РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 мая 2011 года город Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Алёхиной О.В.,
при секретаре Топоровой Я.П.,
с участием
представителя истца по ордеру адвоката Апполоновой Н.Г.,
представителя истца по доверенности Золотовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 395/11 по иску Подкапаевой Н.Б. к Межрайонной ИФНС №9 по Тульской области об установлении факта нахождения на иждивении, факта принятия наследства, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования по закону,
установил:
Подкапаева Н.Б. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС №9 по Тульской области об установлении факта нахождения на иждивении, факта принятия наследства, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования по закону, указывая, что с июня 2008 года состояла в брачных отношениях и вела общее хозяйство с Калицким Е.В., постоянно проживала с ним совместно в принадлежащей ему на праве собственности квартире, расположенной <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Калицкий Е.В. умер. Наследников к имуществу умершего Калицкого Е.В. не имеется.
Просила суд установить факт принятия Подкапаевой Н.Б. наследства после смерти Калицкого Е.В. в виде квартиры <адрес>, признать право собственности в порядке наследования по закону на указанную квартиру.
В судебное заседание истец Подкапаева Н.Б. не явилась. О дне, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представители истца по доверенности Золотова В.А., по ордеру адвокат Апполонова Н.Г. поддержали заявленные требования по указанным в исковом заявлении основаниям, уточнив иск, просили установить факт нахождения Подкапаевой Н.Б. на иждивении Калицкого Е.В. не менее одного года до его смерти, установить факт принятия Подкапаевой Н.Б. наследства после смерти Калицкого Е.В. в виде квартиры <адрес>, признать за Подкапаевой Н.Б. право собственности в порядке наследования по закону на указанную квартиру.
Представитель Межрайонной ИФНС №9 по Тульской области в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Межрайонной ИФНС №9 по Тульской области.
Выслушав представителей истца, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав свидетелей, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи № от 19.05.2008г. Калицкому Е.В. принадлежит однокомнатная квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 18.06.2008г. (л.д.44).
Лицевой счет на квартиру <адрес> открыт на имя Калицкого Е.В.
Как следует из свидетельства о смерти № от 16.02.2010г., выданного отделом ЗАГС администрации МО г.Донской Калицкий Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ года.
По сообщению нотариуса г.Донского Недорезовой Л.В. № от 09.04.2011г. наследственного дела к имуществу Калицкого Е.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ., не заводилось.
Согласно справке МКП «ДЕЗ» от 06.12.2010г., в квартире <адрес> по 08.02.2010 г. проживал Калицкий Е.В..
Статья 218, глава 14 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают общие основания приобретения права собственности.
Так, в соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество может быть приобретено, в частности, на основании договора купли-продажи, в порядке наследования, на основании приобретательной давности.
В качестве основания для удовлетворения исковых требований истец указывает на то обстоятельство, что с Калицким Е.В. она с 2008 года состояла в фактических брачных отношениях, а также на нахождение на иждивении Калицкого Е.В. не менее одного года до смерти последнего.
Как следует из содержания статьи 1142 ГК РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
В качестве наследника первой очереди к наследованию призывается переживший супруг наследодателя.
Права и обязанности супругов, в том числе право быть призванным к наследованию после смерти супруга в качестве наследника первой очереди, возникают при условии и со дня государственной регистрации заключения брака в органе загс (ст.ст. 1, 10 Семейного кодекса Российской Федерации).
На основании записи акта о заключении брака выдается свидетельство о заключении брака, которое служит доказательством брачных отношений между наследодателем и его пережившим супругом.
Фактические брачные отношения (не зарегистрированные в органе загс) не влекут возникновение прав и обязанностей супругов, включая наследственные права.
Таким образом, доводы истца о том, что они с Калицким Е.В. с 2008 года состояли в фактических брачных отношениях, не имеют юридического значения при рассмотрении настоящего спора, не влекут право истца на то, чтобы быть призванной к наследованию в качестве пережившего супруга.
Согласно п. 2 ст. 1148 ГК РФ, к наследникам по закону относятся граждане, которые не входят в круг наследников, указанных в статьях 1142 - 1145 настоящего Кодекса, но ко дню открытия наследства являлись нетрудоспособными и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним. При наличии других наследников по закону они наследуют вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию.
Действующее законодательство определяет понятие иждивения в ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которая гласит, что члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Из материалов дела следует, что Подкапаева Н.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не работает, является пенсионеркой, инвалидом <данные изъяты> группы, инвалидность установлена бессрочно (л.д.8).
Согласно справке Управления пенсионного фонда РФ в г.Донской Подкапаевой Н.Б. назначена пенсия по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ., размер пенсии составляет <данные изъяты> рублей (л.д.40).
Согласно справке о доходах физического лица №15 от 19.02.2010г., выданной ИФНС №7, Калицкий Е.В. работал в ООО «ЛОДЖИК», его среднемесячная заработная плата составляла <данные изъяты> рублей (л.д.45).
Из показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей З.., К. следует, что Подкапаева Н.Б. проживала совместно с Калицким Е.В. с июня 2008 года, фактически состояли в брачных отношениях, вели общее хозяйство, совместный бюджет. Подкапаева Н.Б. являлась инвалидом <данные изъяты> группы, получала маленькую пенсию, поэтому основным источником дохода в семье являлась заработная плата Калицкого Е.В. Подкапаева Н.Б. расходовала заработную плату Калицкого Е.В. на приобретение продуктов питания, лекарств, одежды. После смерти Калицкого Е.В. Подкапаева Н.Б. организовала его похороны, продолжала проживать в квартире Калицкого Е.В., оплачивала коммунальные услуги и иные платежи, ухаживала за квартирой.
Показания данных свидетелей суд относит к числу относимых, допустимых и достоверных доказательств по делу, поскольку они последовательны, непротиворечивы, даны лицами, не заинтересованными в исходе дела, и подтверждаются другими исследованными по делу доказательствами.
Согласно квитанциям, представленным в материалы дела, Подкапаева Н.Б. участвовала в организации похорон Калицкого Е.В. (л.д.37,38,39).
Подкапаева Н.Б. осуществляет оплату коммунальных платежей за спорную квартиру, что подтверждается соответствующими квитанциями (л.д.34-36).
Статьей 1152 ГК РФ предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как следует из объяснений представителей истца, не мене одного года до смерти Калицкого Е.В. Подкапаева Н.Б, проживала с ним совместно, не работала, заработная плата Калицкого являлась для нее основным источником средств к существованию, после смерти Калицкого, она продолжала владеть и пользоваться спорной квартирой, тем самым, вступив во владение и пользование имуществом, оставшимся после смерти Калицкого Е.В.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, суду не предоставлено.
С учетом изложенного суд считает установленным юридический факт нахождения Подкапаевой Н.Б. на иждивении Калицкого Е.В. не менее одного года до смерти последнего, а также факт принятия Подкапаевой Н.Б. наследства, открывшегося после смерти Калицкого Е.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ года, в виде квартиры <адрес>.
На основании изложенного, суд считает необходимым и возможным признать за Подкапаевой Н.Б. право собственности в порядке наследования по закону после смерти Калицкого Е.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ года, на квартиру <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Подкапаевой Н.Б. к Межрайонной ИФНС №9 по Тульской области об установлении факта нахождения на иждивении, факта принятия наследства, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования по закону, удовлетворить в полном объеме.
Установить юридический факт нахождения Подкапаевой Н.Б. на иждивении Калицкого Е.В..
Установить факт принятия Подкапаевой Н.Б. наследства, открывшегося после смерти Калицкого Е.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ года, виде квартиры <адрес>.
Признать за Подкапаевой Н.Б. право собственности в порядке наследования по закону после смерти Калицкого Е.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ, на квартиру <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня его принятия судом в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Донской городской суд Тульской области.
Судья
Решение вступило в законную силу 16.05.2011г.