Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 мая 2012 года город Донской Донской городской суд Тульской области в составе: председательствующего Исаевой Т.В., при секретаре Протасовой Е.Н., с участием помощника прокурора города Донского Брежневой М.С., представителя ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» по доверенности Губаревой Т.М., представителя ответчика администрации муниципального образования город Донской по доверенности Лежневой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора города Донского Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» и администрации муниципального образования город Донской о восстановлении ограждения территории участка общеобразовательного учреждения, установил: прокурор города Донского Тульской области обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» о восстановлении ограждения территории участка 2 корпуса общеобразовательного учреждения, указывая на то, что прокуратурой города Донского была проведена проверка исполнения федерального законодательства о противодействии терроризму на территории муниципального образования город Донской, в ходе которой был выявлен ряд недостатков и несоответствия действующим требованиям нормативных документов по требованию технической укрепленности объектов общеобразовательных учреждений, а в частности установлено, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» ( 2 корпус), расположенное по адресу: <адрес>, представляет собой двухэтажное кирпичное строение. В целях соответствия требованиям инженерно-технической укрепленности 2 корпуса муниципального бюджетного общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» требуется восстановить ограждение территории объекта, а именно: фасад-105,7 метра, правую сторону фасада здания – 32,7 метра, левую сторону от фасада-74,9 метра, общий метраж отсутствующего ограждения-213,3 метра. Прокуратурой города Донского по факту ненадлежащей антитеррористической защищенности объекта – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» (2 корпус) неоднократно вносились представления об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, однако до настоящего времени нарушения требований в сфере ненадлежащей антитеррористической защищенности объекта муниципального бюджетного общеобразовательного учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» (2 корпус) не устранены. Отсутствие ограждения объекта создает возможность беспрепятственного доступа на территорию данного объекта посторонних лиц и автотранспорта, ведет к захламлению пришкольного участка, ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, обучающихся в данном учреждении, ослабляет антитеррористическую защищенность школы. Ненадлежащая антитеррористическая защищенность муниципального бюджетного общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» (2 корпус) ставит под угрозу жизнь и здоровье не только детей, обучающихся в данном корпусе общеобразовательного учреждения, но и в общем жителей муниципального образования город Донской. Определением Донского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования город Донской исключена из числа третьих лиц и привлечена к участию в деле в качестве ответчика. В судебном заседании помощник прокурора города Донского Брежнева М.С. исковые требования прокурора поддержала, просила обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» провести работы по восстановлению ограждения территории участка 2 корпуса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №», расположенного по адресу: <адрес>, в срок до 1 марта 2013 года. Представитель ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» по доверенности Губарева Т.М. в судебном заседании исковые требования прокурора признала и пояснила, что полномочия главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования город Донской осуществляет администрация муниципального образования город Донской в порядке, установленном действующим законодательством. В смете доходов и расходов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» денежные средства на восстановление ограждения предусмотрены не были, хотя директором школы направлялась заявка о необходимости несения соответствующих затрат для восстановления ограждения территории. В настоящее время территория корпуса 2 школы не имеет ограждения, денежных средств на восстановление ограждения у школы не имеется. До марта 2013 года примут меры к восстановлению ограждения территории участка их общеобразовательного учреждения. Представитель ответчика администрации муниципального образования город Донской по доверенности Лежнева Ю.С. исковые требования признала и пояснила, что в соответствии с действующим законодательством РФ и Уставом, образовательное учреждение является бюджетным учреждением и финансируется из средств местного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на эти цели. Из местного бюджета финансируются расходы школы на содержание зданий и оплату коммунальных услуг. Вопрос об установлении ограждения будет решаться при выделении дополнительных ассигнований из областного бюджета. Выслушав помощника прокурора города Донского Брежневу М.С., представителей ответчиков администрации муниципального образования город Донской по доверенности Лежневу Ю.С. и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» по доверенности Губареву Т.М., исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. На основании ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Статьей 7 Конституции РФ предусмотрено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В силу ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; недопустимость политических уступок террористам; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности. В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта. На основании п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится такой вопрос как участие в профилактике терроризма. Согласно ч.ч. 1, 2, 3 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Согласно п.4 ч.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. На основании ч.1 ст.51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Согласно п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является способ принуждения к исполнению обязанностей в натуре. На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно п. 1.2 Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» учредителем учреждения является муниципальное образование город Донской. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет комитет по образованию администрации муниципального образования город Донской. В соответствии с п. 2.1 Устава основным предметом деятельности учреждения является обучение и воспитание детей Согласно п. 5.4 Устава к компетенции учредителя относится утверждение годовой сметы расходов и доходов учреждения; назначение и освобождение от должности директора учреждения, заключение трудового договора с директором учреждения; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения, сохранностью и эффективным использованием имущества и земельного участка, закрепленных учредителем за учреждением, …обеспечение содержания здания и сооружений учреждений учреждения, обустройство прилегающей к нему территории. Как следует из п. 6.1 Устава собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет за учреждением в целях обеспечения его уставной деятельности, предусмотренной уставом, здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество. Как следует из акта комиссионного обследования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» (2 корпус) от ДД.ММ.ГГГГ, справки ОВО ОМВД России по г. Донской от ДД.ММ.ГГГГ №, в ходе проведения комиссионного обследования 2 корпуса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», расположенного по адресу: <адрес>, представляющего собой двухэтажное кирпичное строение, на предмет частичного или полного отсутствия ограждения, в связи с проводимой прокуратурой г. Донской проверкой соблюдения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, установлено, что здание практически полностью не огорожено, фасад, правая и левая стороны от фасада отсутствуют, тыловая сторона от фасада огорожена железобетонными плитами с металлическими прутами, требуется восстановить ограждение территории объекта, а именно: фасад-105,7 метра, правую сторону от фасада здания – 32,7 метра, левую сторону от фасада-74,9 метра, общий метраж отсутствующего ограждения-213,3 метра. Из ответа главы администрации муниципального образования город Донской С.В.Офицерова от ДД.ММ.ГГГГ № на представление прокурора города Донского по вопросу восстановления ограждений в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №» (2 корпус) следует, что в бюджете муниципального образования город Донской предусмотрены денежные средства в размере <данные изъяты> на установку в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях камер видеонаблюдения с регистрацией фиксируемой информации. При выделении дополнительных ассигнований для исполнения законодательства о противодействии терроризму будут проводиться работы по технической укрепленности объектов дошкольного образования. Отсутствие ограждения территории школы создает условия для беспрепятственного доступа на территорию школы посторонних лиц, чем создаются помехи для образовательного процесса, создаются предпосылки для совершения на территории школы общественно опасных деяний, загрязнения территории школы, порче ее имущества. В целом отсутствие ограждения территории школы нарушает права детей, обучающихся в школе, на получение надлежащего образовательного процесса, гарантирующего безопасность их жизни и здоровья, законных интересов, с соблюдением установленных гигиенических и санитарных норм и правил. Основываясь на применении и толковании положений вышеприведенных нормативно-правовых актов и учитывая, что территория общеобразовательного учреждения является муниципальной собственностью, суд приходит к выводу о том, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» (2 копус), в целях выполнения требований Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», должно привести территорию 2 корпуса общеобразовательного учреждения в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а именно, восстановить ограждение. Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований санитарно-эпидемиологического законодательства на территории 2 копуса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» отсутствует ограждение: фасада-105,7 метра, правой стороны от фасада здания – 32,7 метра, левой стороны от фасада-74,9 метра, общий метраж отсутствующего ограждения-213,3 метра, а поэтому в целях соответствия требованиям инженерно-технической укрепленности муниципального бюджетного общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» (2 корпус) требуется восстановить указанное выше ограждение территории объекта. В судебном заседании стороны не оспаривали факты, отраженные в акте комиссионного обследования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» (2 корпуса) от ДД.ММ.ГГГГ, справке ОВО ОМВД России по г. Донской от ДД.ММ.ГГГГ № на предмет частичного или полного отсутствия ограждения, в связи с проводимой прокуратурой г.Донской проверкой соблюдения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму. Таким образам судом установлен факт отсутствия целостности ограждения территории участка 2 корпуса общеобразовательного учреждения и несоответствие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» (2 корпус) требованиям антитеррористической защищенности, восстановление целостности ограждения зависит от бюджетного финансирования муниципального общеобразовательного учреждения. С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» провести работы по восстановлению ограждения территории участка 2 корпуса образовательного учреждения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №». В силу ч. 2 ст.206 ГПК РФ, с учетом обстоятельств дела и требований прокурора, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 1.03.2013 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: исковые требования прокурора города Донского Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» и администрации муниципального образования город Донской о восстановлении ограждения территории участка общеобразовательного учреждения – удовлетворить. Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» восстановить ограждение территории участка 2 корпуса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №», расположенного по адресу: <адрес>, в срок до 1 марта 2013 года. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда в течение 1 месяца путем подачи апелляционной жалобы через Донской городской суд Тульской области. Председательствующий Т.В. Исаева Решение вступило в законную силу