РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2011 года г. Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Алёхиной О.В.,
при секретаре Топоровой Я.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-124/11 по иску и.о.прокурора города Донского Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к К.А.Е. о прекращении права управления транспортными средствами,
установил:
и.о.прокурора г.Донского Тульской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к К.А.Е. о прекращении действия водительского удостоверения, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ. МРЭО ОГИБДД ОВД по городу Донской ответчику выдано водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами категории «В,С».
При проведении проверки в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории МО г.Донской было установлено, что ответчик с февраля 2006 года и по настоящее время состоит на учете в <данные изъяты> больнице № с диагнозом «<данные изъяты>», что в соответствии с постановлением Правительства РФ № 377 от 19.04.1993 года является обстоятельством, препятствующим управлению транспортными средствами.
С учетом изложенного и.о.прокурора г.Донского Тульской области просит суд прекратить действие водительского удостоверения, выданного К.А.Е.
В судебном заседании представители истца – по доверенностям помощники прокурора г.Донского Тульской области Сычев А.А., Данилова О.Г. исковые требования поддержали, уточнив иск, просили прекратить право управления транспортными средствами, предоставленное К.А.Е. по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик К.А.Е. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, в связи с тем, что не страдает указанным в исковом заявлении заболеванием, за медицинской помощью в МУЗ <данные изъяты> не обращался, о постановке его на учет в данном медицинском учреждении до настоящего времени не знал. Утверждал, что не употребляет и не употреблял алкоголь, ни в какое иное медицинское учреждение, в том числе ГУЗ <данные изъяты>» за помощью в лечении его от алкоголизма или наркомании не обращался, не знает каким образом был поставлен на диспансерный учет в МУЗ <данные изъяты>», полагал возможным сохранить за ним право на управление транспортными средствами.
В судебном заседании представитель К.А.Е. - П.Р.В. поддержал позицию ответчика по указанным основаниям, полагал, что постановка ответчика на диспансерный учет МУЗ <данные изъяты> не обоснована, за медицинской помощью в ГУЗ ТО <данные изъяты> ответчик не обращался, согласие на постановку на диспансерный учет не давал, о том, что состоит на учете не знал, в связи с чем, просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОВД по г.Донской в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрению дела в его отсутствие.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе с заявлением о прекращении права управления транспортным средством в защиту прав неопределенного круга лиц в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Как усматривается из содержания искового заявления, и.о.прокурора г.Донского Тульской области заявлены требования о прекращении права управления транспортными средствами в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, обращение и.о.прокурора г.Донского Тульской области в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к К.А.Е. о прекращении права управления транспортными средствами, является правомерным.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года МРЭО ГИБДД ОВД по г.Донской К.А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающему по адресу: <адрес>, было выдано водительское удостоверение № разрешенные категории «В», «С» (л.д. 10).
Согласно справке МУЗ <данные изъяты>» (поликлиника) от ДД.ММ.ГГГГ. № К.А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете у врача-<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. с диагнозом «<данные изъяты>».
В порядке ст.188 ГПК РФ для получения консультаций, пояснений, оказания содействия в исследовании доказательств, судом был привлечен и допрошен в качестве специалиста врач-нарколог МУЗ <данные изъяты>
Порядок и сроки диспансерного наблюдения больных алкоголизмом установлены приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" (далее по тексту - Приказ) и утвержденной им Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболеваний (далее по тексту - Инструкция).
Согласно гл.1 Инструкции диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях).
Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом.
В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако, окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.
Из медицинской карты К.А.Е. следует, что ДД.ММ.ГГГГ. в МУЗ <данные изъяты> поступил эпикриз из <данные изъяты> больницы, где больной К.А.Е. находился на лечении с ДД.ММ.ГГГГ (10 дней), с диагнозом «<данные изъяты>.»
Из содержания выписки из истории болезни № ГУЗ <данные изъяты>» следует, что К.А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. добровольно поступил в указанное медицинское учреждение. Цель поступления: лечение. Заключительный диагноз: «<данные изъяты>». Рекомендации о виде психиатрической помощи при выбытии: диспансерное наблюдение.
Данная выписка содержит анкетные данные ответчика, подробные сведения из его автобиографии, о месте его работы, записанные со слов пациента, имеет подпись заведующего отделением медицинского учреждения, отвечает требованиям, предъявляемым к медицинским документам.
Содержащиеся в выписке автобиографические данные К.А.Е. полностью совпадают с его действительными данными, установленными в судебном заседании.
Не доверять указанным медицинским документам у суда оснований не имеется.
Доводы ответчика о том, что он за медицинской помощью в ГУЗ <данные изъяты>» не обращался, не нашли своего объективного подтверждения в судебном заседании.
К.А.Е. зарегистрирован по адресу: г<адрес> что подтверждено материалами дела (л.д.9) и не оспаривается сторонами.
На основании поступившей выписки из истории болезни № ГУЗ <данные изъяты> К.А.Е. был поставлен на диспансерный учет врачом<данные изъяты> МУЗ «<данные изъяты>, по месту его регистрации, что соответствует Инструкции.
Главой 2 Инструкции установлены сроки диспансерного учета, обозначены цели профилактического наблюдения.
Так, за время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются следующие сроки диспансерного учета:
а) больных хроническим алкоголизмом - 3 года;
б) больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.
За время профилактического наблюдения лица группы риска получают необходимую медицинскую помощь, способствующую прекращению пьянства и употребления наркотических и других одурманивающих средств.
Снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам: стойкая ремиссия (выздоровление); изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение в другое наркологическое учреждение (подразделение); осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года; направление в лечебно-трудовой профилакторий МВД СССР (для больных наркоманиями); в связи со смертью.
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
Прекращение профилактического наблюдения осуществляется в аналогичном порядке.
При выбытии из ГУЗ <данные изъяты>» К.А.Е. было рекомендовано диспансерное наблюдение, что следует из п.23 (б) Выписки из истории болезни №.
Однако, вопреки указанным рекомендациям врача, К.А.Е. к врачу-<данные изъяты> по месту своего жительства не обращался, профилактическое наблюдение не проходил. Доказательств обратного, суду не представлено.
В обоснование доводов в части возможности сохранения права управления транспортными средствами, ответчиком представлены: медицинская справка от ДД.ММ.ГГГГ. МУЗ <данные изъяты> (л.д.27); характеристика ЗАО <данные изъяты> (не датирована) (л.д.28); характеристика ООО <данные изъяты> (не датирована) (л.д.29); справка начальника <данные изъяты> Отделения милиции (не датирована) о том, что К.А.Е. ДД.ММ.ГГГГ.р. в ОМ не доставлялся.
Указанные документы не могут быть приняты судом в качестве доказательств, подтверждающих отсутствие у истца ограничений к осуществлению водительской деятельности, поскольку не являются медицинскими документами, в то время как снятие с диспансерного учета, а равно прекращение профилактического наблюдения осуществляется в определенном порядке медицинским учреждением.
Таким образом, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства, в отдельности, а также достаточность и взаимную связь указанных доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения дела К.А.Е. не отвечает условиям допуска к управлению транспортными средствами.
Основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также иными нормативными правовыми документами, содержащими требования безопасности дорожного движения, которые в обязательном порядке должны применяться и исполняться всеми без исключения организациями и гражданами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под безопасностью дорожного движения понимается состояние процесса перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Критерии допуска граждан к получению права управления транспортными средствами установлены статьей 25 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». К числу таковых отнесено требование об отсутствии у лица ограничения к водительской деятельности, в том числе и ограничения по медицинским показаниям.
Применение указанного ограничения обеспечивается нормами статьи 23 указанного Закона, устанавливающими обязательный характер прохождения медицинского освидетельствования кандидата в водители. При этом целью данного освидетельствования является определение у водителей или кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с пунктом 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации водитель транспортного средства обязан в установленных случаях проходить проверку знаний и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.
По смыслу указанных правовых норм, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР №555 от 29.09.1989г. «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств», а также согласно «Перечню медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности», утвержденному постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 28.04.2003г. №377 лица, наличие диагноза <данные изъяты>» означает, что водитель имеет ограничение к осуществлению водительской деятельности по медицинским показаниям.
Статьей 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено ограничение прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г.Вене 08.11.1968г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974г., установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Из системного толкования указанных норм закона следует, что установление гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства с области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеперечисленными нормами права, а потому такая деятельности подлежит прекращению посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
С учетом изложенного, суд полагает требования и.о.прокурора г.Донского Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к К.А.Е. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования и.о.прокурора г.Донского Тульской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Прекратить право управления транспортными средствами, предоставленное К.А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Донской городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 09 февраля 2011 года.
Председательствующий