Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 мая 2012 года город Донской Донской городской суд Тульской области в составе: председательствующего Тишковой М.А., при секретаре Шиковой Е.В., с участием старшего помощника прокурора города Донского Быстрых Д.А., представителей ответчиков: администрации муниципального образования город Донской по доверенности ФИО1, директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора города Донского Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» и администрации муниципального образования город Донской о восстановлении ограждения территории участка общеобразовательного учреждения, установил: прокурор города Донского Тульской области обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» о восстановлении ограждения территории участка общеобразовательного учреждения, указывая на что, прокуратурой города Донского проведена проверка исполнения федерального законодательства о противодействии терроризму на территории муниципального образования город Донской, в ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения Федерального закона РФ №35-ФЗ от 6.03.2006 года «О противодействии терроризму»: был выявлен ряд недостатков и несоответствия действующим требованиям нормативных документов по требованию технической укрепленности объектов общеобразовательных учреждений, а в частности установлено, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №», расположенное по адресу: <адрес>, представляет собой двухэтажное капитальное строение. Территории общеобразовательного учреждения практически полностью не ограждена, ограждение местами выполнено из смешанных конструкций со 100% износом. В целях соответствия требованиям инженерно-технической укрепленности муниципального бюджетного общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» требуется восстановить ограждение территории объекта, а именно с фасада здания 90 метров, правую сторону от фасада здания общеобразовательного учреждения – 180 метров, левую сторону от фасада 180 метров, тыловую сторону от фасада – 90 метров, общий метраж отсутствующего ограждения составляет 540 метров. Прокуратурой города Донского ранее неоднократно по факту ненадлежащей антитеррористической защищенности объекта – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» были внесены представления об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, однако, до настоящего времени нарушения требований в сфере ненадлежащей антитеррористической защищенности объекта муниципального бюджетного общеобразовательного учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» не устранены. Отсутствие ограждения объекта создает возможность беспрепятственного доступа на территорию данного объекта, расположенного по выше указанному адресу, посторонних лиц и автотранспорта, ведет к захламлению пришкольного участка, ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, обучающихся в данном учреждении, ослабляет антитеррористическую защищенность школы. Ненадлежащая антитеррористическая защищенность объекта муниципального бюджетного общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» ставит под угрозу жизнь и здоровье не только детей, обучающихся в данном общеобразовательном учреждении, но и в общем жителей муниципального образования город Донской. Определением Донского городского суда Тульской области от 25.04.2012 года администрация муниципального образования город Донской исключена из числа третьих лиц и привлечена к участию в деле в качестве ответчика. В судебном заседании старший помощник прокурора города Донского Быстрых Д.А. исковые требования прокурора поддержал, просил обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» провести работы по восстановлению ограждения территории участка муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №», расположенного по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» директор муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» ФИО2 в судебном заседании исковые требования прокурора признала и пояснила, что полномочия главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования город Донской осуществляет администрация муниципального образования город Донской в порядке, установленном действующим законодательством. В смете доходов и расходов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» денежные средства на восстановление ограждения предусмотрены не были, хотя директором школы направлялась заявка о необходимости несения соответствующих затрат для восстановления ограждения территории. В настоящее время территория школы имеет частичное ограждение, денежных средств на восстановление элементов ограждения у школы не имеется. До ДД.ММ.ГГГГ года примут все усилия к восстановлению ограждения территории участка их общеобразовательного учреждения. Представитель ответчика администрации муниципального образования город Донской по доверенности ФИО1 исковые требования признала, и пояснила, что в соответствии с действующим законодательством РФ и Уставом, образовательное учреждение является бюджетным учреждением и финансируется из средств местного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на эти цели. Из местного бюджета финансируются расходы школы на содержание зданий и оплату коммунальных услуг. Вопрос обустройства въезда на территорию образовательного учреждения инженерно-техническими средствами будет решаться при выделении дополнительных ассигнований из областного бюджета. Выслушав старшего помощника прокурора города Донского Быстрых Д.А., представителей ответчиков администрации муниципального образования город Донской по доверенности ФИО1 и директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» ФИО2, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. На основании ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Статьей 7 Конституции РФ предусмотрено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В силу ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; недопустимость политических уступок террористам; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности. В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта. На основании п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 6.10.2003 года №81-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится такой вопрос как участие в профилактике терроризма. Согласно ч.ч. 1, 2, 3 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Согласно п.4 ч.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. На основании ч.1 ст.51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Согласно п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является способ присуждения к исполнению обязанностей в натуре. На основании ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества,если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно п. 1.2 Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №», учредителем учреждения является муниципальное образование город Донской. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет комитет по образованию администрации муниципального образования город Донской. В соответствии с п. 2.1 Устава основным предметом деятельности учреждения является обучении и воспитание детей Согласно п. 5.4 Устава к компетенции учредителя относится утверждение годовой сметы расходов и доходов учреждения; назначение и освобождение от должности директора учреждения, заключение трудового договора с директором учреждения; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения, сохранностью и эффективным использованием имущества и земельного участка, закрепленных учредителем за учреждением, …обеспечение содержания здания и сооружений учреждений учреждения, обустройство прилегающей к нему территории… Как следует из п. 6.1 Устава собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет за учреждением в целях обеспечения его уставной деятельности, предусмотренной уставом, здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество. Как следует из акта комиссионного обследования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» от ДД.ММ.ГГГГ и справки ОВО ОМВД России по г.Донской от ДД.ММ.ГГГГ №, в ходе проведения комиссионного обследования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», расположенного по адресу: <адрес>, представляющего собой двухэтажное капитальное строение, на предмет частичного или полного отсутствия ограждения, в связи с проводимой прокуратурой г.Донской проверкой соблюдения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, установлено, что территория объекта практически полностью не ограждена, ограждение местами выполнено из смешанных конструкций со 100% износом, требуется восстановить отсутствующее ограждение: с фасада - 90 метров, справа от фасада–180 метров, с тыла от фасада – 90 метров, слева от фасада – 180 метров, общий метраж ограждения, требующего восстановления составляет - 540 метров. Из ответа главы администрации муниципального образования город Донской ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № на представление прокуратуры города Донского по вопросу восстановления ограждений в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №» следует, что в бюджете муниципального образования город Донской предусмотрены денежные средства в размере *** тыс. рублей на установку в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях камер видеонаблюдения с регистрацией фиксируемой информации. При выделении дополнительных ассигнований для исполнения законодательства о противодействии терроризму будут проводиться работы по технической укрепленности объектов дошкольного образования. Отсутствие ограждения территории школы создает условия для беспрепятственного доступа на территории школы посторонних лиц, чем создаются помехи для образовательного процесса, создаются предпосылки для совершения на территории школы общественно опасных деяний, загрязнения территории школы, порче ее имущества. В целом отсутствие ограждения территории школы нарушает права детей, обучающихся в школе на получение надлежащего образовательного процесса, гарантирующего безопасность их жизни и здоровья, законных интересов, с соблюдением установленных гигиенических и санитарных норм и правил. Основываясь на применении и толковании положений вышеприведенных нормативно-правовых актов, и учитывая, что территория общеобразовательного учреждения, является муниципальной собственностью, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», в целях выполнения требований Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», должна привести территорию общеобразовательного учреждения в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а именно, восстановить ограждение. Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований санитарно-эпидемиологического законодательства на территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» отсутствует ограждение: с фасада - 90 метров, справа от фасада–180 метров, с тыла от фасада – 90 метров, слева от фасада – 180 метров, общий метраж ограждения, требующего восстановления составляет - 540 метров, а поэтому в целях соответствия требованиям инженерно-технической укрепленности муниципального бюджетного общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» требуется восстановить указанное выше ограждение территории объекта. Таким образом, данные нарушения способствуют свободному проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц. В судебном заседании стороны не оспаривали факты, отраженные в акте комиссионного обследования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» от ДД.ММ.ГГГГ и справке ОВО ОМВД России по г.Донской от ДД.ММ.ГГГГ № на предмет частичного или полного отсутствия ограждения, в связи с проводимой прокуратурой г.Донской проверкой соблюдения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму. Таким образам, судом установлен факт отсутствия целостности ограждения территории участка общеобразовательного учреждения и несоответствие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» требованиям антитеррористической защищенности. Однако как следует из доводов ответчиков, восстановление целостности ограждения зависит от бюджетного финансирования муниципального общеобразовательного учреждения. С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора города Донского к администрации муниципального образования город Донской и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №», и полагает необходимым обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» провести работы по восстановлению ограждения территории участка образовательного учреждения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №». В силу ч. 2 ст.206 ГПК РФ с учетом обстоятельств дела и требования прокурора, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: исковые требования прокурора города Донского Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» и администрации муниципального образования город Донской о восстановлении ограждения территории участка общеобразовательного учреждения – удовлетворить. Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» восстановить ограждение территории участка муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №», расположенного по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда в течение 1 месяца путем подачи апелляционной жалобы через Донской городской суд Тульской области. Председательствующий М.А.Тишкова Решение вступило в законную силу.