Согласно п.п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству (ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года меры социальной поддержки, устанавливаемые ветеранам труда законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п. 24 п. 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов труда относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения и осуществляется данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 13.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранам труда при выходе на пенсию в качестве мер социальной защиты предоставляются следующие права и льготы:

50-процентная скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в пределах социальной нормы), в том числе членам семей указанных лиц, совместно с ними проживающим (в коммунальных квартирах - 50-процентная скидка в оплате занимаемой жилой площади). Льготы по оплате жилья предоставляются ветеранам труда, проживающим в домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях;

50-процентная скидка в оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, абонентная плата за телефон, радио, коллективная антенна), а ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - в оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом производится в первоочередном порядке. Льготы по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации вправе устанавливать ветеранам труда дополнительные льготы.

Согласно ст. 23 Федерального закона Российской Федерации от 13.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов устанавливаются законодательством Российской Федерации. Указанные ветераны по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, приобретают право на льготы, установленные для ветеранов труда.

На основании п. 2 ст. 1 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, имеют право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом.

В соответствии со ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

Федеральным законом Российской Федерации от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты РФ были обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Ранее действующим федеральным законодательством предоставление мер социальной защиты в виде льгот по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг также предусматривалось с учетом ограничений, а именно ветеранам труда при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что положения ст. 1 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не подлежат применению без учета положений ст. 3 данного закона, и только в данном случае для предоставления вышеуказанных льгот, закон предусматривает обязательное условие – достижение возраста, отсутствие которого исключает предоставление мер социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг.

Вместе с тем, ст. 7 Закона Тульской области от 22.08.2004 года № 122-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

На основании ст. 3 Закона Тульской области от 22.08.2004 года № 122-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» предусматривает ограничения (достижение возраста) по предоставлению льгот по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг. Указаний о том, что такое ограничение подлежит распространению на иные меры социальной поддержки, закон не содержит и с доводами в указанной части представителя ответчика суд не может согласиться.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением от 15 марта 2005 г. № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

В соответствии с п. 4 указанного порядка граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган социального развития по месту жительства. К заявлению прилагаются:

копии документов, удостоверяющих личность, место жительства гражданина;

копия удостоверения (свидетельства установленного образца), дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты.

Из удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, следует, что Жечков И.И. является «Ветераном военной службы».

Как следует из удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, Жечкову И.И. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет.

Согласно удостоверению №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Донским комитетом социальной защиты населения Департамента социального развития Тульской области, Жечков И.И. является ветераном труда и имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных ст.ст. 22, 23 Федерального закона «О ветеранах».

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Жечков И.И. обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управления социальной защиты населения г. Донского» с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки.

Из ответа Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения г. Донского» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Жечкову И.И. на его обращение с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты было отказано ввиду того, что меры социальной поддержки предоставляются только при достижении возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности. По вопросу получения справки на льготный проездной билет, рекомендуют обратиться в ГУ УПФ РФ по г.Донскому.

Учитывая тот факт, что истцом в установленном порядке было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в Государственное учреждение Тульской области «Управления социальной защиты населения г. Донского», то есть по месту жительства, а иных документов, кроме копии документов, удостоверяющих личность, место жительства гражданина и копии удостоверения, дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты, для обращения с таким заявлением не требуется, суд считает, что отказ Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения г.Донского» в выплате Жечкову И.И. единовременной денежной выплаты является незаконным, в связи с чем, суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование истца о понуждении Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Донского» устранить допущенные нарушения прав путем назначения ему ежемесячных денежных выплат.

Поскольку истец обратился с заявлением о назначении и выплате ему ежемесячной денежной выплаты ДД.ММ.ГГГГ, то в силу п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением от 15 марта 2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», суд считает, что требование истца о назначении ему ежемесячной денежной выплаты является обоснованным. Однако, принимая во внимания заявительный характер назначения оспариваемых выплат, она подлежит назначению истцу с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования Жечкова И.И. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Донского» о признании права на получение мер социальной поддержки и понуждении предоставить меры социальной поддержки как ветерану труда - удовлетворить.

Признать право Жечкова И.И. на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Донского» предоставить Жечкову И.И. меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Донской городской суд Тульской области.

Судья Т.В.Исаева