РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 августа 2011 года г. Донской Донской городской суд Тульской области в составе: председательствующего Алёхиной О.В., при секретаре Тереховой В.В., с участием ответчика Шевлякова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области к Шевлякову В.А. о взыскании транспортного налога, пени за несвоевременную уплату налога, установил: истец, в лице Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области» обратился в суд с исковым заявлением к Шевлякову В.А. о взыскании транспортного налога, пени за несвоевременную уплату налога, указав, что согласно сведениям, представленным Управлением ГИБДД УВД по Тульской области, Шевлякову В.А. принадлежат транспортные средства: <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Шевлякову В.А. было направлено налоговое уведомление № на уплату транспортного налога за * год. Ввиду перерасчета налоговой базы в связи с уточнением размера налоговой ставки на транспортные средства, а также уточнения сведения, предоставляемых Управлением ГИБДД по Тульской было произведено доначисления по транспортному налогу. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. за налогоплательщиком числится задолженность по уплате транспортного налога за * год в сумме * руб. В связи с неуплатой транспортного налога, Шевлякову В.А. направлено требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ. № с предложением уплатить транспортный налог за * год в сумме * руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме * руб., но до настоящего времени указанные суммы Шевляковым В.А. не уплачены. Ввиду изложенного, истец просил взыскать с Шевлякова В.А. задолженность по транспортному налогу за * год в сумме * руб., пенсии за несвоевременную уплату налога в сумме * руб., а всего взыскать * руб. В судебное заседание представитель истца Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области не явился. О дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил. Ответчик Шевляков В.А. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, пояснив, что он уплатил транспортный налог за * год, который был исчислен налоговой инспекций своевременно. В дальнейшем он своевременно оплачивал транспортный налог в *, *, * г. Впоследствии истец обнаружил ошибку при исчислении налога за * год, которая была выявлена в конце *., и о существовании которой он узнал только из искового заявления. Указывал, что является индивидуальным предпринимателем, использует транспортные средства для осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем, при осуществлении процедуры взыскания транспортного налога, налоговому органу необходимо было руководствоваться ст.46,47 НК РФ. Поскольку, по утверждению истца, в установленный законом срок транспортный налог им не был уплачен, с учетом имеющегося у него статуса индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе был вынести постановление о взыскании налога и пени за счет имущества индивидуального предпринимателя и вынести об этом соответствующее решение, направив ему копию этого решения, а затем направив данное решение для исполнения в Службу судебных приставов. Однако, указанное решение налоговым органом не выносилось и ему не направлялось, сведения об этом в деле не имеется. Полагал, что истцом нарушены сроки направления уведомления об уплате налога, а также процедура взыскания транспортного налога, предусмотренная ст.46,47 НК РФ, за оспариваемый период, в связи с чем, просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Выслушав ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему. Порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, функции налоговых органов закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ). Обращение Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области с данным исковым заявлением не противоречит положениям НК РФ. В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со статьей 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ согласно ст. 76 Конституции РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Согласно статье 14 Налогового кодекса РФ транспортный налог является региональным налогом, который в соответствии со статьями 12, 53, 356 Налогового кодекса РФ устанавливается указанным Кодексом и законами субъектов, вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов РФ; вводя данный налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки его уплаты, а также форму отчетности по данному налогу. 28 ноября 2002 года принят Законом Тульской области N 343-ЭТО "О транспортном налоге", согласно которому плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Анализируя нормы НК РФ, Закона Тульской области «О транспортном налоге» суд приходит к выводу о том, что в настоящее время предусмотрены различные меры воздействия на неплательщиков транспортного налога, а именно: при возникновении задолженности по уплате налогов, пеней или штрафов должнику вручается требование об уплате задолженности, выносится решение о взыскании налога, принудительное взыскание недоимки путем предъявления иска в суд. Из объяснений ответчика следует, что за ним на праве собственности зарегистрированы транспортные средства <данные изъяты>, которые он использует при осуществлении предпринимательской деятельности. Указанные обстоятельства подтверждены выпиской из информационной базы ГИБДД, содержание которой ответчиком не оспорено. Представленный истцом расчет сумм, подлежащих взысканию, судом проверен, математически верен и ответчиком не оспаривался. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. Шевлякову В.А. было направлено налоговое уведомление № на уплату транспортного налога за * год. ДД.ММ.ГГГГ. № Шевлякову В.А. было направлено налоговое уведомление с предложением уплатить транспортный налог за * год в сумме * руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме * руб. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в случае направления по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ). Проверяя доводы ответчика нарушении истцом процедуры взыскания транспортного налога, п.3 ст.46 НК РФ, отсутствии решения налогового органа о взыскании указанного налога, суд приходит к следующему. Согласно пункту 1 статьи 46 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 Кодекса). Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога (пункт 3 статьи 46 Кодекса). Пунктом 7 статьи 46 Кодекса установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 Кодекса. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, сборов и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Установленная процедура принудительного взыскания задолженности за счет имущества должника не предусматривает направление налоговым органом должнику решения об этом. В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в т.ч. за счет денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств такого налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Из материалов дел следует, что Шевляков В.А. является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается свидетельством о внесении в ЕГРИП записи серии №, свидетельством о постановке на учет в налоговом органе. Таким образом, судом установлено, что Шевляков В.А., являясь индивидуальным предпринимателем, владельцем перечисленных транспортных средств, в порядке ст. 357 НК РФ является налогоплательщиком и обязан уплачивать транспортный налог. Поскольку в установленный законом срок задолженность по транспортному налогу им не была уплачена, с учетом имеющегося у него статуса индивидуального предпринимателя, налоговый орган вправе был вынести постановление о взыскании налога и пени за счет имущества индивидуального предпринимателя Шевлякова В.А., направив его для соответствующего исполнения, в пределах срока, предусмотренного п. 1 ст. 47 НК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Указанное решение о взыскании налога и пени за счет имущества индивидуального предпринимателя Шевлякова В.А., в материалах дела отсутствует, в процессе рассмотрения дела суду не представлено. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом установленный налоговым законодательством порядок принудительного взыскания задолженности по налогам нарушен. Вместе с тем, судом установлено, что согласно ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В соответствии с ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Статьей 7 Закона ТО от 28.11.2002 N 343-ЗТО установлено, что уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения (регистрации) транспортных средств. Уведомление о подлежащей уплате сумме налога направляется (вручается) налогоплательщику в срок не позднее 1 июня года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с момента (даты) направления заказного письма. Изучив представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что суду не представлено доказательств, позволяющих прийти к обоснованному выводу о том, когда налоговому органу стало известно о наличии оснований для перерасчета налоговой базы и в какой срок произведено доначисление транспортного налога Шевлякову В.А. Отсутствие указанных данных исключает возможность прийти к обоснованному выводу о соблюдении (не соблюдении) налоговым органом сроков направления Шевлякову В.А. уведомления об уплате задолженности по транспортному налогу. При таких обстоятельствах, ссылка налогового органа на его право произвести уточнение ранее исчисленного транспортного налога исходя из положений п. 3 ст. 363 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2009 г. N 283-ФЗ), согласно которым налогоплательщики, указанные в абзаце первом этого пункта (т.е. являющиеся физическими лицами и уплачивающие транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом), уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором данного пункта не может быть принята во внимание. Указанные положения закона подлежат применению во взаимосвязи с иными нормами налогового законодательства, устанавливающими сроки направления налогового уведомления, при наличии достаточных данных и письменных доказательств, позволяющих установить указанные сроки. При этом Налоговый кодекс РФ не содержит норм, предусматривающих возможность направления налогового уведомления по истечении установленного срока, а также порядок и сроки такого направления. Не предусмотрена Налоговым кодексом РФ и возможность направления налогоплательщикам повторных требований, такая возможность предполагала бы искусственное увеличение установленных сроков принудительного взыскания. Таким образом, суд приходит к выводу о том, выводу о том, что истцом не представлено достаточных доказательств, позволяющих суду прийти к безусловному выводу о возможности удовлетворения исковых требований Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области о взыскании с Шевлякова В.А. задолженности по транспортному налогу за * г. С учетом изложенного, суд полагает необходимым и возможным в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области к Шевлякову В.А. отказать в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд решил: в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области к Шевлякову В.А. о взыскании транспортного налога, пени за несвоевременную уплату налога - отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Донской городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Решение вступило в законную силу