определение



№11-25/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

суда апелляционной инстанции

г. Донецк Ростовской области                                                                            15 декабря 2011года.

Донецкий городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Черныш Е.С.,

с участием представителя ГУ УПФ в г. Донецке Козловой И.О., представившей доверенность

№ 02-01 от 11.01.2011года,

при секретаре Смелянской И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу Государственного учреждения Управления пенсионного фонда в г. Донецке Ростовской области на определение мирового судьи судебного участка № 3 г. Донецка Ростовской области от 21.11.2011г. об оставлении без движения искового заявления Государственного учреждения Управления пенсионного фонда в г.Донецке к Агровой М.М. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование,

Установил:

ГУ УПФ в г. Донецке Ростовской области обратилось к мировому судье судебного участка № 3 г. Донецка с исковым заявлением к Агровой М.М. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в сумме 7934 руб. 42 коп.

Определением мирового судьи судебного участка № 3 г. Донецка Ростовской области от 21.11.2011 года исковое заявление ГУ УПФ в г. Донецке было оставлено без движения, истцу предоставлено время до 12.12.2011 года для уплаты госпошлины.

ГУ УПФ в г. Донецке не согласилось с определением мирового судьи судебного участка № 3 от 21.11.2011 года и обратилось в Донецкий городской суд с частной жалобой, в которой просит отменить определение мирового судьи судебного участка № 3 г.Донецка Ростовской области от 21.11.2011 года об оставлении искового заявления без движения и разрешить вопрос по существу, освободить ГУ УПФ от уплаты госпошлины, в связи с тем, что Пенсионный фонд и его территориальные органы, составляющие единую систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, являются учреждениями, исполняющими государственные функции и имеют право на применение льготы об освобождении от уплаты государственной пошлины при участии в делах, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов.

В судебном заседании представитель ГУ УПФ в г. Донецке Ростовской области                        Козлова И.О. доводы частной жалобы поддержала, просила её удовлетворить.

Суд, выслушав представителя ГУ УПФ в г.Донецке РО, исследовав материалы дела, считает, что частная жалоба на определение мирового судьи судебного участка № 3 г.Донецка Ростовской области от 21.11.2011 года обоснована и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 334 ГПК РФ суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу вправе отменить определение суда полностью или частично и разрешить вопрос по существу.

Согласно пп. 19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаютсягосударственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, положения пп. 19 п.1 ст.333.36 НК РФ распространяются на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и означают освобождение от уплаты государственной пошлины в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве как истцов, так и ответчиков.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, и государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

В силу с ч. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Согласно ст.89 ГПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Правоотношения по поводу уплаты государственной пошлины регулируются нормами, содержащимися в законодательстве о налогах и сборах.

Согласно письму Министерства финансов РФ от 18.02.2010 года № 03-05-06-03/15 применение понятия «государственные органы», содержащегося в пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, осуществляется с учетом п.1 ст.11 НК РФ, в соответствии с которым понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" государственные органы - это органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Следовательно, государственный орган может быть либо органом государственной власти, либо иным органом, образуемым в соответствии с законодательством РФ.

Согласно Положению о Пенсионном Фонде РФ, утвержденному Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 года № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, его денежные средства находятся в государственной собственности РФ и направляются на выплату государственных пенсий.

Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы наделены публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию: выполняют функции страховщика, осуществляющего управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, обеспечивают назначение и выплату государственных пенсий, эти полномочия относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов, то есть имеют публично-властный характер.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в Российской Федерации» Пенсионный фонд РФ является органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», Пенсионный фонд РФ является государственным органом по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Согласно ст. 29 указанного Федерального закона Пенсионный фонд РФ наделен публичными, властными полномочиями в отношении неопределенного круга лиц в сфере обязательного государственного пенсионного страхования.

Таким образом, Пенсионный фонд и его территориальные органы, составляющие единую систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, являются органами, исполняющими государственные функции и имеют право на применение льготы об освобождении их от уплаты государственной пошлины при участии в делах, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2005 года № 03-06-03-03/53 от уплаты государственной пошлины освобождены территориальные органы ПФР также как и государственные органы, при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в соответствии с федеральными законами в защиту государственных и общественных интересов в качестве истцов.

Таким образом, мировым судьей незаконно оставлено без движения исковое заявление Государственного учреждения Управления пенсионного фонда в г. Донецке к Агровой М.М. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, для уплаты государственной пошлины.

При этом вывод мирового судьи о необходимости оставлении без движения искового заявления не обоснован, в определении не указан размер государственной пошлины, подлежащий, по мнению судьи, уплате при подаче иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.334 ГПК РФ, суд

Определил:

Определение мирового судьи судебного участка № 3 г. Донецка Ростовской области от 21.11.2011 года об оставлении без движения искового заявления Государственного учреждения Управления пенсионного фонда в г. Донецке Ростовской области к Агровой М.М. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование отменить.

Освободить Государственное учреждение Управление пенсионного фонда в г.Донецке РО от уплаты государственной пошлины в размере 400 (четыреста) рублей по исковому заявлению Государственного учреждения Управления пенсионного фонда в г.Донецке к Агровой М.М. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья: