Решение по делу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Донецк Ростовской области 24 марта 2010 года.

Донецкий городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Черныш Е.С.

при секретаре С,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В1, С1, С2 к администрации ... области о признании незаконным отказа о включении всех членов семьи в списки на переселение из ветхого жилья и об обязании включить всех членов семьи, постоянно проживающих с собственником в уточненные списки на переселение из ветхого жилья,

Установил:

Истцы В1, С1, С2 обратились в суд с вышеуказанным иском к администрации ... области и в обоснование своих требований сослались на следующие обстоятельства.

Собственником квартиры, расположенной по адресу: ... области, ..., ..., ... значится С1 на основании договора купли-продажи, удостоверенного нотариусом ... ... года, реестровый ....

После приобретения квартиры семья из трех человек вселилась в неё, где совместно проживает и до настоящего времени, кроме летнего периода, когда каждый год уезжают на дачу, расположенную по адресу: ....

В ... году им стало впервые известно о том, что дом признан ветхим, и жильцы дома будут переселены. Представители администрации предупредили тех собственников, которые не были зарегистрированы в квартирах, но проживали в них, о необходимости регистрации, если жильцы нуждаются в получении новых квартир.

Поскольку квартира является единственным их благоустроенным жилищем, а глава семьи С2 нуждается в проживании именно в городе, так как является больным человеком и инвалидом, которому часто приходится вызывать скорую помощь, то семья вправе рассчитывать на то, чтобы получить за счет средств господдержки жилье исходя из норм предоставления жилплощади на трех человек, то есть 54 кв.м.

Однако в администрации ... истцам отказывают в предоставлении жилья на троих по тому основанию, что на момент ликвидации ... в списках на переселение значится лишь собственник С1

Истцы просят суд признать местом постоянного проживания семьи в составе С1, С2 и В1 квартиру ... ... ...; признать отказ администрации ... включить семью в составе С1, С2и В1 в уточненные списки на переселение из ветхого жилья незаконным, а также обязать администрацию ... включить истцов в уточненные списки для переселения из ветхого жилья.

В судебном заседании истцы В1, С2 и их представитель адвокат Шишкин А.Г. поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить.

Истец С1 также поддержала свои исковые требования и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности П исковые требования не признала и пояснила, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Порядок предоставления социальных выплат определяется Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428.

Согласно п.8 указанных Правил социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики.

На основании решения МВК (Протокол от ... года ...) ликвидационная комиссия ... передала Администрации ... ... утвержденные списки жильцов, проживающих в ветхом жилье, по состоянию на ... года для дальнейшей реализации.

Согласно данным спискам по адресу: ... значится С1, и то только по тому, что она является собственником данного жилого помещения. Для её переселения в Проекте ликвидации ... предусмотрены затраты исходя из социальной нормы общей площади жилья для одиноко проживающих граждан - 33 кв.м. В2 и С2 зарегистрированными и проживающими по указанному адресу не значатся.

Согласно данным поквартальной карточки от ... года, в квартире зарегистрированы В1 с ...г., С2 с ... года.

Таким образом, по мнению ответчика, В1 и С2 с целью получения бюджетных средств, для переселения намерено ухудшили свои жилищные условия.

С2 имеет в собственности дом по адресу ..., где и был зарегистрирован до ... года.

Поскольку социальные выплаты на переселение являются адресными и выделяются персонально лицам, указанным в списках, составленных на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности, то предоставление социальной выплаты истцам было бы неправомерно и противоречит принципу адресности и целевого характера бюджетных средств, закрепленному в ст. 38 Бюджетного кодекса РФ. Нарушение данного принципа является основанием применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ. Такой мерой, согласно п.20 вышеупомянутых Правил является возврат межбюджетных трансфертов в федеральный бюджет в установленном законодательством РФ порядке.

Ответчик считает требования истцов о включении их в списки граждан, проживающих в ветхом жилье не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» от 26.06.1996 года № 81-ФЗ.

В судебном заседании установлено, что С1 является собственником квартиры ... на основании договора купли-продажи, удостоверенного нотариусом ... ... года, реестровый ....

Зарегистрировались в указанной квартире С1 в ... году, С2 (супруг собственника) в ... году, В1 (дочь собственника) в ... году.

Решение о ликвидации шахт ..., утвержденное Минэнерго России принято: ... ... года (Указание Е-156).

Одним из мероприятий по реструктуризации угольной промышленности является финансирование содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, которое проводилось в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 года № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» (в редакции постановления Правительства РФ от 03.09.1998 года № 1026).

Финансирование осуществлялось в соответствии с Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным Приказом министерства финансов РФ от 17.11.1998 года № 53н.

В соответствии с п.1.3 Порядка основанием для финансирования указанного направления является решение Минэнерго России о ликвидации в соответствии с Основными принципами государственной поддержки ликвидации неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов угольной промышленности России, утвержденными межведомственной комиссией по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов, сводный план-график, договор об использовании средств государственной поддержки, заключенный между Минэнерго и получателем средств.

Согласно п.1.5 Порядка средства на финансирование затрат по содействию гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья предусматриваются в Проекте ликвидации шахты (разреза) из расчета полной стоимости приобретения жилья по социальной норме площади жилья для семей разной численности и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранной для постоянного проживания, но не выше средней по РФ стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.

На момент принятия решения о ликвидации угледобывающих предприятий были составлены поименные списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ шахт ... непригодным по критериям безопасности, подписанные заместителем главы Администрации ..., начальником службы ..., начальником ..., согласованные председателем Ростовского теркома профсоюза работников угольной промышленности, председателем ликвидационной комиссии ..., председателем наблюдательного Совета и утвержденные Мэром ....

В списках жильцов, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ шахт ... каждой семье присвоен порядковый номер по ТЭО (технико-экономическое обоснование ликвидации шахты. Семья С1 указана под ....

На момент составления списков жильцов, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ шахты ... непригодным для проживания по критериям безопасности, истцы зарегистрированы в квартире не были.

В соответствии с п. 26 Положения о государственной финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 года № 1026 контроль за распределением, доведением и целевым использованием средств государственной поддержки обеспечивается Министерством энергетики РФ (с участием соответствующих государственных учреждений и отраслевого профсоюза), Министерством финансов РФ.

Уполномоченным государственным учреждением является ГУ «ГУРШ».

Проекты ликвидации шахт ... и утвержденные списки жильцов проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ шахт ... находятся в ГУ «ГУРШ», которое осуществляет контроль за целевым использование бюджетных средств.

Администрации ... с ... года переданы ответственность и средства государственной поддержки угольной отрасли от ликвидационной комиссии ... с целью оказания содействия гражданам жилья взамен сносимого ветхого. Администрации ... были переданы утвержденные списки жильцов, проживающих в ветхом жилье.

Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета с соответствии с Федеральным законом «О федеральной бюджете» на соответствующий год и иными нормативными актами.

Постановление Правительства РФ от 03.12.1997 года № 1523 и Порядок финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности от 17.11.1998 года № 53н утратили силу.

Обязательства государства по предоставлению другого благоустроенного жилья гражданам, чьи жилые помещения приведены в ветхое и непригодное для проживания состояние ведением горных работ ликвидируемыми шахтами, регулируется Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428.

В соответствии с п.8 Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, осуществляется в форме субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также ежегодно уточняемыми списками жильцов.

Согласно п. 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет предоставленной ему социальной выплаты.

Допрошенные в судебном заседании свидетели С3, С4 Г, А, Л, Х в судебном заседании показали, что В1, С1, С2 проживают в квартире ... одной семьей.

Суд считает, что исковые требования С2 подлежат удовлетворению, поскольку установлено, что он является супругом С1, проживает с ней одной семьей. Доводы представителя ответчика о том, что С2 имеет в собственности жилье по ..., проживает там, поэтому не подлежит включению в уточненные списки, для суда неубедительны, так как допрошенные свидетели показали суду о том, что С2 проживает с супругой по ..., а домовладение по ... используется как дача, так как неблагоустроенно и не имеет отопления. На момент составления списков на переселение С2 проживал в квартире ... без регистрации. Поэтому суд считает, что исковые требования С2 подлежат удовлетворению.

Относительно требований С1, то она включена в списки на переселение как собственник вышеуказанной квартиры.

Что же касается исковых требований В1, то они удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. В1 являлась собственником двухкомнатной благоустроенной квартиры ... и была там зарегистрирована. Указанная квартира была ею продана в ... году, и она переселилась к родителям. Доводы истца В1 о том, что в квартиру ... ею вкладывались денежные средства и поэтому она имеет право претендовать, для суда неубедительны и доказательствами не подтверждены.

Требования о признании местом постоянного проживания семьи по ..., также не могут быть удовлетворены, поскольку истцами не доказано, что на момент составления списков жильцов в 1998 году они проживали по указанному адресу постоянно.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования В1, С1, С2 к администрации ... о признании незаконным отказа о включении всех членов семьи в списки на переселение из ветхого жилья и об обязании включить всех членов семьи, постоянно проживающих с собственником в уточненные списки на переселение из ветхого жилья удовлетворить частично.

Признать отказ администрации ... о включении С2 в уточненные списки на переселение из ветхого жилья по адресу: ... незаконным.

Обязать администрацию ... включить С2 в уточненные списки на переселение из ветхого жилья по адресу: ... в остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в ... суд через Донецкий городской суд в 10-дневный срок со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: