Дело №2-293/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Донецк Ростовской области 19 мая 2011 года. Донецкий городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Черныш Е.С. при секретаре Смелянской И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никешиной Н.С. к администрации г. Донецка Ростовской области о включении в списки на получение социальной выплаты, Установил: Истец Никешина Н.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском к администрации г. Донецка Ростовской области и в обоснование своих требований сослалась на следующие обстоятельства. На основании договора купли-продажи ..., зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество ... за ..., С. являлась собственником квартиры, находящейся по адресу: .... ... С. умерла. ... Никешина Н.С. вступила в наследство на вышеуказанную квартиру. Нотариусом истцу было выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на квартиру по адресу: ..., и ... истец зарегистрировала право собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ..., о чем сделана запись регистрации .... По заказу жильцов ... ростовской области в 2010 году СКП ОАО «ВНИМ» проведена оценка степени влияния горных работ ликвидированной шахты «Центральная» ОАО «Гуковуголь» на техническое состояние жилого дома. В результате обследования дом признан ветхим жильем в результате ведения горных работ шахты «Центральная». Истец обратилась в администрацию города Донецка Ростовской области с просьбой включить ее в списки переселяемых граждан из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. 28 февраля 2011 года был получен отказ во включении в уточненные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, поскольку собственником квартиры истец стала в декабре 2010 года. Истец считает, что ее имуществу, то есть квартире, был причинен вред горными работами ликвидированной шахты «Изваринская», так как в настоящее время она является собственником указанного жилого помещения. Истец считает, что действиями администрации г. Донецка Ростовской области нарушены ее права и свободы как гражданина, а также созданы препятствия для осуществления права на благоустроенное жилье, отвечающее критериям безопасности и просит суд: признать отказ Администрации г. Донецка Ростовской области о включении ее в Списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, неправомерным; обязать администрацию г. Донецка Ростовской области включить ее в Списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ; обязать администрацию г. Донецка Ростовской области предоставить ей социальную выплату для приобретения (строительства) жилья в соответствии с предоставлением межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в соответствии с социальной нормой предоставления жилья. В судебном заседании представитель истца по доверенности Морозова Л.П., представитель истца Строева Я.А. поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить. Представитель ответчика по доверенности Проценко Е.О. исковые требования не признала и пояснила, администрация города Донецка осуществляет содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам является одним из направлений программы местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков и осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Порядок предоставления социальных выплат определяется Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ... .... Согласно пункту 8 указанных Правил, социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Данные Правила действуют и имеют распространение лишь на конкретные субъекты. Правоотношения с собственниками помещений, которые не проживали в жилом помещении или стали собственниками после принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, указанные правила не регулируют. В число граждан, имеющих право на переселение, включаются жильцы, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Указанные нормы законодательства являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ. Никешина Н.С. стала собственником квартиры расположенной по адресу: ... на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от .... В указанной квартире никогда не проживала и не зарегистрирована. Решение о ликвидации шахты «Центральная», «Донецка» принято в 1996 и 1997 годах соответственно. Исходя из смысла Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансирование по направлению - содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, расходуются в соответствии с утвержденным Проектом ликвидации. Данные средства предоставляются в виде социальных выплат персонально каждому переселяемому гражданину, указанному в Списках Проекта ликвидации и являются самостоятельным вариантом обязательств государства по предоставлению другого благоустроенного жилья гражданам, чьи жилые помещения приведены в ветхое и непригодное для проживания состояние в результате ведения горных работ ликвидируемыми шахтами. Ответчик считает, что оснований для включения Никешиной Н.С. в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ не имеется и просит в иске отказать. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» от ... № 81-ФЗ. В судебном заседании установлено, что Никешина Н.С. является собственником ... на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию (л.д. 10). Решение о ликвидации шахты «Центральная» принято в 1996 году. В 2010 году СКП ОАО «ВНИМ» проведена оценка степени влияния горных работ ликвидированной шахты «Центральная» ОАО «Гуковуголь» на техническое состояние жилого дома. В результате обследования ... признан ветхим жильем в результате ведения горных работ шахты «Центральная». Собственником квартиры в тот период времени являлась С., которая умерла .... Вопросы по выделению средств из федерального бюджета для переселения граждан из ветхого жилья, связанных с деятельностью угольных предприятий и промышленности, следствием чего явилось приведение жилых помещений в непригодное состояние, это одно из направлений жилищной политики. Предоставление социальных выплат в данном случае является способом защиты прав граждан, проживавших в указанных домах, порядок и условия предоставления которых регулируются специальным нормами закона и нормативно-правовых актов. Эти нормы действуют и имеют распространение лишь на конкретных субъектов, указанных в этих актах. Обеспечение проживавших в ветхом жилье граждан другими жилыми помещениями производилось с целью сохранения того объема жилищных прав, который имелся у граждан при пользовании жилым помещением. Причиной обеспечения граждан другим жильем явилась непригодность объекта. Указанные обязательства являлись самостоятельным вариантом обязательств государства по предоставлению другого благоустроенного жилья гражданам, чьи жилые помещения приведены в ветхое и непригодное для проживания состояние в результате ведения горных работ ликвидируемыми шахтами. Категории граждан, подлежащих переселению, порядок представлении другого жилого помещения регулируется Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства от ... .... До принятия указанного постановления действовали «Временный порядок содействия граждан в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведении горных работ на ликвидируемых шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности» и Эталон проекта ликвидации шахт (разрезов), утвержденный приказом Министерства энергетики РФ от ... ..., который зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ ... ...-ЮД. В этих правовых актах предусматривалось, что переселению подлежат граждане, проживающие и зарегистрированные в ветхих домах (независимо от форм собственности), являющиеся непригодными для проживания в зоне влияния горных работ, в соответствии с ЖК РФ. Они регулируют вопросы переселения проживающих в непригодных для проживания помещениях граждан в другое благоустроенное жилье и являются одним из направлений государственной жилищной политики. Правоотношения с собственниками помещений, которые не проживали в жилом помещении или стали собственниками после утверждения списков граждан, подлежащих переселению, указанные правовые акты не регулируют. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Указанные нормы законодательства являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ. Как следует их материалов дела, ... признана непригодной для проживания. Согласно пункту 8 вышеназванного Постановления Правительства от ... ... содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Ни на момент ликвидации шахты и признания дома непригодным, ни на момент составления списков истец в указанном помещении не проживала. Никешина Н.С. стала собственником квартиры по вышеуказанному адресу на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от .... Суд считает, что оснований для включения истца в списки на переселение не имеется, в связи с чем отказ Администрации г. Донецка Ростовской области нельзя считать неправомерным и соответственно не подлежат удовлетворению требования об обязании включить истца в списки граждан, подлежащих переселению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: В удовлетворении исковых требований Никешиной Н.С. к администрации г. Донецка Ростовской области о включении в списки на получение социальной выплаты отказать. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Донецкий городской суд в 10-дневный срок со дня его принятия в окончательной форме. В окончательной форме решение изготовлено .... Судья