РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 декабря 2010 года город Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Пасечниковой Е.В.,
при секретаре Кузнецовой И.Ю.,
с участием
представителя ответчика – ГУ ТО УСЗН города Донского Карюкиной Е.М. Н.Г., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика Донского комитета социальной защиты населения Департамента социального развития Тульской области – Климовой Н.Г., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» муниципального образования город Донской Ахахлиной Т.Я., действующая на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Некосова А.М. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения города Донского», Департаменту социального развития Тульской области о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, признании права на меры социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области, как ветерану труда, возложении обязанности предоставить их, и о возмещении убытков, причиненных вследствие отказа в предоставлении мер социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области, как ветерану труда,
установил:
Некосов А.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения города Донского» (далее по тексту – ГУ ТО УСЗН города Донского), Департаменту социального развития Тульской области о признании отказа в предоставлении ему мер социальной поддержки, как ветерану труда: ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги, незаконным, признании права на данные меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ и возмещении убытков, причиненных вследствие отказа в предоставлении мер социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области, как ветерану труда, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ему присвоено звание «ветеран труда», и Донским комитетом социальной защиты населения Департамента социального развития Тульской области ему выдано удостоверение «Ветеран труда» №.
Считает, что в силу ст.22 Закона РФ № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. и ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (с изменениями, внесенными Законом Тульской области от 31.10.2009 № 1352-ЗТО, вступившими в силу с 01.01.2010 года) он имеет право на заявленные им в иске меры социальной поддержки, в предоставлении которых ему ДД.ММ.ГГГГ Донским комитетом социальной защиты населения Департамента социального развития Тульской области по результату рассмотрения его заявления от ДД.ММ.ГГГГ, отказано. В удовлетворении его жалобы о признании данного решения Донского комитета Департамент социального развития Тульской области ДД.ММ.ГГГГ отказал. Считает решения и Донского комитета социальной защиты населения Департамента социального развития Тульской области и Департамента социального развития Тульской области незаконными, и полагает, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему причинены убытки на сумму * руб. * коп., из расчета:
* руб. Х * месяцев = * руб. – расходы, понесенные им на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение,
* руб. Х * КВт = * руб. – расходы, понесенные им на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за коммунальные услуги (электроснабжение),
* руб. х * месяцев = * руб. – недополученная сумма единовременной денежной выплаты.
В судебное заседание истец Некосов А.М., будучи своевременно и надлежащим образом уведомленным о дне и времени судебного заседания не явился, устно ходатайствовал рассмотреть дело в его отсутствие, представил уточнение ранее заявленным им исковых требований в части суммы размера убытков, подлежащих взысканию в его пользу, и наименования ответчиков, обязанных ему их возместить, а именно просит взыскать с Департамента социального развития Тульской области неполученные им суммы спорных мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере, согласно представленного им расчета, * руб. и с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Донской» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., согласно представленного им расчета, в размере * руб., а также судебные расходы в размере * руб. Доводы, изложенные им ранее в обоснование заявленных требований, поддержал.
Представитель ответчика – Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения города Донского» по доверенности Карюкина Е.М. в судебном заседании исковые требования Некосова А.М. не признала, считая их необоснованными, ссылаясь на то, что истец является получателем пенсии за выслугу лет на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть 57 лет, в связи с чем правовых оснований для предоставления ему указанных мер социальной поддержки не имеется.
Не основанным на законе считает и требование истца о возмещении ему убытков за спорный период времени, так как в соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 г. №201 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ЕДВ имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 г. При этом денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ЕДВ считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
В соответствии с п.п. 2,19 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 г. №30, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 г., предоставляется денежная выплата на оплату расходов за жилое помещение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, отопление, электроснабжение, газоснабжение. При этом денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более, чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов, указанных в п.п. 8-9 данного Положения.
Утверждает, что ДД.ММ.ГГГГ г. истец обратился в Донской комитет социальной защиты населения Департамента социального развития Тульской области с заявлением о разъяснении ему причин, вследствие которых ему отказывают в предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда, но не с заявлением о назначении ему данных мер социальной поддержки, на которое ему был дан ответ ДД.ММ.ГГГГ с разъяснением об отсутствии у него права на данные меры социальной поддержки в виду не достижения им возраста 57 лет.
Отмечает, что Донской комитет социальной защиты населения Департамента социального развития Тульской области на основании постановления администрации Тульской области от 22.12.2009 г. «О ликвидации территориальных органов Департамента социального развития», ликвидирован.
Не отрицает, что с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки и выплате задолженности по мерам социальной поддержки с * года истец обратился в ГУ ТО «Тульской области «Управление социальной защиты населения города Донского» ДД.ММ.ГГГГ., однако полный пакет документов, установленный Положением о порядке предоставления мер социальной поддержки не предоставил.
В соответствии с Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 г. № 201 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» для получения мер социальной поддержки, граждане, имеющие право на меры социальной поддержки, представляли в организации, осуществляющие начисление платежей по оплате жилых помещений и оказывающие коммунальные услуги, заявление с приложением в установленном порядке пакета документов. И уже данные организации производят расчет платежей по оплате с учетом предоставленных мер социальной поддержки.
При этом сбытовые компании оказывали услуги в полном объеме, а органы социальной защиты населения возмещали льготным категориям граждан, в том числе и ветеранам труда, 50% от начисленной платы в форме денежной выплаты.
Днем обращения за назначением ЕВД считается день приема органом социального развития заявления со всеми документами.
Денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подана письменное заявление.
Представитель ответчика Департамента социального развития Тульской области Московский М.В. в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания уведомлен своевременно и надлежащим образом. Заместитель директора Департамента Краюшкин И.А. ходатайствовал о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя Департамента. Из представленных суду письменных возражений следует, что позиция данного ответчика согласуется с позицией Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения города Донского».
На основании ст.40 ГПК РФ суд ДД.ММ.ГГГГ привлек в качестве соответчика Донской комитет социальной защиты населения Департамента социального развития Тульской области.
Представитель данного соответчика Климова Н.Г., исковые требования истца Некосова А.М. не признала, ссылаясь на то, что у истца отсутствует право в виду не достижения им возраста 57 лет на предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области. Согласилась с доводами, изложенными представителем Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения города Донского».
На основании ст.40 ГПК РФ суд ДД.ММ.ГГГГ. привлек в качестве соответчика Департамент финансов Тульской области.
Представитель данного соответчика Гладышев А.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание, будучи своевременно и надлежащим образом уведомленным о дне и времени судебного заседания, не явился, представил письменное возражение, из которого следует, что Департамент считает себя ненадлежащим ответчиком по данному предмету спора, так как рассмотрение вопросов о присвоении гражданам звания «ветеран труда» возложена Законом Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» на государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, которым является ГУ ТО «Управление социальной защиты населения в г.Донской». Поскольку ГУ ТО «Управление социальной защиты населения в г.Донской» является бюджетным учреждением, и на основании п.3 постановления администрации Тульской области от 18.02.2010 г. № 155 от имени Тульской области осуществлять права и обязанности собственника в отношении ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Донской» уполномочены департамент социального развития Тульской области совместно с департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области, и Департамент социального развития Тульской области является на основании Закона Тульской области от 21.12.2009 г. № 1383-ЗТО «О бюджете Тульской области на 2010 и плановый период 2011 и 2012 годов» главным распорядителем средств бюджета Тульской области для оказания мер социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, то надлежащим ответчиком по данному предмету спора считает именно Департамент социального развития Тульской области.
А в функции Департамента финансов Тульской области в силу Положения о нем, утвержденного постановлением администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №, входит организация исполнения закона Тульской области о бюджете Тульской области, так как он является финансовым органом исполнительной власти Тульской области. Утверждает, что заявки Департамента социального развития о выделении средств для оказания мер социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, исполнены Департаментом финансов Тульской области в полном объеме.
При этом ходатайствует применить к заявленным истцом исковым требованиям в части признания отказа в предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда и возмещении убытков, срок исковой давности, предусмотренный ст.256 ГПК РФ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, по данному предмету спора на основании ст.43 ГПК РФ привлечены ООО «Коммунальные ресурсы Дон», МКП «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г.Донской, ОАО «Тульская сбытовая компания», ООО «Тулрегионгаз».
Представители ООО «Коммунальные ресурсы Дон», ОАО «Тульская сбытовая компания», ООО «Тулрегионгаз», будучи своевременно и надлежащим образом уведомленными о дне и времени судебного заседания, в суд не явились, руководители данных третьих лиц ходатайствовали рассмотреть дело в отсутствие их представителей и предоставили письменные отзывы.
Из письменного ответа заместителя директора ООО «Коммунальные ресурсы Дон» следует, что в квартире №, расположенной по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ установлен водомерный счетчик, последняя оплата за водоснабжение и водоотведение оплачена ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в сумме * руб., показания прибора составили * м\куб., а с ДД.ММ.ГГГГ начисление платы за данные услуги передано в МКП «ДЕЗ» МО г.Донской. Ни Некосов А.М., ни ФИО2 с заявлением о предоставлении им каких-либо льгот при оплате услуг по водоотведению и водоснабжению, в том числе о предоставлении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области, как ветерану труда, не обращались.
Из письменного ответа администрации «Газпром межрегионгаз Тула» следует, что в Донскую районную службу данного предприятия Некосов А.М. с заявлением о предоставлении ему как ветерану труда мер социальной поддержки в виде ЕДВ на оплату расходов в размере 50% начисленной платы за пользование природным газом не обращался.
Из письменного ответа администрации ОАО «Тульская сбытовая компания» следует, что по адресу: Тульская <адрес> открыт лицевой счет № на имя ФИО2 Некосов А.М. с заявлением о предоставлении ему как ветерану труда мер социальной поддержки в виде ЕДВ на оплату расходов в размере 50% начисленной платы за пользование электроэнергией не обращался. Задолженности по оплате за потребленную электроэнергию за спорный период нет.
Представитель МКП «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г.Донской Ахахлина Т.Я. в судебном заседании исковые требования истца не признала и показала, что в период до 01.01.2010 г. в адрес представляемого ею предприятия истец с письменным заявлением о предоставлении ему как ветерану труда мер социальной поддержки в виде ЕДВ в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и за коммунальные услуги, не обращался. Задолженность по оплате за содержание жилого помещения – квартиры №, расположенной по адресу: <адрес> и предоставленные коммунальные услуги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет * руб. На основании письменного уведомления директора ООО «Коммунальные ресурсы Дон» от ДД.ММ.ГГГГ № собственнику данного жилого помещения ФИО2 оплата за коммунальные услуги производится МКП «ДЕЗ» МО г.Донской, поскольку межповерочный срок водомера истек. Кроме ФИО2 в данном жилом помещении зарегистрирован Некосов А.М.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца и сторон.
Выслушав объяснения представителей ответчиков – ГУ ТО УСЗН города Донского и Комитета социальной защиты населения Департамента социального развития Тульской области, третьего лица МКП «ДЕЗ» МО г.Донской, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, и условия при которых возникает право на их получение.
К мерам социальной поддержки, подлежащих предоставлению ветеранам труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года установленным статьей 3 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО (в ред. Законов Тульской области от 31.10.2006 № 745-ЗТО, от 26.11.2008 № 1145-ЗТО, от 31.10.2009 № 1352-ЗТО) отнесены ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, а также за коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение)) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Согласно пп.2 ст.1 данного Закона право на указанные выше меры социальной поддержки имеют, в том числе ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
По смыслу ст.3 данного Закона основанием для предоставления данных мер социальной поддержки является достижение возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности.
Таким образом, согласно данной норме Закона Тульской области право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не ограничивает приобретение этого права с наличием какого-либо определенного возраста или видом пенсии.
Согласно подпункту 4 пункта 1 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 г. №30, предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива в виде ежемесячной денежной выплаты осуществляется государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения по месту регистрации граждан.
Такими учреждениями по муниципальному образованию г.Донской в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся Донской комитет социальной защиты населения Департамента социального развития Тульской области, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является ГУ ТО «Тульской области «Управление социальной защиты населения города Донского».
В судебном заседании установлено, что истец Некосов А.М. является пенсионером ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается пенсионным удостоверением №.
ДД.ММ.ГГГГ ему присвоен статус «Ветеран труда», что подтверждается одноименным удостоверением №.
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле не оспаривались.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Донской комитет социальной защиты населения Департамента социального развития Тульской области с письменным заявлением о разъяснении ему причин, по которым ему отказывают в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ № 5-ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г.
ДД.ММ.ГГГГ председателем Донского комитет социальной защиты населения Департамента социального развития Тульской области г.Донской истцу дан ответ с разъяснением о том, что поскольку истцу назначена пенсия за выслугу лет, и возраст его на момент обращения составил 37 лет, то право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии со ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», у него не возникло.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о назначении ему мер социальной поддержки в соответствии со ст.22 ФЗ «О ветеранах» и ст.3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО в ГУТО УСЗН города Донского, требуя также выплатить ему задолженность по ЕДВ, образовавшуюся с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ директором ГУТО УСЗН города Донского ему дан ответ, аналогичный ответу председателя Донского комитет социальной защиты населения Департамента социального развития Тульской области г.Донской от ДД.ММ.ГГГГ
Решения данных органов социальной защиты населения суд считает незаконными вследствие неправильного толкования ими норм материального права.
Позиция ответчиков противоречит положениям Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 57 лет для мужчин и 52 лет для женщин, как лиц, проживающих в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Несостоятельными суд считает и доводы руководителей органов социальной защиты о том, что истцу не могут быть предоставлены указанные меры социальной поддержки, предусмотренные положениями ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области», поскольку он не является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».
Так, статьей 4 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены, в том числе и военнослужащие.
Среди видов пенсий, установленных данным законом, предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», то есть военнослужащим, к числу которых относится и истец.
Таким образом, истец имеет право на государственное пенсионное обеспечение на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Данное обстоятельство не является исключительным для лишения истца права на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области» и другими региональными нормативными правовыми актами.
Изложенное свидетельствует о том, что ответчики по делу ошибочно толкуют положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым.
Принимая во внимание, что истец имеет право на получение пенсии в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», является ветераном труда, жителем города Донского и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, органами социальной защиты ему неправомерно было отказано в предоставлении названных выше льгот, суд считает, что требования Некосова А.М. о признании за ним с ДД.ММ.ГГГГ права на меры социальной поддержки - ежемесячную денежную выплату, ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, а также ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги, подлежат удовлетворению.
Лицо, права которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом и договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Процедура обращения отдельных категорий жителей Тульской области, в том числе и ветеранов труда, за ежемесячной денежной выплатой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ регулировалась Порядком предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 г. № 201, в соответствии с которым такого рода обращения рассматривались подразделениями Департамента социального развития Тульской области, осуществляющими свою деятельность непосредственно в административно-территориальных образованиях.
Вместе с письменным заявлением гражданин должен приложить необходимый пакет документов, в том числе копии документа, удостоверяющего личность и удостоверения, дающего право на получение ЕДВ.
Днем обращения за назначением ЕДВ считается день приема органом социального развития заявления со всеми документами.
ЕДВ, не полученная гражданином своевременно по вине органов, осуществляющих указанную выплату, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Формой предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, Законом Тульской области «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области» от 30.12.2005 г. № 666-ЗТО определена ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение, коммунальные услуги и топливо в жилищном фонде независимо от формы собственности.
Правила предоставления данных мер социальной поддержки установлены Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 19.02.2007 г. № 81., действие которого распространялось на правоотношения, возникшие до 01.01.2010 г.
Для получения данных мер социальной поддержки гражданин обязан был обратиться в организацию, производящую начисление платежей за названные услуги, заявления, а также документов, подтверждающих право на получение мер социальной поддержки ( п.3 Порядка), а Департамент социального развития Тульской области, в свою очередь, заключал с организациями, оказывающими коммунальные услуги гражданам по газоснабжению, электроснабжению, услуги по продаже и доставке топлива, договоры о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате указанных коммунальных услуг и топлива; территориальные органы Департамента заключали с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги на территории муниципального образования, договоры о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Департамент финансов Тульской области на основании бюджетных заявок Департамента социального развития Тульской области, данных на основании полученных от его территориальных органов и организаций отчетов, готовил ежемесячные реестры на финансирование расходов.
Департамент и его территориальные органы на основании реестров, поступивших из Департамента финансов Тульской области, производил перечисление денежных средств организациям, предоставившим меры социальной поддержки категориям жителей Тульской области.
Департамент на основании актов, подтверждающих объем услуг, оказанных организациями, заключившими соответствующие договоры с департаментом, и произведенного финансирования представляли в департамент финансов Тульской области ежеквартально, в срок до 30 числа месяца, следующим ха отчетным, отчеты о фактических расходах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки категориям жителей Тульской области.
Постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 г. № 30 «Об утверждении положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области» утверждено положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области», действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1.01.2010 г., устанавливающее иной порядок предоставления указанных выше мер социальной поддержки.
В соответствии с данным постановлением рассмотрение вопроса о предоставлении отдельным категориям жителей Тульской области, в том числе ветеранам труда, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива, возможно лишь при наличии письменного одноименного заявления гражданина, предоставленного в учреждение социальной защиты по месту жительства (или по месту пребывания) с приложением пакета документов.
Днем обращения за назначением выплаты считается день приема учреждением социальной защиты заявления со всеми необходимыми документами.
Гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива и состоящим на учете в Департаменте социального развития Тульской области (учреждениях социальной защиты) по состоянию на 1.01.2010 г., денежная выплата назначается на основании имеющихся сведений, независимо от факта обращения и подачи документов.
Денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов.
Срок, на который предоставляется денежная выплата, равен сроку, в течение которого гражданин имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива.
На основании изложенного, суд считает основанным на законе требование истца о взыскании с органов социальной защиты недополученную им сумму ЕВД за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поскольку такое право возникло у него со дня обращения в Донской комитет социальной защиты населения Департамента социального развития Тульской области.
Как следует из справки Донского комитета социальной защиты населения Департамента социального развития Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №, размер ЕДВ для ветеранов труда за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ составил:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – * руб.,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – * руб.,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – * руб.
Следовательно, общая сумма недополученной истцом сумма ЕДВ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет * руб.
Из справки ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Донской» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что размер ЕДВ для ветеранов труда за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ составил:
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – * руб.,
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - * руб.
Следовательно, общая сумма недополученной истцом сумма ЕДВ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет * руб.
Поскольку в судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствующие сбытовые компании: ООО «Коммунальные ресурсы Дон» ( водоснабжение и водоотведение), МКП «Дирекция единого заказчика» МО г.Донской ( содержание жилищного фонда), в ОАО «Тульская сбытовая компания» (электроснабжение), в ООО «Тулрегионгаз» (газоснабжение), не обращался, то и требование о возмещении ему недополученной суммы данных мер социальной поддержки, не основано на законе.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец нес бремя расходов только по оплате услуг за потребленную им электроэнергию, стоимость которых за тот же период времени, как следует из представленной информации НМО ОАО ТСК, составила * рублей.
Следовательно, общая сумма недополученной истцом суммы ЕДВ по оплате данной услуги составила * руб., из расчета:
<данные изъяты>
В остальном, как следует из выписки по данным лицевого счета № в отношении собственника квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, предоставленной МКП «ДЕЗ» МО г.Донской, задолженность истца по оплате занимаемого им жилого помещения и коммунальных услуг за период с ноября по ДД.ММ.ГГГГ составила * руб. * коп. Данный факт истцом не оспаривался в суде.
Департамент социального развития Тульской области является органом исполнительной власти Тульской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через подведомственные учреждения.
Донской комитет социальной защиты населения Департамента социального развития Тульской области является территориальным органом Департамента социального развития Тульской области и его структурным подразделением. Создан он 31.12.2004 г. Постановлением администрации Тульской области от 22.12.2009 г. № 967 «О ликвидации территориальных органов Департамента социального развития Тульской области» принято решение о его ликвидации.
Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Донского» создано на основании постановления администрации Тульской области от 18.02.2010 г. № 155 «О создании государственных учреждений Тульской области, осуществляющих функции в сфере социальной защиты населения», в целях реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на территории муниципального образования г.Донской. Учредителем и вышестоящим органом Учреждения является департамент социального развития Тульской области. Учреждение является юридическим лицом и выступает в гражданско-правовых отношениях в качестве коммерческой организации, организационно-правовой формой которого является государственное учреждение.
Следовательно, и Донской комитет социальной защиты населения Департамента социального развития Тульской области, и Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Донского» являются бюджетными учреждениями.
Правами и обязанностями собственника в отношении ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Донской» от имени Тульской области наделен на основании п.3 постановления администрации Тульской области от 18.02.2010 г. № 155 Департамент социального развития Тульской области совместно с Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области.
Департамент социального развития Тульской области является на основании Закона Тульской области от 21.12.2009 г. № 1383-ЗТО «О бюджете Тульской области на 2010 и плановый период 2011 и 2012 годов» главным распорядителем средств бюджета Тульской области для оказания мер социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним.
В связи с чем, суд считает, что обязанность перед истцом по возмещению ему убытков, должен нести Департамент социального развития Тульской области солидарно с Донским комитетом социальной защиты населения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и солидарно с ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Донской» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Общий размер убытков, причиненных Некосову А.М., вследствие невыплаты ему ежемесячной денежной выплаты, как ветерану труда, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежащий взысканию с Департамента социального развития Тульской области в пользу истца, равен * руб. <данные изъяты>
Общий размер убытков, причиненных Некосову А.М., вследствие невыплаты ему ежемесячной денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги – электроснабжение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как ветерану труда, подлежащий взысканию с Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Донского» в пользу истца, равен * руб. * коп. (<данные изъяты>
Ходатайство представителя Департамента финансов Тульской области о применении к заявленным истцом исковым требованиям в части признания отказа в предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда и возмещении убытков, срок исковой давности, предусмотренный ст.256 ГПК РФ, суд считает не основанным на законе, поскольку в соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов государственной власти субъекта Российской Федерации: законодательного (представительного) органа, высшего исполнительного органа и иных органов государственной власти, образуемых в соответствии с конституцией (уставом) субъекта российской Федерации и на основании нормативного правового акта органа законодательной (представительной) власти субъекта российской Федерации и 9или) его высшего должностного лица.
Департамент социального развития Тульской области, являясь органом исполнительной власти Тульской области, таким органом государственной власти не является, поскольку образован на основании постановления администрации Тульской области от 20.11.2006 года №579 в соответствии с постановлением губернатора Тульской области от 11.07.2006 года № 58-пг «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области», на основании ст.34 устава Тульской области.
Поскольку согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, то Департамент социального развития Тульской области и Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения города Донского» от обязанности возмещения истцу понесенных судебных издержек, подлежит освобождению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Некосова А.М. удовлетворить частично.
Признать за Некосовым А.М., как за ветераном труда, право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги, предусмотренные Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения города Донского» предоставить Некосову А.М., как ветерану труда, меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги, предусмотренные Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» с 26.06.2008 года.
Взыскать с Департамента социального развития Тульской области солидарно с Донским комитетом социальной защиты населения Департамента социального развития Тульской области убытки, причиненные Некосову А.М., вследствие невыплаты ему ежемесячной денежной выплаты, как ветерану труда, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме * руб. и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги (электроснабжение) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере * руб. * коп.
Взыскать с Департамента социального развития Тульской области солидарно с Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Донского» убытки, причиненные Некосову А.М., вследствие невыплаты ему, как ветерану труда, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной выплаты в размере * руб. и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги (электроснабжение) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере * руб. * коп.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Донской городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Пасечникова