решение от 5.09.2012 года о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогу



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 сентября 2012 года город Донской

Донской городской суд Тульской области в составе:

судьи Пасечниковой Е.В.,

при секретаре Кузнецовой И.Ю.,

с участием

истца Л.,

представителей ответчика Управления Пенсионного фонда (ГУ) в городе Донском Тульской области, З., К., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Л. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Донском Тульской области о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждении для детей не менее 25 лет, незаконным в части не включения в специальный трудовой стаж периода прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включении в специальный стаж данного периода военной службы, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждении для детей не менее 25 лет, с ДД.ММ.ГГГГ, и возложении обязанности назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л :

Л. обратился в суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) (далее УПФ РФ (ГУ) в городе Донском Тульской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждении для детей не менее 25 лет, незаконным в части не включения в специальный трудовой стаж периода прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включении в специальный стаж данного периода военной службы, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждении для детей не менее 25 лет, с ДД.ММ.ГГГГ, и возложении обязанности назначить пенсию с момента обращения с 31.05..2012 года.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФ РФ (ГУ) в городе Донском Тульской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как педагогическому работнику, в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, по результату рассмотрения которого, решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ему было отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа, а именно ответчиком не включен в специальный стаж период прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил ССР.

Считает данное решение в части не включения в специальный стаж период прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконным, поскольку оно противоречит п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшего в период прохождения им военной службы, согласно которому в стаж работы по специальности учителей и иных работников просвещения подлежит зачету служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Полагает, что период его учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Горьковском высшем военном строительном командном училище приравнивался ранее действующей нормой ч.2 ст. 11 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12.10.1967 г. к воинской службе по призыву, однако, УПФ РФ (ГУ) в городе Донском Тульской области указанный период рассматривает как учебу в гражданском учебном заведении.

Кроме того, отмечает, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он, истец, проходил службу на офицерских должностях на территории Азербайджанской ССР, при этом период его службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории республики Азербайджан на основании Приказа МО СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О прохождении военнослужащими действительной военной службы на территории республик Закавказья», засчитывался в выслугу лет на пенсию на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца.

В судебном заседании истец Л. отказался от иска о признании решения ГУ УПФ РФ по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждении для детей не менее 25 лет, незаконным в части не включения в специальный трудовой стаж периода прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждении для детей не менее 25 лет, с ДД.ММ.ГГГГ, и возложении обязанности назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что им не выработан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 2\3 части педагогического стажа.

Пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ, выработав, по его мнению, 2\3 требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости педагогического стажа, он вновь обратился к ответчику с заявлением и необходимым пакетом документов для назначения досрочной трудовой пенсии, но ему вновь было отказано в ее назначении по тем же основаниям, в связи с чем, он просит суд признать недействительным отказ УПФ РФ (ГУ) в городе Донском Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в специальный стаж периода прохождения им с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службы в Вооруженный Силах СССР, признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику с ДД.ММ.ГГГГ и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы в обоснование увеличенных искровых требований указал те же.

Представители ответчика З. и К. исковые требования истца не признали и показали, что на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ2 г. истца с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, у него, отсутствовал требуемый специальный стаж, продолжительностью 25 лет. Спорные периоды, по их убеждению, не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работы в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей и Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, а также ранее применявшимися до 01.01.2002 г. постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 463, регулирующими порядок назначения пенсий за выслугу лет работникам образования.

Отмечают, что согласно пп. «г» п.1 и п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, право педагогического работника на включение в его специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР, могло быть реализовано лишь при наличии продолжительности специального стажа не менее 2\3, однако, на 1.10.1993 года Л. стажа педагогической деятельности не имел.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Согласно ст. 39 ч. 1 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно пп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положения части 2 статьи 6 части 4 статьи 15 части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В своих постановлениях от 29.01.2004 N 2-П, от 24.05.2001 N 8-П и определении от 05.11.2002 N 320-О Конституционный Суд РФ указывал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Как следует из решения Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Донском Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ к зачету в специальный стаж Л. ответчиком не приняты, в том числе, спорные периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учеба в качестве курсанта Горьковского высшего военного строительного командного училища,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – прохождение военной службы на офицерских должностях.

Согласно доводам ответчика данные периоды не приняты в зачет специального стажа по причине отсутствия вышеуказанных должностей в списке должностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Однако суд считает данные доводы не основанными на законе.

Специальный стаж истца Л. на момент его обращения ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении досрочной пенсии в Управление Пенсионного фонда РФ ГУ в г.Донском с учетом бесспорных периодов ее педагогической деятельности составил, как следует из того же Решения ответчика, 16 лет 10 месяцев 01 день.

Прохождение истцом военной службы в спорные периоды времени в качестве курсанта Горьковского высшего военного строительного командного училища и на офицерских должностях подтверждается справкой, выданной начальником военного комиссариата Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ , а также дипломом серии от ДД.ММ.ГГГГ, записями, содержащимися в военном билете серии ГО , выданным Донским горвоенкоматом Тульской области, трудовой книжке серии АТ – VI .

В указанный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Согласно п. 4 вышеназванного Положения время службы в армии засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Согласно Постановления N 1397, 2/3 стажа работы по специальности работнику требовалось иметь на момент обращения за назначением пенсии.

В соответствии со ст. 11 Закона СССР от 12.10.1967 г. "О всеобщей воинской обязанности", действовавшего до 11.02.1993 года, граждане мужского пола, изъявившие желание учиться в военно-учебных заведениях, могут быть приняты в эти учебные заведения по достижению ими 17-летнего возраста или если им исполняется 17 лет в год поступления на учебу. Граждане, принятые в военно-учебные заведения, состоят на действительной военной службе и именуются курсантами. На них распространяются обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы. Они и их семьи пользуются правами, льготами и преимуществами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих срочной службы и их семей.

В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Поскольку период обучения в военном училище и военной службы Л. относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, и при условии включения в специальный стаж всех спорных периодов на момент обращения истец имел более 2/3 стажа работы по специальности, то период прохождения военной службы подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность.

При этом не имеет значение время обращения истца за назначением пенсии и время возникновения у него права на нее.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Так как специальный стаж Л., дающий ему право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях, с учетом периода прохождения службы в Вооруженных силах СССР, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Закона № 173-ФЗ, по состоянию на 24.08.2012 года составил более 25 лет, то на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии у него возникло такое право.

Поскольку согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, то Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в г.Донском от обязанности возмещения истцу понесенных судебных издержек, подлежит освобождению. Данные расходы в силу ст.103 ГПК РФ подлежат возмещению истцу за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

исковое заявление Л. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Донском Тульской области о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждении для детей не менее 25 лет, незаконным в части не включения в специальный трудовой стаж периода прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включении в специальный стаж данного периода военной службы, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждении для детей не менее 25 лет, с ДД.ММ.ГГГГ, и возложении обязанности назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить в полном объеме.

Признать отказ Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Донском Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в назначении Л. досрочной трудовой пенсии как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждении для детей не менее 25 лет, незаконным.

Включить в специальный стаж Л. период прохождения им военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Л. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждении для детей не менее 25 лет, с ДД.ММ.ГГГГ.

Возместить истцу за счет средств федерального бюджета судебные расходы по оплате госпошлины при подаче иска в суд в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Донской городской суд Тульской области в течение одного месяца.

Судья Е.В.Пасечникова

Решение не вступило в законную силу