Решение
Именем Российской Федерации
16 ноября 2010 года город ДонскойДонской городской суд Тульской области в составе:председательствующего Миненковой О.В.,при секретаре Афанасьевой А.Н.,
с участием
истца Бородиной З.И. в интересах Ситдикова А.Ф.,
представителя истца по доверенности Попсуевой О.В.,
представителя ответчика администрации МО г.Донской, по доверенности, Генг Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бородиной З.И. в интересах Ситдикова А.Ф. к администрации муниципального образования город Донской Тульской области, администрации Тульской области, Министерству регионального развития РФ, Министерству финансов РФ, Департаменту социального развития по Тульской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования г.Донской Тульской области, отказавшей в принятии Ситдикова А.Ф. на учет, как военного пенсионера, нуждающегося в жилом помещении и наложении обязанности на администрацию муниципального образования г.Донской Тульской области поставить Ситдикова А.Ф. как военного пенсионера на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставить жилое помещение военному пенсионеру, уволившемуся с военной службы,
установил:
истец Бородина З.И. в интересах Ситдикова А.Ф. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования город Донской Тульской области (далее администрация МО г.Донской Тульской области), администрации Тульской области, Министерству регионального развития РФ, Министерству финансов РФ, Департаменту социального развития по Тульской области о признании незаконным бездействия администрации МО г.Донской Тульской области, отказавшей в принятии Ситдикова А.Ф. на учет, как военного пенсионера, нуждающегося в жилом помещении и наложении обязанности на администрацию МО г.Донской Тульской области поставить Ситдикова А.Ф. как военного пенсионера на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении жилого помещения военному пенсионеру, уволившемуся с военной службы.
В обоснование заявленных требований истица указала, что она является опекуном своего супруга Ситдикова А.Ф., являющегося инвалидом 1 группы, признанного недееспособным по решению Донского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ и который с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером Министерства обороны РФ. Приказом заместителя МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года супруг был досрочно уволен с военной службы в запас по ст.49 ч.2 п. «а» ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями, календарная выслуга лет составила 22 года, в льготном исчислении 28 лет. На момент увольнения с военной службы он не был обеспечен жильем и ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в её частном доме <адрес>, принадлежащего ей на праве собственности и доставшегося по завещанию после смерти родителей. В ДД.ММ.ГГГГ её супруг по вопросу о предоставлении жилья обратился в военкомат г.Донского, где ему было разъяснено о предоставлении соответствующего пакета документов. Его неоднократные обращения по поводу предоставления справки по последнему месту службы в КЭЧ г.Воркуты, положительных результатов не дали. Справки выдавались с неправильной формулировкой, как ему было сообщено об этом в комитете по распределению жилья администрации МО г.Донской, куда он неоднократно обращался в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ, после неоднократных обращений в администрацию г.Донского, из-за переживаний о невозможности получить свое жилье, у супруга произошел инсульт и его парализовало. В ДД.ММ.ГГГГ она сама обратилась в военкомат г.Новомосковска с просьбой направить официальный запрос в КЭЧ г.Воркуты и после этого справка была получена. Однако не смотря на это, в комитете по распределению жилья администрации МО г.Донской ей сообщили, что комитет военными пенсионерами уже не занимается, и посоветовали собирать документы на постановку на учет на улучшение жилищных условий на общих основаниях, а ни как военного пенсионера. Жилищный сертификат супругу не был выдан, так как он не состоял в очереди до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица Бородина З.И. в интересах Ситдикова А.Ф. поддержала исковые требования, пояснив вышеизложенное, настаивала на их полном удовлетворении, просила о предоставлении супругу жилого помещения в собственность в соответствии с п. «а» ч.6 Правил предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.11.2009 года №903и показала, что её супруг Ситдиков, начиная с ДД.ММ.ГГГГ стал обращаться в администрацию МО г.Донского по вопросу о предоставлении ему жилья как военному пенсионеру. Но его заявления без справки из КЭЧ г.Воркуты, о том что там ему не выделялось жилье, в комитете по жилью администрации г.Донского, не принимали и не давали никаких письменных ответов и разъяснений. В ДД.ММ.ГГГГ мужа парализовало и тогда она сама в его интересах стала обращаться в администрацию г.Донского, но заявления не принимали. Тогда она стала ходатайствовать перед военкомом, чтобы тот оказал им содействие по этому вопросу. В ДД.ММ.ГГГГ военный комиссар ФИО1 обращался сам к главе администрации г.Донского и ходатайствовал предоставить супругу жилое помещение, как военному пенсионеру. Но ответов никаких не получили, а в ДД.ММ.ГГГГ глава администрации дал ответ, что жилищный сертификат выдать не могут, поскольку Ситдиков не состоит на учете, как нуждающийся в жилье до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Попсуева О.В. поддержала исковые требования истца Бородиной З.И. в интересах Ситдикова А.Ф., настаивала на их полном удовлетворении, пояснив, что до приезда в ДД.ММ.ГГГГ к своей жене в <адрес>, Ситдиков А.Ф. проживал в служебном жилом помещении, по месту службы в городе Воркуте. Из-за отсутствия справки с ВЭЧ г.Воркуты, в которой должно быть указано, что за гражданином не числится жилье в г.Воркуте, его не поставили на учет на улучшение жилищных условий и получение квартиры до ДД.ММ.ГГГГ, из-за чего были потеряны годы и его здоровье.
Представитель ответчика - администрации МО г.Донской Тульской области, по доверенности Генг Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований истца, пояснив, что в соответствии с постановлением Правительства РФ № 903 от 6.11.2009 года «О предоставлении в 2009 году, гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности и Правил предоставления в 2009 году», гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, на которое и ссылается истец, в пункте 14 установлен перечень документов, необходимых для предоставления вместе с заявлением в компетентные органы. В п.15 вышеуказанных Правил говорится о том, что в случае, если в установленный в уведомлении срок, гражданином, уволенным с военной службы, не представлены или представлены не все документы, указанные в пункте 14 настоящих Правил, в предоставлении жилого помещения отказывается, о чем он письменно уведомляется с указанием мотивов принятого решения и возвратом представленных документов. Главой администрации города Донской в ДД.ММ.ГГГГ Ситдикову А.Ф. был дан ответ о том, что поскольку до ДД.ММ.ГГГГ он не был поставлен на учет на улучшение жилищных условий, поэтому в выдаче сертификата на жилое помещение ему было отказано. Кроме того, вышеуказанное постановление № 903 от 6.11.2009 гожа, в частности п.2, имеет отсылочную норму к Жилищному кодексу РФ статье 51, в которой указаны основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, т.е. Ситдиков А.Ф. должен подтвердить не только свой статус как военнослужащего, но и то, что он нуждается в жилом помещении. Ситдиков А.Ф. имел право и имеет право в настоящее время на получение жилого помещения, как военный пенсионер, но не встав на учет до ДД.ММ.ГГГГ, фактически не использовал своего права. То обстоятельство, что он не мог получить справку с КЭЧ г.Воркуты, произошло по независящим от администрации МО г.Донской обстоятельствам.
Представитель ответчика – администрации Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. В материалах дела от директора департамента Тульской области по правовому обеспечению и контролю ФИО2 имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, с исковыми требованиями истца не согласны, поскольку действующим законодательством Российской Федерации, а именно постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 года № 760 «О предоставлении в 2010 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности» установлено, что предоставление в 2010 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, приобретенных в соответствии с Правилами приобретения в 2008-2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4.12.2008 года № 902 «О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008-2009 годах», осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2009 года № 903 «О предоставлении в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности» (далее - Правила), за исключением пункта 11 этих Правил. В соответствии с пунктом 6 Правил жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, могут предоставляться по выбору граждан, уволенных с военной службы: а) в собственность бесплатно – на основании решения Министерства регионального развития Российской Федерации; б) по договору социального найма – органом местного самоуправления после передачи в порядке, установленном федеральным законом, жилых помещений из федеральной собственности в муниципальную собственность. Таким образом, администрация Тульской области не является органом, уполномоченным на предоставление жилого помещения истцу и, соответственно, не является ответчиком по настоящему гражданскому делу.
Представитель ответчика – Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, возражений не представили, заявлений и ходатайств об отложении слушания по делу не поступило.
Представитель ответчика Министерства регионального развития Российской Федерации (далее Минренгион России) в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, в деле от представителя Минрегион России по доверенности ФИО3 имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, с исковыми требованиями истца не согласны, поскольку абзацем вторым пункта 2 статьи 15 ФЗ № 76 от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учёт в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года № 5-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан» пункты 2 и 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, её статьям 19 (часть 2) и 40, в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет. Указанное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации признает недействующими положения пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее Закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ) только в части ограничения граждан, вставших на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в выборе способа обеспечения жилым помещением. В остальных случаях положения статьи 15 Закона 27 мая 1998 года № 76-ФЗ действуют. Таким образом, согласно пункту 2 статьи 15 Закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ, граждане, уволенные с военной службы и приняты на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваются жилыми помещениями в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Согласно статьям 1-6, 13, 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. Согласно подпункту «б» пункта 1 Правил приобретения в 2008-2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года № 902 «О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008-2009 годах» (далее – Правила № 902, Постановление № 902), и пунктам 1,4 Постановления № 902 подведомственным Министерству регионального развития Российской Федерации федеральным государственным учреждением «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» (далее ФГУ) приобретаются квартиры в многоквартирных домах (далее квартиры) для последующего их предоставления гражданам, уволенным с военной службы и являющимся участниками подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы ( далее Подпрограмма). Исходя из финансовых возможностей государства и установленного краткосрочного действия (2008-2009 годы) Постановления № 902, Правительство Российской Федерации, выделив конкретные объемы федерального бюджета целевым назначением этих средств на обеспечение жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», было вправе определить, какие именно категории военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, подпадают под действие принятого им нормативного правового акта, а также установить критерии выбора приобретаемых жилых помещений, в том числе в части их стоимости, общей площади жилых помещений в зависимости от числа комнат в таких квартирах, обременения их различного рода обязательствами, иные условия, несоответствие которым исключает возможность приобретения жилых помещений. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 760 «О предоставлении в 2010 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности» (далее – Постановление № 760) установлено, что Минрегион России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решения о предоставлении в 2010 году гражданам, уволенным с военной службы, в собственность бесплатно жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, приобретенных в соответствии с Правилами № 902. Подпункт «а» пункта 1 Постановления № 760 устанавливает, что жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, закупленные в соответствии с Постановлением № 902, предоставляются в порядке, установленном Правилами предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, утвержденными Постановлением от 6 ноября 2009 года № 903 «О предоставлении в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности» (далее – Постановление № 903, Правила предоставления). В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Правил предоставления право на предоставление в собственность бесплатно жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, или по договору социального найма жилых помещений, переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, имеют являющиеся участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 (далее – Подпрограмма), граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставших в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года. Ситдиков А.Ф. не состоит на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и не имеет статуса участника Подпрограммы. В соответствии с пунктами 17-25 Правил предоставления, жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, представляются федеральным агентством по управлению государственным имуществом в собственность граждан на основании их заявления, направленного в органы местного самоуправления, и решения Минрегиона России, оформленного в виде приказа Минрегиона России. При этом следует учитывать, что в соответствии с положениями Правил предоставления Минрегион России принимает решение о предоставлении гражданину, уволенному с военной службы, жилого помещения на основании ходатайства главы муниципального образования, где он состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилья (улучшении жилищных условий). Указанное ходатайство предусматривает в качестве обязательных реквизитов данные об адресе и характеристиках предоставляемого жилого помещения. От главы муниципального образования указанное ходатайство в Минрегион России не поступало. Таким образом, Минрегион России считает, что заявленные требования к Минрегону России не основаны на законе, и Минрегион России является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель ответчика Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, в деле от представителя Департамента социального развития Тульской области, по доверенности ФИО4 имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, полагают, что по данному иску департамент не является надлежащим ответчиком, поскольку Ситдиков А.Ф. не включался в списки граждан-участников федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и департамент не занимается постановкой на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, данные вопросы отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Представитель третьего лица военного комиссариата Тульской области по городам Новомосковск, Донской в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, в деле от начальника отдела военного комиссариата Тульской области по городам Новомосковск, Донской ФИО5 имеется ходатайство о рассмотрении данного гражданского дела в отсутствие их представителя.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков – представителей администрации Тульской области, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства регионального развития РФ, Департамента социального развития Тульской области, третьего лица - военного комиссариата Тульской области по городам Новомосковск, Донской., своевременно и надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения гражданского дела.
Согласно ст. 123 Конституции РФ, ст. ст. 12, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения истца Бородиной З.И. в интересах Ситдикова А.Ф., представителя истца по доверенности Попсуевой О.В., представителя ответчика администрации МО г.Донской Тульской области, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из сообщения военного комиссара городов Новомосковск, Донской и Новомосковского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, Ситдиков А.Ф., уволен с военной службы в запас по статье 49, части 2, пункту «А» (в связи с организационно-штатными мероприятиями) ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» имеет право на получение жилья. Военкоматом неоднократно были сделаны запросы в КЭЧ г.Воркуты по последнему месту прохождения военной службы о предоставлении справки, в которой должно быть указано, что в категории получивших жилое помещение, Ситдиков не значится, справка по факту не обеспечения жилой площадью не выдавалась. В настоящее время такая справка получена, ходатайствует по решению вопроса о предоставлении жилой площадью подполковнику запаса Ситдикову А.Ф.
Из сообщения ФГУ «Воркутинская квартирно-эксплутационная часть района» от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что по книгам выдачи ордеров по ФГУ «Воркутинская КЭЧ района» Ситдиков А.Ф. в категории получивших жилое помещение в г.Воркуте не значится, справка по факту не обеспечения жилой площадью в г.Воркуте не выдавалась.
Согласно послужного списка, выданного военным комиссариатом г.Новомосковск, Донской и Новомосковского района, Ситдиков А.Ф. на военную службу призван ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ досрочно уволен с военной службы в запас по статье 49, части 2, пункту «А» (в связи с организационно-штатными мероприятиями).
В соответствии со справкой (л.д.13) военного комиссариата г.Донского Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №, полковник запаса Ситдиков А.Ф., <данные изъяты> досрочно уволен с военной службы в запас по статье 49, части 2, пункту «А» (в связи с организационно-штатными мероприятиями) ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе»
Из свидетельства о заключении брака выданного отделом ЗАГС г.Донского Тульской области ДД.ММ.ГГГГ серия №, Ситдиков А.Ф. и Бородина З.И. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, жене присвоена фамилия Бородина.
Согласно постановлению главы администрации муниципального образования город Донской от ДД.ММ.ГГГГ №, установлена опека над недееспособным Ситдиковым А.Ф., <данные изъяты> года рождения и Бородина З.И. назначена над ним опекуном.
Как следует из сообщения Донского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ №, за Ситдиковым А.Ф. в г.Донском по данным органов технической инвентаризации жилой площади на праве частной собственности не зарегистрировано.
Согласно справки серии №, выданной повторно ДД.ММ.ГГГГ филиалом бюро № ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тульской области», Ситдиков А.Ф. является инвалидом 1 группы бессрочно.
Согласно справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ МКП «ДЕЗ» МО г.Донской, Ситдиков А.Ф., <данные изъяты> рождения, зарегистрирован и проживает <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.
Как следует из сообщения главы администрации муниципального образования г.Донской от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с тем, что Ситдиков А.Ф. не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации муниципального образования город Донской и не включен в сводный список Тульской области в число граждан-участников подпрограммы, рассмотрение вопроса о выдаче ему именного сертификата на право получения за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения в настоящее время не представляется возможным.
Как следует из сообщения главы администрации муниципального образования город Донской от ДД.ММ.ГГГГ №, до ДД.ММ.ГГГГ, заявление о постановке на учет, как уволенного с военной службы в запас и документы, подтверждающие право на получение сертификата на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения согласно федеральному законодательству о военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, от Ситдикова А.Ф. в администрацию муниципального образования город Донской не поступали.
Согласно свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного ДД.ММ.ГГГГ нотариусом г.Донского Тульской области Недорезовой Л.В., зарегистрированного в реестре за №, наследником имущества ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ, является ФИО7, проживающая в <адрес> Наследственное имущество, на которое выдано настоящее свидетельство, состоит из жилого дома, <адрес> принадлежащего наследодателю на основании договора застройки, удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ, реестр №, что подтверждается справкой МП «Инвентаризатор» г.Донского Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Как следует из ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Из представленных истцом доказательств, которым у суда нет оснований не доверять, судом установлено, что истец Ситдиков А.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом 1 группы, признан недееспособным по решению Донского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Ситдиков является пенсионером Министерства Обороны РФ.
Приказом заместителя МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Ситдиков А.Ф. был досрочно уволен с военной службы в запас по ст.49 ч.2 п. «а» ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями, календарная выслуга лет составила 22 года, в льготном исчислении 28 лет.
На момент увольнения с военной службы он не был обеспечен жильем и ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в <адрес> принадлежащим его супруге Бородиной З.И. на праве собственности. Данный жилой дом ДД.ММ.ГГГГ постройки, общей площадью х кв.м., жилой х кв.м. и наряду с Ситдиковым в нем зарегистрированы и проживают члены его семьи: супруга Бородина З.И., дочь Бородиной З.И.- Попсуева О.В., несовершеннолетние внуки Бородиной- Аметов В.В. 1995 г.р. и Рыжкова А.С. 2010 г.р.
Ситдиков А.Ф., являющийся пенсионером Министерства Обороны РФ, на территории РФ не имеет своего жилого помещения в собственности или на условиях договора социального найма для постоянного проживания. Жилой площадью в г.Воркуте на период службы и увольнения обеспечен не был.
Из показаний представителей истца Бородиной З.И. и Попсуевой О.В., которым у суда оснований не доверять не имеется, а также заявления Ситдикова А.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ на имя специалиста комитета по учету и распределению жилья администрации г.Донского (л.д.92), следует, что Ситдиков А.Ф., как военный пенсионер с ДД.ММ.ГГГГ, обращался в администрацию г.Донского Тульской области с заявлением по вопросу постановки его на получение жилья как военного пенсионера, однако из-за отсутствия справки из КЭЧ г.Воркуты, что за ним не числится жилье в г.Воркуте, администрация МО г.Донской до ДД.ММ.ГГГГ не поставила его на учет как нуждающегося в жилом помещении. Интересующая справка из КЭЧ г.Воркуты истцом была получена ДД.ММ.ГГГГ, однако не смотря на это, администрацией МО г.Донского Тульской области, ему снова неправомерно было отказано в принятии от него заявления и пакета документов для постановки на учет как военного пенсионера, нуждающегося в получении жилья.
Суд считает, что непредставление Ситдиковым А.Ф. в компетентные органы данной справки в срок до ДД.ММ.ГГГГ носило уважительный характер и не может ограничивать его законных прав быть обеспеченным государством, жильем. Кроме этого, суд считает, что при сложившейся ситуации и отдаленности места службы Ситдикова, орган местного самоуправления мог оказать содействие военному пенсионеру Ситдикову в скорейшем получении данной справки из КЭЧ г.Воркуты.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 15 ФЗ № 76 от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учёт в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года № 5-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан» пункты 2 и 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, её статьям 19 (часть 2) и 40, в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
Указанное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации признает недействующими положения пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее Закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ) только в части ограничения граждан, вставших на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в выборе способа обеспечения жилым помещением. В остальных случаях положения статьи 15 Закона 27 мая 1998 года № 76-ФЗ действуют. Таким образом, согласно пункту 2 статьи 15 Закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ, граждане, уволенные с военной службы и принятые на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваются жилыми помещениями в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно статьям 1-6, 13, 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Согласно подпункту «б» пункта 1 Правил приобретения в 2008-2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года № 902 «О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008-2009 годах» (далее – Правила № 902, Постановление № 902), и пунктам 1,4 Постановления № 902 подведомственным Министерству регионального развития Российской Федерации федеральным государственным учреждением «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» (далее ФГУ) приобретаются квартиры в многоквартирных домах (далее квартиры) для последующего их предоставления гражданам, уволенным с военной службы и являющимся участниками подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы ( далее Подпрограмма).
Исходя из финансовых возможностей государства и установленного краткосрочного действия (2008-2009 годы) Постановления № 902, Правительство Российской Федерации, выделив конкретные объемы федерального бюджета целевым назначением этих средств на обеспечение жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», было вправе определить, какие именно категории военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, подпадают под действие принятого им нормативного правового акта, а также установить критерии выбора приобретаемых жилых помещений, в том числе в части их стоимости, общей площади жилых помещений в зависимости от числа комнат в таких квартирах, обременения их различного рода обязательствами, иные условия, несоответствие которым исключает возможность приобретения жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 760 «О предоставлении в 2010 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности» (далее – Постановление № 760) установлено, что Минрегион России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решения о предоставлении в 2010 году гражданам, уволенным с военной службы, в собственность бесплатно жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, приобретенных в соответствии с Правилами № 902.
Подпункт «а» пункта 1 Постановления № 760 устанавливает, что жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, закупленные в соответствии с Постановлением № 902, предоставляются в порядке, установленном Правилами предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, утвержденными Постановлением от 6 ноября 2009 года № 903 «О предоставлении в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности» (далее – Постановление № 903, Правила предоставления).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Правил предоставления право на предоставление в собственность бесплатно жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, или по договору социального найма жилых помещений, переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, имеют являющиеся участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 (далее – Подпрограмма), граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставших в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года.
В первую очередь жилые помещения согласно ст. ст. 5, 6 Правил предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.11.2009 года №903, предоставляются гражданам, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, могут предоставляться по выбору граждан, уволенных с военной службы: в собственность бесплатно на основании решения Министерства регионального развития РФ; по договору социального найма – органом местного самоуправления после передачи в порядке, установленном федеральным законом, жилых помещений из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Жилые помещения (ст.8,9) Правил, предоставляются гражданам, уволенным с военной службы, по нормам предоставления, предусмотренным ст.15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», составляющей 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Жилые помещения предоставляются гражданам, уволенным с военной службы по нормам указанным в п.8 настоящих Правил, в случае если гражданин, уволенный с военной службы, не имеет жилых помещений для постоянного проживания.
Согласно п.12, п.13 этих же Правил, предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.11.2009 года №903, Министерство регионального развития РФ в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу настоящих Правил обеспечивает доведение информации о жилых помещениях, приобретенных для предоставления гражданам, уволенным с военной службы, в соответствии с Правилами приобретения в 2008-2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4.12.2008 года №902 «О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008-2009 годах, и находящихся в федеральной собственности, до органов местного самоуправления, на территории которых расположены эти жилые помещения, с указанием адреса местонахождения каждой квартиры, общей площади и количества комнат.
Орган местного самоуправления в течение 3 рабочих дней со дня получения информации на основании выписки из списка граждан, а также с учетом нормы предоставления жилых помещений, указанной в пункте 8 Правил, и требования, предусмотренного абзацем вторым пункта 4 настоящих Правил, готовит предложение о распределении жилых помещений между гражданами, уволенными с военной службы, и уведомляет их в установленные этим органом местного самоуправления порядке, о планируемом предоставлении им жилого помещения, необходимости выбора способа получения жилого помещения (в собственность или на условиях договора соцнайма) и разумных сроках подачи заявления о предоставлении жилого помещения.
Позиция Конституционного Суда РФ была учтена законодателем и Федеральным законом от 1.12.2008 г. № 225-ФЗ в ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» внесены изменения и таким образом, основным правовым документом, в котором изложены нормы о социальных гарантиях военнослужащих, является Федеральный закон «О статусе военнослужащих», который предусматривает следующие социальные гарантии гражданам, уволенных с военной службы « военнослужащим- гражданам РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, им предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п.1 ст.15).
Из анализа приведенных правовых норм следует, что для приобретения военными пенсионерами, уволенными с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, права на предоставление им меры социальной поддержки в виде обеспечения их жилым помещением за счет средств Федерального бюджета, они должны быть признаны нуждающимися в жилых помещениях и состоять на таком учете до 1 января 2005 года в органах местного самоуправления.
Статьей 51 ЖК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.
В силу п.3 и п.4 ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина, поданного в указанный орган по месту своего жительства, с предоставлением документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на таком учете, о чем гражданину выдается расписка.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии должно быть принято по результатам рассмотрения указанного выше заявления органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (п.5 ст.52 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Ситдиков А.Ф. обращался в администрацию МО г.Донского с заявлением о принятии его на учет как военного пенсионера нуждающегося в жилом помещении.
Из обращения военного комиссара г.Донского Тульской области ФИО1. от ДД.ММ.ГГГГ за №, в интересах Ситдикова А.Ф. к главе администрации МО г.Донского Тульской области, также следует что военный комиссар г.Донского по вопросу обеспечения Ситдикова А.Ф. как военного пенсионера жилой площадью обращался к главе администрации МО г.Донского Тульской области и ходатайствовал предоставить Ситдикову жилое помещение. Однако не смотря на это, администрацией МО г.Донского Тульской области, Ситдиков А.Ф. в установленные законом сроки не был поставлен на учет как военный пенсионер, нуждающийся в жилом помещении и органом местного самоуправления в нарушении вышеприведенных норм закона не была проведена процедура обеспечения его жильем, предусмотренная ЖК РФ, а также Федеральным законом от 1.12.2008 г. № 225-ФЗ в ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» и Правилами предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.11.2009 года №903, чем нарушено его конституционное право, которое подлежит восстановлению судом.
Как видно из ответа главы администрации МО г.Донского Тульской области ДД.ММ.ГГГГ за №, Ситдиков А.Ф. также обращался в администрацию МО г.Донского и в начале ДД.ММ.ГГГГ по вопросу обеспечения его жильем как военного пенсионера, но и в ДД.ММ.ГГГГ не был поставлен на учет как военный пенсионер нуждающийся в жилом помещении.
Показаниям представителей истца Ситдикова, его супруги Бородиной З.М. и по доверенности Попсуевой О.В., о том, что Ситдиков сам лично по данному вопросу обращался в администрацию МО г.Донского начиная еще с ДД.ММ.ГГГГ и вплоть до ДД.ММ.ГГГГ, пока не стал инвалидом 1 группы, но ему немотивированно в этом было отказано, суд доверяет и считает их правдивыми и достоверными.
Суд считает, что администрация МО г.Донского Тульской области при обращениях Ситдикова А.Ф. в период с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о постановке его на учет как военного пенсионера, нуждающегося в жилом помещении, незаконно отказало ему в постановке на такой учет до ДД.ММ.ГГГГ, а также и после указанной даты, и не приняла мер по обеспечению его жилым помещением, на получение которого он имел и имеет до настоящего времени право.
Отсутствие письменных отказов и своевременное неуведомление Ситдикова А.Ф. органом местного самоуправления о том, по какой причине он не поставлен на учет, как нуждающийся военный пенсионер в жилом помещении, также является нарушением закона (ст. 54 ЖК РФ) и прав Ситдикова А.В..
Согласно п. п.17, 20, 21, 23 Правил предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.11.2009 года №903, если гражданин, уволенный с военной службы, принял решение о предоставлении ему жилого помещения в собственность, орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления от Ситдикова А.Ф. со всеми прилагаемыми к нему документами, оформляет в двух экземплярах ходатайство по форме согласно приложению №3 Правил и направляет один экземпляр ходатайства в Министерство регионального развития Российской Федерации с приложением одного экземпляра заявления.
Решение о предоставлении жилого помещения в собственность граждан, уволенных с военной службы, принимается Министерством регионального развития РФ в течение 10 рабочих дней со дня поступления ходатайства и прилагаемых к нему всех необходимых документов. Решение оформляется приказом.
Копия приказа о предоставлении жилого помещения в собственность заверенная в установленном законом порядке, направляется Министерством регионального развития РФ в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в течение 3 рабочих дней со дня подписания приказа.
Министерство регионального развития РФ в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, указанных в п.21 Правил, направляет в соответствующий орган местного самоуправления свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ на жилое помещение, 2 экземпляра акта приема-передачи жилого помещения, подписанные со стороны РФ, и копию приказа о предоставлении жилого помещения в собственность, заверенную в установленном порядке.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л
иск Бородиной З.И. в интересах Ситдикова А.Ф. к администрации муниципального образования г.Донской Тульской области, администрации Тульской области, Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту социального развития Тульской области о признании Ситдикова А.Ф, как военного пенсионера, нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Признать отказ администрации муниципального образования г.Донской Тульской области в признании Ситдикова А.Ф. как военного пенсионера, нуждающимся в жилом помещении, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования города Донского Тульской области при предоставлении соответствующего заявления и пакета документов, предусмотренных пунктом 14 «Правил предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.11.2009 года №903», поставить Ситдикова А.Ф., как военного пенсионера на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Обязать администрацию муниципального образования города Донского Тульской области в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления от Ситдикова А.Ф. со всеми прилагаемыми к нему документами, оформить в двух экземплярах ходатайство по форме согласно приложению №3 «Правил предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.11.2009 года №903», где должно быть обязательно указаны данные об адресе и характеристиках предоставляемого жилого помещения Ситдикову А.Ф. и направить один экземпляр такого ходатайства в Министерство регионального развития Российской Федерации с приложением одного экземпляра заявления.
Обязать Министерство регионального развития Российской Федерации предоставить в собственность Ситдикову А.Ф., как военному пенсионеру, уволенному с военной службы, жилое помещение по норме предоставления, предусмотренной статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» составляющей ни менее 18 кв.м., общей площади жилого помещения на одного человека.
Обязать администрацию МО г.Донского Тульской области выполнить действия, указанные в пункте 24 «Правил предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.11.2009 года №903» и организовать работу по передаче гражданину Ситдикову А.Ф. жилого помещения и подписанию акта приема-передачи жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Донской городской суд в течение 10 дней.
Судья: О.В. Миненкова