решение от 6.06.2011г. о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 июня 2011 года г.Донской

Донской городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Пасечниковой Е.В.,

при секретаре Кузнецовой И.Ю.,

с участием

истца Носова И.Н.,

представителя ответчика администрации муниципального образования город Донской Генг Н.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Носова И.Н. к администрации муниципального образования город Донской о признании его, как военнослужащего, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и обязании предоставить ему, как военнослужащему, жилое помещение по договору социального найма, исходя из нормы предоставления,

установил:

истец Носов И.Н. обратился в суд с исковыми требованиями к администрации муниципального образования город Донской о признании его, как военнослужащего, нуждающимся в жилом помещении и возложении обязанности предоставить ему, как военнослужащему, жилое помещение по договору социального найма, исходя из нормы предоставления.

В обоснование заявленных требований истец указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ по выслуге лет, уволен в запас в звании прапорщика. Службу проходил на Украине, после увольнения в запас переехал жить в Тульскую область, где право на жилое помещение не имеет, проживает у чужих ему людей. Утверждает, что ни в период прохождения им службы в Вооруженных Силах СССР, ни после увольнения в запас по выслуге лет, жилым помещением по линии Министерства обороны обеспечен не был, однако, и на учет граждан, нуждающихся в жилим помещении до ДД.ММ.ГГГГ не встал, поскольку не знал об этом.

При обращении в администрацию муниципального образования город Донской с требованием о предоставлении жилого помещения, в этом ему было отказано со ссылкой на Закон Тульской области от 07.07.2006 г. № 722 «О порядке признания граждан малоимущими в целях учета и предоставления им по договору социального найма жилых помещений».

Считает данный отказ противоречащим действующему законодательству, поскольку к категории малоимущих граждан себя он, Носов И.Н., не относит, так как размер его пенсии больше минимума средств, при получении которых гражданин может быть признан малоимущим. Кроме этого полагает, что на основании ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ должен быть обеспечении жилым помещением на основании постановления Правительства РФ от 06.09.1998 г. №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

Наоборот, считает себя гражданином, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по такому договору, не является он собственником жилых помещений и членом семьи собственника жилого помещения.

Отмечает, что в соответствии с Правилами о предоставлении в * году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.11.2009 г. № 903, право на предоставление в собственность бесплатно жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, или по договору социального найма жилых помещений, переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность имеют граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года.

В судебном заседании истец Носов И.Н. исковые требования поддержал и добавил, что в отставку по выслуге лет он уволен ДД.ММ.ГГГГ, службу проходил на Украине в военном гарнизоне <данные изъяты>, жилой площадью не обеспечивался, что подтверждается справкой, выданной <данные изъяты> военной гарнизонной КЭЧ. Право на жилое помещение у него нет, является ветераном Вооруженных Сил России и ветераном труда. Отмечает, что его сын также является военнослужащим, в связи с чем ему государство также должно предоставить жилое помещение. Он, Носов И.Н., в свою очередь строил планы проживать с сыном, когда тот переведется служить в центральную часть России, но сын вышел в отставку и проживает в служебной квартире в <адрес>.

Представитель ответчика – администрация муниципального образования город Донской Генг Н.В. в судебном заседании исковые требования истца не признала и показала, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" граждане признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п.7 вышеуказанного постановления основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

Считает, что основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.

Отмечает, что на момент увольнения с военной службы в * году истец Носов И.Н. был обеспечен жилой площадью по адресу: <адрес>, проживал в квартире на основании ордера в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения; после увольнения с военной службы истец избрал постоянное место жительство на Украине по месту регистрации; через одиннадцать лет в * году он воспользовался правом на перемену постоянного места жительства, добровольно снялся с регистрационного учета и переехал в город Донской Тульской области; в судебном заседании истец не представил приказ об увольнении, из которого следует, что им избрано постоянное место жительство-город Донской Тульской области.

Таким образом, по ее мнению, на момент увольнения истца с военной службы, Носов И.Н. не являлся нуждающимся в жилом помещении, а, следовательно, право на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма, как военному пенсионеру, отсутствует.

Не усматривает оснований и для признания истца нуждающимся в жилом помещении и по иным основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, поскольку он не является малоимущим.

Определением Донского городского суда Тульской области от 13.04.2011 г. в качестве соответчиков привлечены администрация Тульской области, Министерство финансов РФ, Министерство регионального развития РФ, Департамент социального развития по Тульской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – военный комиссариат Тульской области

Представитель ответчика – администрации Тульской области в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания руководитель администрации уведомлен своевременно и надлежащим образом. Из письменных возражений представителя Морозовой Е.В., действующей на основании доверенности, следует, что исковые требования Носова И.Н. администрация Тульской области не признает, считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих», Жилищного кодекса РФ как орган государственной власти, не участвует в правоотношениях, связанных с признанием лиц, уволенных с военной службы, нуждающимися в жилых помещениях и постановке их на учет в качестве таковых. Вместе с тем отмечает, что поскольку Носов И.Н. после увольнения со сверхсрочной военной службы избрал постоянным местом своего жительства Украину, где проживал после увольнения в отставку более 10 лет, то на основании Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 г., действовавшего на период увольнения Носова И.Н.с военной службы, и нормы ст.15 Федерального закона РФ от 27.05.1996 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Носов И.Н. не может быть признан нуждающимся в жилом помещении, и, соответственно, претендовать на предоставление ему жилого помещения.

Представитель ответчика – департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания руководитель департамента уведомлен своевременно и надлежащим образом. Из письменных возражений заместителя директора департамента Краюшкина И.А. следует, что исковые требования Носова И.Н. департамент социального развития Тульской области не признает поскольку убежден, что истец не относится у категории граждан, уволенных с военной службы, состоявших на учете в органах местного самоуправления до 01.01.2005 года, и обеспечить его жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» правовых оснований не имеется. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента.

Представитель ответчика – Министерства регионального развития Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания руководитель Министерства уведомлен своевременно и надлежащим образом. Из письменных возражений представителя Нечаева М.В., действующего на основании доверенности, следует, что исковые требования Носова И.Н. Министерство регионального развития Российской Федерации не признает на том основании, что во исполнение требований, предусмотренных ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» с учетом изменений, внесенных в него ФЗ № 342-Фз от 08.12.2010 г., истец по состоянию на 1.03.2005 г. не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме этого считает Министерство регионального развития Российской Федерации не надлежащим ответчиком при разрешении данного спора, поскольку в соответствии с разделом №5 подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, которые до 01.01.205 года, были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе путем предоставления единовременной денежной выплаты, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого их федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в виде субвенций.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, военного комиссариата Тульской области, в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания военный комиссар уведомлен своевременно и надлежащим образом. Из письменных возражений представителя военного комиссариата Беркутова И., действующего на основании доверенности, следует, что с 20.11.2009 г. военный комиссариат вопросами реализации прав на жилье не занимается, поскольку в его штате ликвидирована жилищная комиссия, считает, что данные вопросы находятся в ведении органа государственной власти по месту регистрации истца.

Суд счел возможным в соответствии с ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, личное дела истца, предоставленное военным комиссариатом Тульской области, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно п. 3 ст.6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации, в другом государстве в соответствии с Федеральным законом.

В соответствии с п. 2.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", с учетом изменений, внесенных ФЗ № 342-ФЗ от 08.12.2010 г., обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и которые до 1.01.2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В соответствии с п. 14 ст.15 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспеченных средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства предоставляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.

Носов И.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ г. проходил сверхсрочную службу в воинской части <данные изъяты>, уволен из Вооруженных Сил СССР по выслуге лет при наличии общей продолжительности военной службы более 10 лет.

На момент прохождения сверхсрочной службы и после увольнения в запас проживал с семьей из пяти человек: он, жена и трое детей на Украине в благоустроенной, кооперативной, двухкомнатной квартире ., общей площадью * кв.м., в том числе жилой площадью * кв.м.по адресу: <адрес> Следовательно после увольнения истец избрал постоянным местом своего жительства <данные изъяты>. Данное жилое помещение было предоставлено его супруге Носовой Т.В. на основании ордера на всю семью, следовательно, истец в силу ст.53 Жилищного кодекса РСФСР приобрел право пользования данным жилым помещением наравне с супругой и детьми. С заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении истец не обращался, поскольку нуждающимся в жилье не был, отсутствуют данные сведения и в личном деле истца.

В ДД.ММ.ГГГГ истец добровольно снявшись с регистрационного учета по месту расположения данного жилого помещения убыл из Украины в Россию для проживания в г.Донском Тульской области по адресу: <адрес>, где был зарегистрирован с согласия собственника на основании договора поднайма до ДД.ММ.ГГГГ

В период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ проживал также на условиях поднайма в доме по <адрес>, а со ДД.ММ.ГГГГ г. и по настоящее время на том же условии в доме по <адрес>.

Права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, на какое-либо жилое помещение на территории Российской Федерации, у Носова И.Н. отсутствуют.

Квартира по адресу: <адрес> в настоящее время принадлежит дочери истца - ФИО2

По линии Министерства обороны России и Украины Носов И.Н. жилыми помещениями Носов не обеспечивался.

Согласно ст.62 ранее действовавшего Закона РФ от 11.02.93 "О воинской обязанности и военной службе" гражданин Российской Федерации, проходивший военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохранял правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, только до окончания переходного периода (т.е. до 31 декабря 1994 г.).

Поскольку истец Носов И.Н. уволен из Вооруженных Сил СССР и выехал из Украины в Россию до окончания переходного периода, следовательно, имеет правовой статус военнослужащего, что подтверждается удостоверением серии , выданное ДД.ММ.ГГГГ г. Тульским военкоматом..

В соответствии с п. 6 ст.15 действовавшего на момент увольнения истца Закона РФ от 22.01.93 "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1054 от 06.09.98.

Согласно этим Правилам нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства признаются граждане, проходившие военную службу в Вооруженных Силах государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, имеющие общую продолжительность военной службы не менее 10 лет, уволенные в запас или отставку по состоянию здоровья, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства (п. 6).

Свидетельством о наличии права на получение жилья по избранному месту жительства служит удостоверение установленной формы, выдаваемое гражданам, уволенным из Вооруженных Сил государств - участников СНГ областным (республиканским) военным комиссариатом (п. 8).

Граждане, уволенные с военной службы и признанные нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства, ставятся на очередь органами местного самоуправления по их личному заявлению (п. 9).

Россия и Украина являются участниками "Соглашения между государствами - участниками Содружества независимых государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" от 14.02.92, которым признаются взаимные обязательства этих государств по обеспечению всех прав (в том числе и жилищных) бывших военнослужащих.

Таким образом, если бы Носов Н.И. был признан нуждающимся в получении жилого помещения при увольнении в запас и не реализовал своего права на жилище на территории Украины, где он избрал постоянным место своего жительства до ДД.ММ.ГГГГ г., то он имел бы право на получение жилья по избранному постоянному месту жительства на территории России, в том числе и в г.Донском.

Однако истец на момент увольнения в запас не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку проживал в благоустроенной жилом помещении. Это обстоятельство не отрицает и сам истец.

Довод же истца о том, что право на получение жилья он имеет, поскольку, имея правовой статус военнослужащего после увольнения в запас фактически не был обеспечен жилым помещением и в настоящее время не имеет жилого помещения, основаны на ошибочном толковании им норм материального права.

По смыслу ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение только при условии признания их нуждающими в жилых помещениях на момент увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состояния здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при наличии общей продолжительности военной службы 10 и более лет.

При таких обстоятельствах, ответ администрации муниципального образования город Донской Носову И.Н. от ДД.ММ.ГГГГ. с разъяснением о порядке обращения в сектор учета и распределения жилья администрации муниципального образования город Донской с заявлением и перечнем документов для рассмотрения вопроса о признании его нуждающимся в жилом помещении, является правильным.

Согласно выводам начальника управления жилищно-хозяйственного комплекса администрации муниципального образования город Донской, Носов И.Н. не может быть признан малоимущим, поскольку размер его совокупного среднемесячного дохода, превышает пороговое значение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи.

На основании изложенного, исковые требования истца не основаны на нормах действующего законодательства, и являются необоснованными, не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Носову И.Н. в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования город Донской о признании его, как военнослужащего, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и обязании предоставить ему, как военнослужащему, жилое помещение по договору социального найма, исходя из нормы предоставления, отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Донской городской суд в течение десяти дней с момента его изготовления.

Судья Пасечникова Е.В.

Решение вступило в законную силу