решение от 2.09.2011года о признании права на предоставлении мер соцподдержки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 сентября 2011 года город Донской

Донской городской суд Тульской области в составе:

судьи Пасечниковой Е.В.,

при секретаре Кузнецовой И.Ю.,

с участием представителя ответчика – Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Донского» Климовой Н.Г., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подлесных С.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения города Донского» о признании права на предоставление мер социальной поддержки, понуждении назначить меры социальной поддержки,

установил:

Подлесных С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Донского» (далее ГУ ТО УСЗН г. Донского) о признании права на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, и о возложении обязаннности предоставить указанные меры социальной поддержки.

В обоснование заявленных требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ ему присвоено звание «Ветеран труда».

Полагает, что в силу ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (с изменениями, внесенными Законом Тульской области от 31.10.2009 № 1352-ЗТО, вступившими в силу с 01.01.2010 года) он имеет право на заявленные в иске меры социальной поддержки, в предоставлении которых ему ДД.ММ.ГГГГ органом социальной защиты, по результату рассмотрения его заявления от ДД.ММ.ГГГГ, отказано. Считает отказ ответчика незаконным.

Истец Подлесных С.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика – Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения города Донского» по доверенности Климова Н.Г. в судебном заседании исковые требования Подлесных С.В. не признала, считает их необоснованными, ссылаясь на то, что истец является пенсионером УФСИН России по Тульской области на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть 57 лет.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца Подлесных С.В.

Выслушав объяснения представителя ответчика – ГУ ТО УСЗН города Донского, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Подлесных С.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, и условия при которых возникает право на их получение.

К мерам социальной поддержки, подлежащих предоставлению ветеранам труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года установленным статьей 3 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО (в ред. Законов Тульской области от 31.10.2006 № 745-ЗТО, от 26.11.2008 № 1145-ЗТО, от 31.10.2009 № 1352-ЗТО) отнесены ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, а также за коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение)) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива.

Согласно пп.2 ст.1 данного Закона право на указанные выше меры социальной поддержки имеют, в том числе ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

По смыслу ст.3 данного Закона основанием для предоставления данных мер социальной поддержки является достижение возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности.

Таким образом, согласно данной норме Закона Тульской области право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не ограничивает приобретение этого права с наличием какого-либо определенного возраста или видом пенсии.

Согласно подпункту 4 пункта 1 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 г. №30, предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива в виде ежемесячной денежной выплаты осуществляется государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения по месту регистрации граждан.

В данном случае таким учреждением является ГУ ТО УСЗН города Донского, на которое и должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу указанных мер социальной поддержки.

В судебном заседании установлено, что истец Подлесных С.В. является ветераном труда, что подтверждается одноименном удостоверением серии

Указанное обстоятельство лицами, участвующими в деле не оспаривалось.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Донского» с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги, которое в тот же день было принято ГУ ТО «УСЗН города Донского». Одновременно с заявление он предоставил ответчику копии следующих документов: паспорта, удостоверения «Веретан труда» и сберегательной книжки на свое имя, справки с места жительства, квитанции об оплате за содержание жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

В удовлетворении данных требований ответчиком истцу было отказано по причине не достижения возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Данный отказ суд считает незаконным, поскольку ответчиком неправильно трактуются нормы материального права.

Позиция ответчиков противоречит положениям Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 57 лет для мужчин и 52 лет для женщин, как лиц, проживающих в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Несостоятельными суд считает и доводы представителя ГУ ТО УСЗН города Донского о том, что истцу не могут быть предоставлены указанные меры социальной поддержки, предусмотренные положениями ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области», поскольку он не является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».

Так, статьей 4 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены, в том числе и военнослужащие.

Среди видов пенсий, установленных данным законом, предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», то есть военнослужащим, к числу которых относится и истец.

Таким образом, истец имеет право на государственное пенсионное обеспечение на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Данное обстоятельство не является исключительным для лишения истца права на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области» и другими региональными нормативными правовыми актами.

Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчиков по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым.

Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области», регламентирован одноименным положением, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 г. № 30 «Об утверждении положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области». Данный порядок распространяется на правоотношения, возникшие с 1.01.2010 г.

В соответствии с данным постановлением рассмотрение вопроса о предоставлении отдельным категориям жителей Тульской области, в том числе ветеранам труда, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива, возможно лишь при наличии письменного одноименного заявления гражданина, предоставленного в учреждение социальной защиты по месту жительства (или по месту пребывания) с приложением пакета документов.

Днем обращения за назначением выплаты считается день приема учреждением социальной защиты заявления со всеми необходимыми документами, а именно: документов, удостоверяющих личность, место жительства гражданина, в необходимых случаях – регистрацию по месту пребывания, копий удостоверений ( свидетельства установленного образца); справки медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности, справки о праве на льготы, дающих право на соответствующие меры социальной поддержки; справки о составе семьи, выписки из лицевого счета и квитанции об оплате жилого помещения и коммунальных услуг за последний календарный месяц перед месяцем обращения; копии страхового свидетельства государственного пенсионного страхования.

Гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива и состоящим на учете в Департаменте социального развития Тульской области (учреждениях социальной защиты) по состоянию на 1.01.2010 г., денежная выплата назначается на основании имеющихся сведений, независимо от факта обращения и подачи документов.

Денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов.

Срок, на который предоставляется денежная выплата, равен сроку, в течение которого гражданин имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива.

Поскольку истцом на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении ЕДВ не был предоставлен перечень всех документов для назначения ЕДВ по оплате за содержание жилого помещения и оплате коммунальных услуг, то суд считает, что право на ЕДВ возникло у истца Подлесных С.В. с ДД.ММ.ГГГГ., а на ЕДВ по оплате за содержание жилого помещения и оплате коммунальных услуг с момента обращения в суд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

Принимая во внимание, что истец имеет право на получение пенсии в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», является ветераном труда, жителем города Донского и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, органами социальной защиты ему неправомерно было отказано в предоставлении названных выше льгот, суд считает, что требования Подлесных С.В. о назначении ему ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, а также ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги подлежат удовлетворению с возложением этой обязанности на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения города Донского».

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

       

исковые требования Подлесных С.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения города Донского» о признании права на предоставление мер социальной поддержки и возложении обязанности назначить меры социальной поддержки, удовлетворить.

Признать за Подлесных С.В. - ветераном труда, право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с ДД.ММ.ГГГГ., ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги, предусмотренные Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с ДД.ММ.ГГГГ., и обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Донского» назначить Подлесных данные меры социальной поддержки с указанных дат.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Донской городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.В.Пасечникова

Решение вступило в законную силу.