ПРИГОВОР
именем Российской Федерации
гор.Домодедово 09 августа 2010 года
Судья Домодедовского городского суда Московской области Веденина О.В., с участием:
государственного обвинителя - помощника Домодедовского городского прокурора Кулагиной Е.А.,
подсудимого Мартынова Геннадия Илларионовича,
защитника подсудимого - адвоката Подольского филиала МОКА Топилина В.А.,
потерпевшего ФИО3,
при секретаре Богун Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела № 1-336/10 в отношении Мартынова Геннадия Илларионовича, 28 мая 1955 года рождения, уроженца г. Москвы, проживающего по адресу: ... ..., ..., гражданина РФ, имеющего среднее образование, женатого, работающего автоэкспертом в ООО ..., не военнообязанного, не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 30 ч.3, 105 ч.1 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Подсудимый Мартынов Г.И. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека при следующих обстоятельствах.
01 января 2010 года в период времени с 11 часов до 15 часов Мартынов Г.И., находясь по месту своего проживания по адресу: ... ... ... ..., будучи в состоянии алкогольного опьянения, в ходе распития спиртных напитков, на почве личных неприязненных отношений с ФИО3, имея умысел на причинение ему тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, взял в комнате кухонный нож, которым нанес не менее четырех ударов в жизненно-важные органы ФИО3 - грудную клетку и живот, а также в ходе борьбы с потерпевшим нанес ему один удар ногой в область живота.
В результате насильственных противоправных действий Мартынова Г.И., ФИО3 были причинены телесные повреждения в виде: проникающего колото-резаного ранения в верхней трети грудной клетки слева, тупой травмы живота с разрывом правой доли печени, относящихся по признаку опасности для жизни к категории телесных повреждений, причинивших тяжкий вред здоровью; двух непроникающих колото-резаных ран на правой боковой поверхности грудной клетки, непроникающего колото-резаного ранения правой боковой поверхности живота, резаной раны на ладонной поверхности первого пальца правой кисти, относящихся по признаку длительности расстройства здоровья не более 21 дня, к категории телесных повреждений, причинивших легкий вред здоровью.
Подсудимый Мартынов Г.И. виновным себя в совершении инкриминируемого ему преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 1 УК РФ признал полностью. В судебном заседании показал, что 31.12.2009 года вечером к нему домой в гости приехал ФИО3, который остался отмечать вместе с ним Новый год. После совместного распития спиртных напитков, они легли спать. Проснувшись утром 01.01.2010 года, они с ФИО3 продолжили распивать алкоголь на кухне. Во время распития спиртного они поссорились, и, так как ФИО3 отказывался добровольно покинуть его дом, он полоснул ФИО3 кухонным ножом по спине, когда тот находился в комнате, затем нанес не менее двух ударов этим же ножом в переднюю часть тела в ванной комнате, а после нанес в помещении кухни еще два удара ножом- в область грудной клетки слева и в живот. Удары ножом он нанёс ФИО3 для того, чтобы тот покинул его дом. Во время этого они обоюдно боролись, друг другу ударов руками и ногами не наносили. Затем, когда он (Мартынов) приставил к груди потерпевшего нож, ФИО3 схватился правой рукой за лезвие ножа и сказал, что покинет дом, в результате чего он прекратил свои действия. ФИО3 оделся и ушел, при этом он медицинской помощи потерпевшему не оказывал. Умысла убивать ФИО3 у него не было, хотя он имел реальную возможность сделать это. Ударов в область печени он ФИО3 не наносил ни руками, ни ногами, поэтому отрицает, что мог причинить потерпевшему травму печени, однако не отрицает, что во время борьбы с ФИО3 на кровати, в положении лёжа, спихнул его на пол с кровати ногой.
В ходе предварительного следствия подсудимый Мартынов Г.И. по существу дела давал аналогичные показания л.д.21-24), также подтверждая, что утром 01.01.2010 года он и ФИО3 распивали спиртные напитки в кухонной комнате, ссорились. ФИО3 жаловался на свою жизнь, после чего начал оскорблял его и всех его родственников. Выпив водки, он, устав выслушивать в свой адрес оскорбления, направился в свою комнату спать. Через некоторое время он почувствовал, что ФИО3 прилег к нему на кровать, затем навалился на него и начал вновь оскорблять. ФИО3 схватил его за горло, при этом говорил, что он (Мартынов) такой же, как все его родственники. Он пытался свалить ФИО3 с кровати, ногами ему удалось спихнуть его на пол. Он просил ФИО3 уйти из его дома, так как устал выслушивать его оскорбления. ФИО3 молча направился в другую комнату. Пробыв еще около 5-ти минут в комнате, он (Мартынов) пришел к ФИО3, который лежал на диване, и повторил просьбу покинуть дом. Затем он подошел к кровати, ФИО3 сел и схватил его за горло, потащив к себе. Он (Мартынов) не мог вырваться, в связи с чем, схватил кухонный нож, лежавший на швейной машинке, и ударил им ФИО3 в спину. После удара ФИО3 отпустил его и вышел из комнаты, а он в это время нож из рук не выпускал, и направился вслед за ним. ФИО3 зашел в ванную комнату, где присел на унитаз. Он (Мартынов) подошел к нему поближе, и так же снова попросил его уйти. ФИО3 нанес ему удар левой рукой в правый бок, после чего он (Мартынов) нанес потерпевшему, имевшимся в руке ножом, не менее двух ударов в переднюю часть тела. Затем ФИО3 обхватил его, и они, в ходе борьбы, переместились в кухонную комнату. ФИО3 попросил его остановится, так как решил покинуть дом, сказал, что все понял. После этого они отпустили друг друга. Медицинскую помощь ФИО3 он не оказывал, тот оделся и ушел. Умысла убивать ФИО3 у него не было, хотя он имел реальную возможность сделать это. Ударов в область печени он ФИО3 не наносил ни руками, ни ногами, поэтому отрицает, что мог причинить потерпевшему травму печени.
Несмотря на показания подсудимого, его вина в совершении преступления подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
Так, потерпевший ФИО3 показал, что 31.12.2009 года у него с семьей произошла небольшая ссора, поэтому он ушел праздновать Новый год к Мартынову Г.И. Проснувшись дома у Мартынова около 10 часов 01.01.2010 года, они вдвоём начали распивать спиртные напитки в кухонном помещении. Помнит, что в момент нахождения его и Мартынова в помещении зала, в руках у подсудимого находился нож, которым тот нанёс ему удары в область живота и грудной клетки. Что послужило причиной нанесения ножевых ранений, пояснить затрудняется, так как обстоятельства происшедшего помнит плохо из-за состояния сильного алкогольного опьянения, в котором находился в тот момент. Не отрицает, что это могло случится из-за ссоры между ними. Как и при каких обстоятельствах у подсудимого появился в руках нож, ему не известно. Он помнит, что отбивался от Мартынова, когда тот наносил ему удары, что они боролись. Помнит хорошо, как подсудимый приставил ему в область груди, ближе к горлу нож, после чего он своей правой рукой схватил его за лезвие, и попросил Мартынова его отпустить, пообещав, что уйдёт. Мартынов отошел от него, а он, одевшись, вышел на улицу, где проходящие люди вызвали ему скорую помощь. Во время нанесения ему Мартыновым ударов ножом, угроз убийством со стороны подсудимого не было. Не помнит, как Мартынов спихивал его с кровати ногой. Пояснил, что считает, что травма печени была причинена ему не Мартыновым, а образовалась при его падении в карете скорой помощи с каталки 01.01.2010 года. Также пояснил, что данная травма могла образоваться 31.12.2009 г. около 18-19 часов, когда он был избит четырьмя неизвестными молодыми людьми на улице возле магазина, до прихода его к Мартынову, при этом нападавшие повалили его на землю и, попеременно, пинали ногами по телу. Каких-либо претензий он к Мартынову не имеет.
Допрошенный в ходе судебного заседания эксперт ФИО5 показал, что он проводил судебную медицинскую экспертизу потерпевшему ФИО3 При освидетельствовании ФИО3 и изучении медицинских документов им были установлены телесные повреждения в виде проникающего колото-резаного ранения в верхней трети грудной клетки слева, тупой травмы живота с разрывом правой доли печени, двух непроникающих колото-резаных ран на правой боковой поверхности грудной клетки, непроникающего колото-резаного ранения правой боковой поверхности живота, резаной раны на ладонной поверхности первого пальца правой кисти. Тупая травма живота с разрывом правой доли печени могла образоваться от ударного воздействия твердого тупого предмета с применением физической силы, например от удара ногой, но не могла образоваться при падении на землю с высоты собственного роста потерпевшего, либо с каталки скорой помощи. Данная травма могла быть причинена потерпевшему за несколько часов до проведения ему операции, но менее суток. Данный вывод был сделан, исходя из данных медицинских документов, приведенных в заключении экспертизы, которые подтверждают наличие и количество обнаруженной крови со сгустками объемом 800 мл при вскрытии брюшины потерпевшего. В случае, если бы данная травма живота была причинена ФИО3 31.01.2010 г., это привело бы по состоянию на 15 часов 20 минут 01.01.2010 г. (время поступления ФИО3 в больницу) к наличию значительно большего объема крови, а также большей её густоты в брюшной полости и, что наиболее вероятно, к летальному исходу. Происхождение тупой травмы живота у ФИО3 от удара ногой из положения лёжа в область живота потерпевшего возможно.
Показания подсудимого, потерпевшего и эксперта согласуются и с письменными доказательствами по делу, а именно:
- протоколом осмотра места происшествия с фототаблицей, согласно которому было осмотрено помещение дома Номер обезличен ..., где Мартынов Г.И. причинил ФИО3тяжкий вред здоровью, и где были изъяты нож, марлевый тампон и халат, принадлежащий Мартынову Г.И., в котором он был одет в момент совершения преступления л.д.8-11);
- заключением судебно-медицинской экспертизы № 49 от 27.02.2010 года, согласно выводам которой у ФИО3 имелись телесные повреждения в виде: проникающего колото-резаного ранения в верхней трети грудной клетки слева, тупой травмы живота с разрывом правой доли печени, относящихся по признаку опасности для жизни к категории телесных повреждений, причинивших тяжкий вред здоровью; двух непроникающих колото-резаных ран на правой боковой поверхности грудной клетки, непроникающего колото-резаного ранения правой боковой поверхности живота, резаной раны на ладонной поверхности первого пальца правой кисти, относящихся по признаку длительности расстройства здоровья не более 21 дня к категории телесных повреждений, причинивших легкий вред здоровью л.д.42-44);
- протоколом осмотра предметов – ножа, марлевого тампона и халата, изъятых при осмотре места происшествия л.д.49-51);
- заключением эксперта № 467 от 09.03.2010 года, согласно выводам которого, на клинке ножа, изъятого в ходе осмотра места происшествия, а также на халате Мартынова Г.И., обнаружена кровь человека, происхождение которой не исключается от ФИО3, а от Мартынова Г.И. кровь происходить не может л.д.73-79).
Оценивая в полном объеме и совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что вина подсудимого в совершении преступления полностью доказана.
В ходе предварительного следствия подсудимый, признавая себя полностью виновным в причинении ножевого ранения, повлекшего тяжкий вред здоровью ФИО3, подтвердил это и в судебном заседании. Потерпевший также подтвердил, что Мартынов Г.И. нанес ему ножевые ранения при указанных выше обстоятельствах. Заключение судебно-медицинской экспертизы зафиксировало наличие телесных повреждений у потерпевшего, степень их тяжести и механизм образования.
Доводы потерпевшего и подсудимого о непричастности Мартынова Г.И. к причинению тупой травмы живота с разрывом правой доли печени ФИО3, суд оценивает, как несостоятельные и не соответствующие действительности, опровергающиеся показаниями эксперта ФИО5 и заключением судебно-медицинской экспертизы.
Так, доводы потерпевшего о том, что разрыв печени мог образоваться от падения с каталки в карете скорой медицинской помощи, опровергаются показаниями эксперта ФИО5, который в судебном заседании пояснил, что разрыв печени не мог образоваться при обстоятельствах, указанных потерпевшим, т.е. при падении. Показания эксперта ФИО5 опровергают и версию потерпевшего о том, что данное телесное повреждение он мог получить 31.12.2009, так как травма была причинена 01.01.2010, за несколько часов до проведения ФИО3 операции. При этом, по показаниям эксперта, происхождение тупой травмы живота у ФИО3 от удара ногой из положения лёжа в область живота потерпевшего, возможно.
То обстоятельство, что потерпевший в момент совершения преступления находился в состоянии алкогольного опьянения, и частично не помнит происходящие события, дает суду основания полагать, что он действительно мог не запомнить, как Мартынов Г.И. нанес ему удар ногой, лёжа на диване, от которого тот упал с кровати. Но, учитывая, что и сам подсудимый не отрицает того, что «пихнул» потерпевшего ногой в область тела, т.е. нанес удар ногой с применением физической силы, от которого ФИО3 упал с кровати, суд делает вывод, что причинение тупой травмы живота с разрывом правой доли печени возникло от действий подсудимого.
В ходе предварительного следствия действия Мартынова Г.И. были квалифицированы по ст.30 ч.3, ст.105 ч.1 УК РФ. Однако, суд не может согласиться с данной квалификацией.
Подсудимый Мартынов Г.И., как на предварительном следствии, так и в ходе судебного заседания пояснял, что умысла на причинение смерти ФИО3 не имел. Все его действия были направлены на то, чтобы ФИО3 покинул его дом. При этом, подсудимый Мартынов Г.И. свои преступные действия прекратил сразу же, как только ФИО3 согласился уйти из его жилища. Данные обстоятельства были подтверждены потерпевшим ФИО3
Поэтому суд считает необходимым действия Мартынова Г.И. переквалифицировать со ст.30 ч.3, 105 ч.1 УК РФ на ст.111 ч.1 УК РФ, так как он совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.
Квалифицируя действия подсудимого вышеуказанным образом, суд изменяет в существе обвинения время совершения преступления с 11 часов до 16 часов на период с 11 часов до 15 часов, так как судом установлено, что в 15 часов 20 минут 01.01.2010 г. потерпевший ФИО3 с полученными телесными повреждениями уже находился в приёмном покое ДЦРБ. Суд исключает из существа обвинения указание о нанесении подсудимым кулаком руки удара потерпевшему, так как в судебном заседании было установлено, что Мартынов Г.И. нанёс удар ФИО3 ногой. Суд также изменяет формулировку и существо обвинения по фактически установленным в судебном заседании обстоятельствам. Частичное изменение обвинения существенным образом, по мнению суда, от ранее предъявленного не отличается, не ухудшает положение подсудимого и не нарушает его права на защиту.
Решая вопрос о мере наказания подсудимого, суд, в соответствии со ст.60 УК РФ, принимает во внимание характер и степень общественной опасности содеянного, конкретные обстоятельства дела и данные, характеризующие личность подсудимого.
Мартынов Г.И. на учете в психоневрологическом диспансере не состоит, состоит на учете у нарколога с диагнозом «алкогольная зависимость», удовлетворительно характеризуется по месту жительства, ранее не судим.
В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность подсудимого, суд в соответствии со ст. 61 УК РФ, признает его раскаяние в содеянном, полное признание им вины.
Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого, судом не установлено.
Поэтому суд считает необходимым и соразмерным назначить подсудимому меру наказания в виде лишения свободы.
Вместе с тем, суд принимает во внимание отношение подсудимого к содеянному, то, что он работает, а также и то, что ни в ходе предварительного следствия, ни в ходе судебного разбирательства, он избранную ему меру пресечения, не связанную с лишением свободы, не нарушал, и в содеянном искренне раскаивается. Суд учитывает и позицию потерпевшего, который подсудимого простил и просил суд не лишать Мартынова Г.И. свободы.
Поэтому суд, с учётом позиции потерпевшего и прокурора, находит возможным применить к подсудимому условное наказание, так как считает, что его исправление без изоляции от общества возможно.
В ходе предварительного следствия вещественными доказательствами по делу были признаны: нож, марлевый тампон, халат, которые суд считает необходимым, после вступления приговора в законную силу, в соответствии со ст.81 ч.3 п.3 УПК РФ, уничтожить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Мартынова Геннадия Илларионовича виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч.1 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года.
На основании ст.73 УК РФ назначенное Мартынову Г.И. наказание в виде лишения свободы считать условным, с установлением испытательного срока в 5 лет, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление.
На период испытательного срока возложить на условно осужденного исполнение следующих обязанностей: не менять постоянного места жительства и работы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденных, ежемесячно являться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства.
Меру пресечения Мартынову Г.И. - в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставить без изменения до вступления приговора в законную силу, после чего отменить.
Вещественные доказательства по делу: нож, марлевый тампон, халат, хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств СО по г. Домодедово СУ СК при прокуратуре РФ по МО, после вступления приговора в законную силу, уничтожить.
Процессуальных издержек по делу нет.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Московский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения через Домодедовский городской суд.
Судья Веденина О.В.