решение от 24.01.2011 года о предоставлении благоустроенного жилого помещения выпускнице школы-интернат



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2011 года г. Донской

Донской городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Пасечниковой Е.В.,

при секретаре Кузнецовой И.Ю.,

с участием

истицы Грачевой Е.А.,

представителя ответчика администрации муниципального образования город Донской по доверенности Генг Н.В.,

представителя третьего лица Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству Почивалиной Т.Ю., действующей на основании доверенности

третьего лица Грачевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Грачевой Е.А. к администрации муниципального образования г.Донской о предоставлении ей, как выпускнице школы-интерната, благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, вне очереди,

установил:

Грачева Е.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к администрации муниципального образования о предоставлении ей, как выпускнице школы-интерната для детей-сирот г.Северо-Задонска, благоустроенного жилого помещения не ниже социальной нормы вне очереди для постоянного проживания по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований истица указала, что на основании решения комиссии она была направлена на обучение в школу-интернат, а ДД.ММ.ГГГГ ее мать была лишена в отношении нее родительских прав. На момент ее нахождения в школе-интернате за ней, как несовершеннолетней, было закреплено жилое помещение – квартира №, расположенная по адресу: <адрес>

После окончания школы-интерната она поступила учиться в образовательное профессиональное училище №, которое окончила ДД.ММ.ГГГГ. Все это время в закрепленном за ней жилом помещении проживала ее мать, которая не следила за санитарным и техническим состоянием жилого помещения.

Кроме нее данное жилое помещение было закреплено за ее родной сестрой Грачевой М.В., которая в настоящее время проживает в нем вместе со своим несовершеннолетним сыном ФИО3., и закреплено в настоящее время также родным братом Грачевым А.А., который пребывает в образовательном учреждении <данные изъяты>

Поскольку закрепленное за ней жилое помещение состоит из одной комнаты, общей площадью * кв.м., в том числе жилой площадью * кв.м., то считает, что территориальный отдел Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству должен был поставить ее на очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ребенка-сироту, что сделано не было.

Являясь инвалидом с детства, считает, что на основании ст.17 Федерального закона № 181 от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ФЗ № 199-ФЗ от 29.12.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», во взаимосвязи со ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 40 Конституции РФ имеет право на предоставление ей вне очереди благоустроенного жилого помещения.

В судебном заседании истица Грачева Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме, при этом уточнила, что на каком основании ей будет предоставлено жилое помещение: как ребенку-сироте или как инвалиду с детства для нее не имеет значение. Не отрицает, что закрепленное за ней жилое помещение, находится в надлежащем техническом и санитаром состоянии, но она в нем не проживает, поскольку там проживает ее родная сестра Грачева М.В. с несовершеннолетним сыном, а проживает в ином жилом помещении по собственному желанию. При устном обращении в сектор по распределению жилых помещений администрации муниципального образования город Донской на предмет предоставления ей благоустроенного жилого помещения, ей была предложена комната в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, от которой она отказалась, так как, в период обучения в профессиональном училище № она проживала в данном общежитии, и считает, что жилищные условия в нем, являются ненадлежащими. Предложенный ей специалистами сектора по распределению жилых помещений администрации муниципального образования город Донской вариант улучшения ею жилищных условий путем обращения с заявлением о предоставлении ей денежной субсидии на приобретение жилого помещения как ребенку-инвалиду, она посчитала не выгодным для себя, поскольку получение данной меры социальной поддержки возможно по очереди, а как ребенку-сироте жилое помещение должно быть ей предоставлено вне очереди.

Представитель ответчика администрации муниципального образования город Донской Генг Н.В. исковые требования истицы не признала, ссылаясь на их необоснованость. Не отрицает, что на основании постановления главы администрации Донского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № «<данные изъяты>, за истицей было закреплено жилое помещение – квартира №, расположенная по адресу: г<адрес>», которое фактически администрацией муниципального образования сохранено и предоставлено Грачевой Е.А. после окончания пребывания в образовательном учреждении. Кроме этого администрацией муниципального образования были затрачены денежные средства на сумму ** руб. для проведения в данном жилом помещении ремонта. На учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Грачева Е.А. состоит в составе семьи Грачевой М.В. с ДД.ММ.ГГГГ., однако с заявлением о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ребенок-сирота, она не обращалась.

Не основанными на законе считает и ссылку истицы на норму ст.5 ФЗ от 29.12.2004 г. № 199 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», поскольку Грачева Е.А., будучи ребенком-инвалидом, никогда не проживала в стационарном учреждении социального обслуживания.

Считает возможным предоставление Грачевой Е.А. субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, как инвалиду с детства, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, при обращении в администрацию с такого рода заявлением и необходимым перечнем документов к нему.

Постановлением от 17.12.2010 г. суд на основании ст.40 ГПК РФ привлек в качестве соответчика Министерство регионального развития РФ.

Представитель ответчика Министерства регионального развития РФ Нечаев М.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание, будучи своевременно и надлежащим образом уведомленным о дне и времени судебного заседания, не явился, ходатайствовал рассмотреть дело в его отсутствие, предоставил письменные возражения на иск. С исковыми требованиями истицы Министерство регионального развития РФ не согласно, поскольку Грачева Е.А., как ребенок-инвалид, не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, и не состоит на учете таких лиц по состоянию на 1.01.2005 года. Кроме этого отметил, что предоставление мер социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, а в компетенцию Министерства регионального развития РФ входит лишь предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации данной меры социальной поддержки. Субвенции, предусмотренные ФЗ от 2.12.2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов», перечислены Министерством в УФК по Тульской области в полном объеме.

Постановлением от 6.12.2010 г. суд на основании ст. 40 ГПК РФ привлек в по делу в качестве соответчика Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.

Представитель ответчика - Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству Почивалиной Т.Ю. полностью поддержала позицию представителя администрации муниципального образования.

Третье лицо Грачева М.В. поддержала заявленные истицей Грачевой Е.А. исковые требования и показала, что квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, право проживания в которой имеют она, ее несовершеннолетний сын ФИО3., истица, ее родной брат Грачев А.А., имеет общую площадь всего * кв.м., и жилую площадь * кв.м., в связи с чем, проживать в ней всем вместе, по ее мнению, невозможно. Считает довод представителя администрации муниципального образования город Донской о том, что Грачева Е.А. не признана нуждающейся улучшении жилищных условий как ребенок-сирота неправильным, поскольку еще при жизни матери с ДД.ММ.ГГГГ их семья состояла на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. После смерти матери администрация муниципального образования г.Донской ни ее, Грачеву М.В., ни истицу и их родного брата Грачева А.А., с данной очереди не сняла, в связи с чем считает, что Грачева Е.А., являясь ребенком-сиротой, имеет право на внеочередное предоставление ей благоустроенного жилого помещения.

Третье лицо Грачев А.А. в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания он и администрация Ефремовской школы-интерната уведомлены своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования Грачевой Е.А. поддержал в полном объеме.

Представитель МКП «Дирекция единого заказчика» муниципального образования город Донской Ахахлина Т.Я. в судебное заседание не явилась, о дне и времени судебного заседания уведомлена своевременно и надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, позицию по предмету спора не высказала.

Прокурор г.Донского, будучи своевременно и надлежащим образом уведомленным о дне и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился.

Суд, с учетом мнения сторон, и в соответствии со ст. ст.45, 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

В судебном заседании нашло свое подтверждением закрепление за истицей Грачевой Е.А. на основании постановления главы администрации Донского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № жилого помещения – квартиры №, расположенной по адресу: <адрес> в связи с тем, что ее мать - ФИО4. была лишена в отношении нее родительских прав, а она, будучи несовершеннолетней, была направлена в школу-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно решению Донского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 была лишена родительских прав также и в отношении других детей: дочерей Марины, Марии и сына Александра.

Согласно выписке из домовой книги, в квартире № по адресу: <адрес> на постоянное место жительства зарегистрированы истица Грачева Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ и третьи лица Грачева М.В. с ДД.ММ.ГГГГ, Грачев А.А. с ДД.ММ.ГГГГ а также несовершеннолетний сын Грачевой М.В. - ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ

Из акта обследования жилого помещения от 4.10.2010 г., проведенного специалистами территориального отдела Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, следует, что жилое помещение квартира № расположенная по адресу: <адрес> находится в удовлетворительном состоянии.

Довод представителя ответчика администрации муниципального образования город Донской о том, что в данном жилом помещении был произведен ремонт, нашел свое подтверждение в судебном заседании из показаний истицы, третьего лица Грачевой М.В., представителя третьего лица Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству Почивалиной Т.Ю., постановления главы муниципального образования город Донской от ДД.ММ.ГГГГ № из которого следует, что на ремонт жилого помещения – квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>», из бюджета муниципального образования город Донской выделены денежные средства на сумму ** рубля.

Общая площадь закрепленного за истицей, ее сестрой и братом жилого помещение равна * кв.м.

Норма предоставления жилого помещения для признания граждан нуждающимися на территории муниципального образования город Донской на основании решения Собрания депутатов данного муниципального образования от 2005 г., составляет 10 кв.м.

Учитывая, что в жилом помещении кроме истицы, ее брата и сестры с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован несовершеннолетний сын Грачевой М.В. – ФИО3., то обеспеченность жильем на каждого из них на день рассмотрения данного спора в суде, меньше нормы предоставления. Следовательно, каждый из них является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Однако, суд считает, что данное обстоятельство, не дает право истице, как ребенку-сироте, на внеочередное предоставление ей на основании пп.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, жилого помещения по договору социального найма, поскольку закрепленное за ней органом местного самоуправления г.Донской жилое помещение на момент окончания ею учебного учреждения сохранено, и она имеет право проживания в нем.

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. ( ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ)

Довод истицы о том, что имея статус ребенка-сироты и инвалида с детства, она на основании ст.17 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на внеочередное предоставление ей жилого помещения, является ошибочным, поскольку такое право предусмотрено для детей-инвалидов, являющихся сиротами, в случае их проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания, однако доказательств о проживании истицы в учреждении данного типа суду не представлены.

Вместе с тем, суд считает, что истица имеет право на предоставление ей меры социальной поддержки в виде предоставления субсидии за счет средств федерального бюджета на основании Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» и постановления администрации Тульской области «Об утверждении временного положения о форме и прядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», поскольку основаниями для признания инвалидов и семей, имеющих инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет являются, в том числе, обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов РФ. ( п.2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901)

Список данных граждан формируется органом местного самоуправления муниципального района и предоставляется ежегодно до 25 декабря в Департамент социального развития Тульской области для сверки с Федеральным регистром лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. ( п.п.9,10 Временного положения о форме и прядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», утв. постановлением администрации Тульской области от 07.08.2006 г. № 387.)

Размер субсидии рассчитывается исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой для Тульской области федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, и общей площади жилья в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «Социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Для семей, имеющих детей-инвалидов, размер субсидии рассчитывается исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой для Тульской области федеральным органом исполнительной власти, и общей площади 18 квадратных метров на каждого. ( пп. «а» ч.3 Временного положения о форме и прядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», утв. постановлением администрации Тульской области от 07.08.2006 г. № 387.)

Администрацией г.Донского Грачева Е.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в составе семьи Грачевой М.В. с 24.04.1984 г., однако, учитывая, что Грачева Е.А. проживает отдельно от Грачевой М.В. и не ведет с ней общее хозяйство, Грачева М.В. создала свою семью, а Грачев А.А. находится в школе-интернате, то истица не является членами семьи Грачевой М.В. и Грачева А.А., а, следовательно, она имеет право на предоставление ей субсидии на приобретение жилого помещения, как инвалиду, отдельно от брата и сестры.

Довод представителя ответчика об отсутствии у истицы права на получение субсидии как инвалиду с детства на приобретение жилого помещения, ввиду того, что она не обратилась в орган местного самоуправления с аналогичным заявлением и не предоставила необходимый пакет документов, суд считает несостоятельным, поскольку, учитывая наличие у истицы Грачевой Е.А. <данные изъяты>, и наличие у администрации всех необходимых документов для разрешения данного вопроса, достаточным было отобрать у истицы письменное заявление на предоставление ей данного рода меры социальной поддержки, что сделано не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Грачевой Е.А. удовлетворить частично.

Признать Грачеву Е.А., инвалида с детства, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию муниципального образования город Донской включить Грачеву Е.В. в список граждан, имеющих право на предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой для Тульской области федеральным органом исполнительной власти, и общей площади 18 квадратных метров, как инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Донской городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Е.В.Пасечникова