решение от 17.06.2011г. о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2011 года г.Донской

Донской городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Пасечниковой Е.В.,

при секретаре Кузнецовой И.Ю.,

с участием

представителя истца – помощника прокурора г.Донского Быстрых Д.А.,

истца Прункова А.П.,

представителя ответчика администрации муниципального образования город Донской Генг Н.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Донского в интересах инвалида вследствие чернобыльской катастрофы Прункова А.П. к администрации муниципального образования город Донской о признании Прункова А.П. и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий,

установил:

прокурор города Донского обратился в суд с иском в интересах инвалида вследствие чернобыльской катастрофы Прункова А.П. к администрации муниципального образования город Донской о возложении обязанности обеспечить Прункова А.П. благоустроенной жилой площадью в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по результату проверки, проведенной по обращению Прункова А.П. о нарушении ответчиком его жилищных прав, установлено, что Прунков А.П. является инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, проживает со своей семьей в жилом доме », расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ему на праве собственности.

Поскольку постановлением главы администрации муниципального образования г.Донской от ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение признано непригодным для проживания, не подлежащим ремонту, то, полагает, что на основании Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.19891 г. № 1244-1 в редакции ФЗ № 122-Ф от 22.08.2004 г., Прунков А.П. является нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеет право на обеспечение благоустроенной жилой площадью, однако, ответчиком данное требование не выполняется.

В судебном заседании помощник прокурора Быстрых Д.А. ходатайствовал о приобщении к материалам дела уточнений прокурора г.Донского по данному исковому заявлению и просил суд обязать администрацию муниципального образования город Донской признать Прункова А.П., как инвалида 2 группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, и членов его семьи в качестве нуждающися в улучшении жилищных условий со дня вступления решения в законную силу.

Истец Прунков А.П. поддержал заявленные прокурором г.Донского исковые требования с учетом их уточнения, и показал, что является участником по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, вследствие чего им получена 2 группа инвалидности; проживает в частном жилом доме жилом доме », расположенном по адресу: Тульская <адрес>, в котором нет воды, канализации, телефона; утверждает, что износ дома составляет *% ; неоднократно он обращался в администрацию г.Донского с заявлениями в устной и письменной форме о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения как инвалиду-чернобыльцу, но в удовлетворении данного требования получал отказ со ссылкой на то, что жилой дом у него находится в собственности, и он сам должен его содержать; кроме этого ему было предложено предоставить пакет документов для оценки его имущественного положения, что им было и сделано, однако малоимущим гражданином его не признали.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования город Донской Генг Н.В. исковые требования прокурора г.Донского, с учетом их уточнения, о признании Прункова А.П. и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, признала в полном объеме.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Прункова Н.М., будучи своевременно и надлежащим образом уведомленной о дне и времени су- дебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.

Выслушав объяснения истцов, ответчика, учитывая позицию третьего лица, не заявляющей самостоятельных требований, Прунковой Н.М., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании достоверно установлено, что Прунков А.П. принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, является инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, подтверждением чему является справка врачебно-трудовой экспертной комиссии Министерства социального обеспечения Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ., справка председателя союза «Чернобыль России», удостоверение серии от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ. Прункову А.П. отказано ответчиком в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по причине того, что он не является малоимущим.

При этом ответчиком не дана правая оценка права Прункова А.П. на предоставление жилого помещения как инвалиду-чернобыльцу, не смотря на то, что данный довод им был изложен в заявлении на имя ответчика от ДД.ММ.ГГГГ

Прунков А.П. проживает вместе с супругой Прунковой Н.М. в жилом доме », общей площадью * кв.м., в том числе жилой площадью * кв.м. по адресу: Тульская <адрес>, улица Луговая, принадлежащем Прункову А.П. на праве собственности. Постановлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ данный дом признан непригодным для проживания, не подлежащим ремонту.

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (статья 2). К числу конституционно признаваемых и защищаемых прав и свобод человека и гражданина относятся право на охрану здоровья, а также право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением (статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации), которым корреспондирует обязанность государства обеспечить экологическое благополучие путем охраны окружающей среды, предотвращения экологически опасной деятельности, предупреждения и ликвидации последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных.

В рамках реализации этой обязанности в соответствии с целями политики Российской Федерации как социального государства (статья 7 Конституции Российской Федерации) на законодательном уровне разработана система мер социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС - экстраординарной по своим последствиям техногенной аварии XX века, приведшей к неисчислимым экологическим и гуманитарным потерям.

Возмещение вреда, причиненного гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, осуществляется путем специального правового регулирования в целях создания - на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств - компенсационного механизма, предусматривающего предоставление мер социальной защиты как в денежной, так и в натуральной форме (материальные компенсации, льготы и др.).

Такая система социальной защиты предусмотрена Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и включает в себя различные виды денежных выплат (ежемесячную денежную выплату; компенсации за вред здоровью, на оздоровление, на приобретение продовольственных товаров; компенсации работающим или осуществляющим предпринимательскую деятельность в зонах радиоактивного загрязнения; выплаты в повышенном размере пенсий и пособий и т.д.) и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки, которые направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере медицинского, транспортного, жилищно-коммунального и социального обслуживания, лекарственного обеспечения, содействия занятости и получения образования, с тем чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми.

Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривал для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты; для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью. На основе названного Закона Правительством Российской Федерации были разработаны Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 года N 511), действовавшая до 2001 года, и Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675), действовавшая до 2010 г., и Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы ( Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050)

Такое регулирование имело целью создание для данной категории граждан льготных условий реализации конституционного права на жилище, а основанием для бесплатного внеочередного или первоочередного предоставления жилья за счет средств федерального бюджета выступало наличие у гражданина специального правового статуса пострадавшего от воздействия радиации в связи с чернобыльской катастрофой, которым, в свою очередь, обусловливается соответствующая конституционно-правовая обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты. В частности, изменился порядок обеспечения жильем инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий: тем из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, предоставляется право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а принятые на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Во исполнение указанного предписания Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 29 декабря 2004 года N 866, согласно которому основной формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", являлось предоставление им субсидий на приобретение жилья (с 2006 года обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 путем предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилья).

Постановлением Конституционного суда РФ от 10.11.2009 г. № 17-П положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.

Жилищный кодекс РФ не содержит термина «нуждающийся в улучшении жилищных условий», ранее предусмотренный Жилищным кодексом РСФСР, а содержит термин «нуждающийся в жилом помещении», однако, в числе оснований для признания нуждающегося в жилом помещении норма ст.51 Жилищного кодекса РФ содержит те же основания, на основании которых Жилищным кодексом РСФСР гражданине признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Так пп.2 п.1 ст.29 Жилищного кодекса РСФСР предусматривал основания признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий при условии проживания данного гражданина в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям. Аналогичные условия только для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении содержатся в пп.3 п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ.

Вместе с тем п.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимся в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Таким образом, решение ответчика об отказе в предоставлении Прункову А.П. благоустроенного жилого помещения по причине отсутствия его в списке граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и отсутствии у него статуса малоимущего гражданина, является незаконным, основанном на неправильном применении норм материального права, поскольку для признания инвалида-чернобыльца нуждающимся в жилищном помещении при наличии постановления главы администрации муниципального образования г.Донской от 25.11.2010 г. № 1450 о признании жилого помещения по месту его жительства не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям ( пп.3 п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ), не требуется наличие у него статуса малоимущего гражданина.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора г.Донского Тульской области в интересах инвалида вследствие чернобыльской катастрофы Прункова Анатолия Павловича к администрации муниципального образования город Донской о признании Прункова А.П. и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий удовлетворить.

Признать Прункова А.П. и Прункову Н.М., проживающих в доме ». расположенном по адресу: <адрес>, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Донской городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.В. Пасечникова

Решение вступило в законную силу