решение по делу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

г. Донецк Ростовской области 03 марта 2010 г.

Судья Донецкого городского суда Ростовской области Кузнецов В.П., с участием:

истца Б;

его представителя адвоката Донецкого филиала Ростовской областной коллегии адвокатов Шишкина А.Г., представившего удостоверение № 4300, выданное УФРС по Ростовской области 21.04.2008 г. и ордер № 81 от 15.02.2010 г.;

представителя Администрации ... области П, представившей доверенность от ... г.;

при секретаре судебного заседания А

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Б3, Б к Администрации ... области о признании незаконным отказа во включении в списки на переселение из ветхого жилья,

у с т а н о в и л:

Б3 и Б обратились с исковым заявлением в Донецкий городской суд с просьбой обязать администрацию ... области включить Б3, Б6 и Б в уточненные списки на переселение граждан из ветхого жилья.

В обоснование заявленных требований приведены следующие доводы. Б3 с ... г. имеет в собственности квартиру ... в ... по ... ... области, состоящую из двух комнат, общей площадью 42,8 кв.м. В свое время в этой квартире жила семья из 3-х человек: Б3, его отец Б1, его мама Б6. Впоследствии отец умер. ... года Б зарегистрировался в указанной квартире. С момента проживания он как член семьи оплачивает наравне со всеми коммунальные услуги, оплачивает жильё, то есть, в настоящее время семья состоит из 3-х человек. Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилищного помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником. Принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (ст. 25 Конституции РФ, ст. ст. 1, 3 ЖК РФ). Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им не иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами (ч. 4 ст. 3 ЖК РФ). В 2009 году истцам стало известно, что дом по ... в ... признан ветхим, и будет снесен. Однако орган местного самоуправления в нарушение п. 49, 51 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу обязаны в 5-дневный срок направить по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии собственнику. Истцы такого сообщения не получили. В связи с признанием дома ветхим, подготовили документы на получение жилья. В администрации потребовали, чтобы Б срочно снялся с регистрации и зарегистрировался в другом месте, в противном случае квартиру взамен снесенной не получат. Из администрации ... области получены письма за ... от ... года и за ... от ... года, в которых сказано, что все члены семьи, зарегистрированные по адресу: ..., ..., .... ... не могут быть включены в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. Одним из оснований отказа включения в списки на переселение из ветхого жилья послужило то, что Б не был зарегистрирован по данному адресу на момент принятия решения о ликвидации ш. «Гундоровская». Таким образом, администрация ... незаконно лишает истцов права в получении жилья при переселении из ветхого жилья.

В судебном заседании исковые требования изменены, поддержано требование включить в уточнённые списки на переселение граждан из ветхого жилья только Б.

Представитель Администрации ... области П уточнённые исковые требования не признала, пояснила, что социальные выплаты на переселение из ветхого жилья могут быть представлены только на Б6 и Б3. Б на момент принятия решения о ликвидации шахты «Гундоровская» не был зарегистрирован по указанному адресу и в списках на переселение, составленным ликвидационной комиссией, не состоит, следовательно, право на социальную выплату не имеет. Б по указанному адресу был зарегистрирован лишь ...г., до этого момента он был зарегистрирован по адресу 3-й микрорайон, ... «б», .... Б является собственником 1/3 доли в праве собственности на указанную квартиру и фактически проживал по данному адресу. Ссылка истца на принцип недопустимости лишения жилища в данном случае неуместна. Социальная выплата представляет собой компенсацию за вред, причиненный имуществу граждан деятельностью угледобывающих предприятий, собственником которых было принято решение о ликвидации шахт, и направлена именно на улучшение жилищных условий граждан, имуществу которых был нанесен вред.

По ходатайству истца в судебном заседании допрошены свидетели Е, Б5, которые пояснили, что Б с рождения проживает в квартире ... дома ... по ..., однако зарегистрироваться в квартире препятствовал орган опеки и попечительства, т.к. жильё не благоустроенное. Свидетели Б2, З, М, М1, пояснили, что Б проживает в упомянутой квартире в настоящее время.

Суд, выслушав объяснение сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковое заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Из письма заместителя главы администрации ... области Б4 от ... г. следует, что Б не имеет права на включение в уточнённый список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. л.д. 7)

Согласно договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ... г. квартира ... ... по ... ... области приобретена Б3. Б1 и Б6 указаны как члены семьи. л.д. 9)

Дом ... по ... ... области признан непригодным для проживания по критериям безопасности (акт обследования от ... г.л.д. 21)

Из Списка жильцов, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ шахты «Гундоровская» ДОАО «Донецкое» непригодным для проживания по критериям безопасности по состоянию на ... г., следует, что в квартире ... ... по ... ... области проживали Б1, Б6 и Б3 л.д. 15-16)

... г. Б1 умер.

Б зарегистрирован в квартире ... ... по ... ... области только ... г. л.д. 17)

Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" от ... N 81-ФЗ. Под реструктуризацией угольной промышленности понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости, высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

В соответствие с п. 3 ст. 5 упомянутого Федерального закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются П.

В настоящее время содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Порядок предоставления социальных выплат определяется Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением П от ... г. ....

Так, предоставление межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

Межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на следующих условиях:

а) использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (пункт «а» - снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; пункт «б» - содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого);

б) представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации:

сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности;

отчетности об использовании межбюджетных трансфертов по форме и в сроки, которые определяются Министерством энергетики Российской Федерации.

Согласно п. 8 указанных Правил социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетики, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Статьёй 38 Бюджетного кодекса РФ предусмотрен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Решение о ликвидации шахты «Гундоровская» ОАО «Гуковуголь» принято в декабре 1996 г. л.д. 25)

На день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности Б в квартире ... дома ... по ... ... области зарегистрирован не был, в списки граждан, подлежащих переселению не внесён. Более того, Б являлся несовершеннолетним, его мать - Б5 проживала по другому адресу. С учётом того, что Б является правообладателем 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру ... ... «б» в ... ... области л.д. 35), с ... г. по ... г. был зарегистрирован в квартире ... д. ... «... области л.д. 36), суд отвергает показания свидетелей о постоянном проживании Б в квартире ... дома ... по ... ... области.

Ссылки истца и его представителя на нарушение администрацией ... положений Порядка признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Пот ... г. ..., необоснованны, поскольку основанием заявленного иска является отселение из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Указанные правоотношения регулируются постановлением Пот ... г. ....

Доказательств того, что администрация ... посягает на лишение жилья Б не представлено.

При таких обстоятельствах суд не усматривает незаконности в действиях Администрации ... области, либо ущемления жилищных прав Б в связи с чем исковое заявление не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении искового заявления Б об обязании Администрацию ... включить его в уточненные списки на переселение граждан из ветхого жилья - отказать.

Решение может быть обжаловано в ... суд через Донецкий городской суд ... в 10-дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья ________________