Приговор в отношении Патиева М.Б., в совершении преступлений, предусмотренных ст. 127 ч.2 п. ж УК РФ



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

об освобождении от уголовной ответственности и о

применении принудительной меры медицинского характера

гор. Домодедово 27 апреля 2011 года

Судья Домодедовского городского суда Московской области Макаров В.В., с участием прокурора – помощника прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Алексеева А.В.

Лица, совершившего общественно-опасное деяние – Патиева Магамеда Батурбековича,

защитника – адвоката «Республиканской коллегии адвокатов» Накостхоева М.А.,

при секретаре – Лазаричевой Н.А.,

рассмотрев материалы уголовного дела № 1-185/11 в отношении Патиева Магамеда Батурбековича, 30 ноября 1970 года рождения, уроженца г. Алма-Ата Казахской ССР, гражданина Республики Казахстан, зарегистрированного по адресу: <адрес>, гражданина РФ, имеющего среднее образование, холостого, не военнообязанного, не судимого, совершившего запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное ст. 127 ч.2 п. «ж» УК РФ,

у с т а н о в и л:

Судом установлено, что Патиев М.Б. совершил запрещенное уголовным законом деяние, а именно незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением, в отношении двух и более лиц, при следующих обстоятельствах:

Патиев М.Б., 29 июля 2010 года, примерно в 13 часов 45 минут, Патиев М.Б. вылетел авиарейсом № 1236 сообщением Минеральные Воды - Москва из аэропорта города Минеральные Воды в международный аэропорт Домодедово, расположившись на пассажирском месте № 4 «В» воздушного судна ТУ-154 с бортовыми номером № RA 85457.

В период времени примерно с 15 часов 00 минут до 15 часов 20 минут, точное время следствием не установлено, перед началом снижения указанного воздушного судна для посадки в международном аэропорту Домодедово, расположенном по адресу: 142015, Московская область, Домодедовский район, аэропорт Домодедово, Патиев М.Б. передал командиру воздушного судна Максименко Н.В. через старшего бортпроводника воздушного судна Филимянову А.Г. требование о незамедлительной посадке воздушного судна в указанном аэропорту, стоянке воздушного судна на взлетно-посадочной полосе и предоставлении ему возможности общения с представителями средств массовой информации, ФСБ России и руководством Российской Федерации под угрозой применения насилия к членами экипажа воздушного судна.

О требованиях Патиева М.Б. командир воздушного судна Максименко Н.В. и старший бортпроводник воздушного судна Филимянова А.Г. в целях обеспечения безопасности пассажиров воздушного судна незамедлительно поставили в известность остальных членов экипажа Садковскую С.С, Москвину Е.В., Корно А.И., Тарелкина Н.С., Макеева А.В. и Ведерникова В.Н.

Кроме того, командир воздушного судна Максименко Н.В. незамедлительно передал указанные требования Патиева М.Б. в диспетчерскую службу аэропорта Домодедово, в связи с чем воздушному судну была предоставлена возможность внеочередной посадки в аэропорту, после производства которой примерно в 15 часов 45 минут, самолет в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа был отогнан на стоянку № 78.

Патиев М.Б., в период времени примерно с 15 часов 45 минут до 16 часов 00 минут, того же дня, точное время следствием не установлено, перешел в салон бизнес-класса воздушного судна ТУ-154 с бортовыми номером № RA 85457, где в ходе беседы со старшим бортпроводником Филимяновой А.Г. продолжил выдвигать требования экипажу воздушного судна о предоставлении ему срочной телефонной связи с представителями правоохранительных структур и руководством Российской Федерации, при этом запретив членам экипажа открывать двери воздушного судна и покидать его вплоть до выполнения всех его требований, на что члены экипажа Максименко Н.В., Филимянова А.Г., Садковская С.С, Москвина Е.В., Корно А.И., Тарелкин Н.С., Макеев А.В. и Ведерников В.Н согласились выполнить его требования, объявив пассажирам воздушного судна в целях обеспечения их безопасности о необходимости нахождения на своих местах в связи с технической невозможностью аэропорта Домодедово обеспечить высадку пассажиров.

В период времени примерно в 18 часов 20 минут на борт воздушного судна по согласованию с Патиевым М.Б. поднялись медицинские работники, после чего примерно в 18 часов 25 минут Патиев М.Б. был задержан сотрудниками правоохранительных органов в рамках проводимой операции по пресечению его действий, направленных на незаконное лишение свободы членов экипажа воздушного судна. При этом пассажиры воздушного судна не были поставлены в известность Патиевым М.Б. либо членами экипажа об удержании воздушного судна, незаконном лишении свободы членов экипажа воздушного судна и не владели информацией о противоправных действиях Патиева М.Б.

Тем самым, своими действиями Патиев М.Б. незаконно лишил свободы двух и более лиц, не связанными с их похищением.

Факт совершения Патиевым М.Б. запрещенного уголовным законом деяния подтверждается следующими доказательствами:

1. показаниями потерпевшей ФИО20 из которых следует, что в ФГУАП «Кавминводыавиа» она работает бортпроводником с 2007 года. В ее обязанности входит обеспечение безопасности пассажиров на борту воздушного судна и обслуживание пассажиров и членов экипажа. 29.07.2010 она выполняла рейс № 1236 по маршруту «Минеральные воды — Москва (аэропорт Домодедово)» Вылет рейса осуществлялся в 13 часов 45 минут на самолете ТУ-154 Б-2. Рейс проходил в штатном режиме. Взлет самолета проходил без задержки согласно расписанию. Помимо нее на борту находилось еще три бортпроводника и четыре члена экипажа. В полете самолет должен был находиться 1 час 50 минут и прибыть в г. Москву в 15 часов 30 минут. Первая половина полета прошла без каких-либо нареканий, Патиев М.Б. находился на месте 4 «В». В ходе полета Патиев М.Б. неоднократно покидал свое место и подходил к кухне № 2. В один из таких подходов Патиев М.Б. попросил у старшего бортпроводника чашку чая. При снижении самолета она находилась на кухне № 1 со старшим бортпроводником, забирала использованный инвентарь. Они обратили внимание на то, что Патиев М.Б. долго не выходит из туалетной комнаты, которая находится в передней части самолета. Патиев М.Б. был там примерно 7-10 минут, после чего обратился к ней со словами: «Не надо паниковать, делать лишних телодвижений, самолет должен приземлиться в Домодедово». Она ответила, что он так и так должен приземлиться в Домодедово. Патиев М.Б. сказал, что она не понимает ситуацию, он стал сильно нервничать, на что она ему указала на старшую бортпроводницу, которой он может изложить суть проблемы. После этого Патиев М.Б. обратился к старшей бортпроводнице Филимяновой Анне и сказал ей, чтобы она взяла ручку и записала его требования. Анна взяла ручку и под диктовку Патиева М.Б.на гигиеническом пакете подписала то, что он ей продиктовал. Патиев М.Б. указал, что он дает 25 минут для того, чтобы выполнить его требования, а именно: доложить о необходимости после посадки связаться с аппаратом президента, чтобы ему на мобильный телефон позвонил Путин В.В., с которым он требовал общение в течение 30 секунд, журналистов телекомпаний «ОРТ» и «Россия» в аэропорту, сообщить ему номера мобильных телефонов журналистов и в случае невыполнения его требований указал, что самолет может не долететь и их жизням угрожает опасность. Анна незамедлительно сообщила о происходящем командиру воздушного судна по внутренней связи. После того как Патиев М.Б. отошел от них и сел на свое место, Анна передала записки бортинженеру и осталась стоять в вестибюле № 1 и контролировала, чтобы посторонние лица не проникли в кабину пилота. После того как Анна передала записку они с ней сообщили Патиеву М.Б. о том, что его требования они передали командиру воздушного судна, а он, в свою очередь, передал их на землю. Далее Патиев М.Б. неоднократно подходил к ним и узнавал все ли требования передали на землю, на что они ему отвечали утвердительно. Патиев М.Б. указал, что самолет должен после посадки находиться на взлетно-посадочной полосе и никуда не двигаться и не сворачивать. При этом Патиев М.Б. сильно нервничал, его речь была сбивчивой, у него тряслись губы, и он постоянно давал понять, что он в самолете не один, что него есть сообщник. Они неоднократно интересовались у него кто его сообщник, на что он ничего не отвечал, раздражался и повышал голос. Ни она, ни Анна не сообщали пассажирам о происходящем, показывая всем своим видом, что ничего не происходит. Они всячески пытались отговорить Патиева М.Б. от его преступных действий и успокоиться, на что он еще больше раздражался. После посадки самолета Патиев М.Б. подошел к ним и начал высказывать недовольство тем, что самолет не остался на взлетно-посадочной полосе, проследовал на стоянку. При этом Патиев М.Б. был сильно раздражен и высказывал угрозы их жизни. Как именно он намеревался осуществить угрозы, он не конкретизировал. Они попытались выяснить, что должно произойти в случае невыполнения требований, на что он раздражался и указывал, что все идет по намеченному плану, чтобы они не делали лишних движений, если дорожат жизнями. Угрозы Патиева М.Б. они воспринимали реально. Он постоянно указывал на то, что он не шутит. В какой-то момент он вновь подошел к ней, когда они с Анной находились в вестибюле № 1, указал, что осталось мало времени и потребовал вновь написать записку и передать ее в кабину пилотов. Она взяла ручку и на гигиеническом пакете записала то, что он говорил под диктовку. Он указал, что во взрывах в московском метро и на территории Ингушетии замешан один из руководителей администрации Южного федерального округа, попросил повторно указать номер его мобильного телефона и чтобы на указанный им номер на 30 секунд позвонил Путин В.В. После этого они попросили пройти Патиева М.Б. на свое место, после чего Анна по внутренней связи связалась с командиром и передала записку бортинженеру. В то время как Анна передавала записку, она находилась в вестибюле № 1, откуда контролировала, чтобы никто не проник в кабину пилотов. У Патиева при себе находилось несколько мобильных телефонов и несколько сим-карт, которые он неоднократно менял. В один из моментов, когда он находился рядом с ними, ему на мобильный телефон поступил вызов, на который он ответил, сообщив, что долетел и у него все нормально и что он перезвонит позже. Они с Анной постоянно просили открыть двери, так как было очень жарко, на что Патиев отвечал им не усложнять ситуацию. В какой-то момент одной из пассажирок стало плохо, и у ее родителей началась истерика, они начали кричать и рваться в кабину пилотов, требовать вызвать скорую помощь. Анна начала просить Патиева М.Б. разрешения на вызов скорой помощи, и после уговоров он разрешил это сделать. Через некоторое время на борт самолета поднялись врачи, которые осмотрели девочку, которой стало плохо, и указали на необходимость ее срочной госпитализации. В этот момент в салон самолета забежали двое мужчин в гражданской одежде, которым Анна указала на Патиева М.Б., он в этот момент находился в салоне бизнес-класса. Двое мужчин подбежали к нему, заломили его руки за спину и вывели из самолета. Своими действиями Патиев М.Б. причинил ей моральный вред, заявлять гражданский иск она не желает.

2. показаниями потерпевшей ФИО21 из которых следует, что в ФГУАП «Кавминводыавиа» она работает бортпроводницей с 1997 года. 29.07.2010 она выполняла рейс маршрутом «Минеральные Воды - Москва (аэропорт Домодедово)». Самолет вылетел из г. Минеральные Воды в 13 часов 45 минут. Бригада состояла из четырех бортпроводников и четырех членов летного экипажа. Номер рейса 1236. При отправлении из г. Минеральные Воды все шло в штатном режиме. На борту находилось 103 пассажира, летевших эконом-классом и один пассажир, летевший бизнес-классом. Патиев М.Б. находился на месте № 4 «В». В ходе перелета Патиев М.Б. неоднократно покидал свое место и проходил в помещение кухни № 2, которая находится в середине салона самолета. Ее Патиев М.Б. просил налить ему чай. Каких-либо подозрительных действий с его стороны в ходе перелета не было. После начала снижения самолета она обратила внимание на то, что Патиев М.Б. ушел надолго в туалетную комнату № 1, которая располагалась в передней части самолета. После выхода Патиева М.Б. из туалетной комнаты он обратился к бортпроводнице Светлане и начал ей что-то говорить, что именно он говорил, она не слышала. После того как она закончила чтение информации, Патиев М.Б. обратился к ней со словами: «Не нужно нервничать и суетиться, если вы хотите долететь, возьмите ручку и запишите мои требования». Патиев М.Б. начал диктовать ей текст, который она собственноручно записала. Текст был следующего содержания: тридцать секунд общения с Путиным В.В. Две телекомпании в аэропорт Домодедово: «ОРТ» и «Россия», номера телефонов журналистов. Также Патиев М.Б. в ходе разговора с ней давал понять, что он на борту не один, и у него есть сообщник. Он указывал, что все заранее спланировано и идет по плану. В случае невыполнения есть реальная угроза их жизней. Она и бортпроводница Светлана спрашивали у Патиева М.Б., в чём заключается угроза, на что он начинал нервничать, повышать голос, указывать им на то, что не надо задавать лишних вопросов и не совершать лишних движений, тогда все останутся живы. Он постоянно смотрел на часы, одетые на его руку и указывал, что у нас осталось 25 минут. Он требовал, чтобы все его требования передали на землю. Далее Патиев М.Б. проследовал на свое место. В ходе оставшегося полета он находился на своем месте, периодически подходил к ним и интересовался результатами, торопил их, показывал пальцем на часы и говорил, что у них осталось мало времени и что если они хотят жить, им надо торопиться. После совершения посадки Патиев М.Б. подошел к ней и Светлане и поинтересовался причиной того, что самолет не остался на полосе, так как он требовал ранее. Он был по внешнему виду сильно взволнован и недоволен тем, что самолет не остался на взлетно-посадочной полосе. Она ему пояснила, что в аэропорту Домодедово сильное движение и невозможно оставаться и занимать взлетно-посадочную полосу, поскольку это остановит работу аэропорта. Патиев М.Б. сказал им, что если они не захотят выполнять его требования, их жизни грозит опасность. Ей и Светлане удалось убедить Патиева М.Б. в том, что нахождение на посадочной полосе невозможно. Патиев М.Б. просил ему сообщить номер стоянки, на которой находится самолет. Они сообщили ему, что самолет находится на стоянке без номера. У Патиева М.Б. было при себе несколько мобильных телефонов, несколько сим-карт. Он сильно нервничал, постоянно менял в телефонах сим-карты, при этом постоянно пытался позвонить с мобильных телефонов. Патиев М.Б. после приземления самолета по своему мобильному телефону с кем-то созвонился и сообщил, что он долетел и что он перезвонит позже. Далее Патиев М.Б. проследовал в салон бизнес-класса, где сел на место 3 «D». На этом месте он просидел около 5 минут, после чего вновь подошел к ней и Светлане, спросил по какой причине ему не представляют телефоны журналистов и ему никто не звонит. Он приказал им написать записку с его требованиями. Записку написала Светлана. Там он указал, что к взрывам в московском метро к терактам в Республике Ингушетия причастен человек из руководства Южного Федерального округа, потребовал указать в записке номер его телефона, чтобы на этот номер позвонил Путин В.В., с которым он будет говорить около 30 секунд. Она передала записку бортинженеру, соблюдая все возможные меры предосторожности. Светлана в это время находилась в салоне, где контролировала обстановку для того, чтобы при передаче записки никто не проник в кабину пилотов. Патиев М.Б. постоянно подходил к ним и интересовался почему не выполняются его требования. Поскольку в салоне самолета было очень жарко и душно, они пытались убедить его открыть люки и двери, на что он угрожал и говорил, что ситуация у него под контролем. Пассажиры самолета не знали о происходящем. Ею было сделано объявление, что причиной столь долгой стоянки является перегруженность аэропорта Домодедово. Также ими постоянно поддерживался контакт по внутренней связи с летным экипажем, которому они докладывали о происходящем. Вскоре одной из пассажирок (девочке 15 лет) стало плохо и ее родители стали паниковать, пытались попасть в кабину пилотов и открыть аварийные люки. При этом Патиев находился в бизнес-классе и ничего не предпринимал. Командир сообщил, то к борту подгонят трап, на борт поднимутся врачи и необходимо открыть двери. Она подошла к Патиеву и сообщила ему, что на борт поднимутся врачи для оказания помощи девочке. Патиев М.Б. согласился пропустить врачей и указал, что он контролирует ситуацию. Примерно в 18 часов 10 минут на борт поднялись врачи, которые высказались относительно срочной госпитализации девочки. После того как врачи увели девочку, в самолет вошли двое мужчин, одетые в гражданскую одежду, которым она скрыто указала на Патиева М.Б. Он в этот момент находился в салоне бизнес-класса. Эти мужчины задержали Патиева М.Б. и вывели его из самолета.

3. показаниями потерпевшей ФИО22 из которых следует, что с февраля 2009 года она работает в авиакомпании «Кавминводыавиа» бортпроводником. На рейсе № 1236 29.07.2010 сообщением Минеральные воды — Москва она занималась обслуживанием пассажиров эконом-класса, а именно салона № 3. она заступила на службу в составе 4 бортпроводников. Рейс отправился из г. Минеральные воды согласно расписанию в 13 часов 45 минут. На борту самолета находилось всего 113 человек, из них 105 пассажиров. После взлета все шло в штатном режиме. Примерно через час, ближе ко времени посадки самолета к ней подошла старший бортпроводник Филимянова А.Г. с бортпроводником Садковской Светланой. Они пояснили ей и Ведерникову В.Н. О том, что необходимо убрать на кухне все колющие и режущие предметы, так как во втором салоне летит пассажир и выдвигает требования, угрожающие полету. Также они показали им этого пассажира. Он сидел на месте 4 «В». Филимянова дала им указание наблюдать за ним и его действиями. Она также сказала, что этот пассажир Патиев М.Б. выдвинул требования, при невыполнении которых самолет нормально не сядет. При этом она предупредила, что пассажиры ничего не должны знать во избежание паники. На протяжении всего полета они с Ведерниковым наблюдали за Патиевым М.Б. Последний постоянно вставал со своего места и ходил из второго салона к ним на кухню, постоянно что-то высматривал, заглядывал в салон № 3. У Патиева при себе была барсетка, в руках сотовый телефон черного цвета. Патиев к ней не подходил и с ней не разговаривал. Филимянова практически все время находилась рядом с Патиевым. После посадки самолета он был отогнан на стоянку, она поинтересовалась у Филимяновой какие ее дальнейшие действия, на что та ответила, что пока они пассажиров выпускать не будут. В дальнейшее время она успокаивала пассажиров, которые стали возмущаться и не обращала особого внимание на то, что происходило в передней части самолета. После того, как на борт поднялись врачи, Патиев был задержан.

4. показаниями потерпевшего ФИО23 из которых следует, что с 1982 года работает штурманом в авиакомпании «Кавминводыавиа». 29.07.2010 в 13 часов 45 минут он в составе экипажа в составе 8 человек, выполнял рейс № 1236 «Минеральные Воды — Москва (аэропорт Домодедово)» на самолете ТУ-154Б85457. Во время начала снижения самолета перед посадкой в аэропорту Домодедово экипажу от старшего бортпроводника Филимяновой А.Г. поступил сигнал, что один из пассажиров просит передать записку для командира воздушного судна. По кодовому сигналу бортинженер открыл дверь кабины экипажа, и Филимянова передала записку, из которой следовало, что пассажир требовал посадить самолет в аэропорту Домодедово, оставить его на взлетно-посадочной полосе с целью передачи информации Путину В.В. Текст записки был написан на гигиеническом пакете. Согласно инструкции на случай непредвиденных обстоятельств с целью безопасной посадки аэропорту Домодедово был запрошен внеочередной заход. Посадка была произведена в 15 часов 45 минут 29 июля 2010 года в аэропорту Домодедово. После того как самолет вывернул со взлетно-посадочной полосы на стоянку № 78, судно было остановлено. Далее пассажир требовал прибытия представителей СМИ, об этом требовании было доложено диспетчеру. Через некоторое время к самолету прибыла группа людей с видеокамерами, о чем через бортпроводника было сообщено пассажиру. Однако бортпроводник сообщила, что пассажир отказывается общаться с этими представителями СМИ и требует установить связь с Путиным В.В., в противном случае угрожал, что будет хуже, что он имел в виду, неизвестно. Пассажир вел себя очень уверенно. Так как температура в салоне самолета была очень высокой, пассажиры стали высказывать недовольство. Пассажир по-прежнему высказывал требование предоставить ему связь с Путиным В.В. Через некоторое время одной из пассажирок (девочке) стало плохо и ее мать устроила истерику. Командиром воздушного судна было принято решение подогнать трап, по которому поднялись медицинские работники.

5. показаниями потерпевшего Тарелкина Н.С., из которых следует, что он работает вторым пилотом воздушного судна в авиакомпании «Кавминводыавиа». Согласно заданию на полет № 3366 от 28.07.2010 он в составе экипажа воздушного судна ТУ-154 в 13 часов 45 минут вылетел из аэропорта г. Минеральные Воды Ставропольского края аэропорт Домодедово. По длительности полет составил 02 часа 01 минуту. До начала снижения полет протекал без каких-либо отклонений и замечаний. Примерно в 15 часов 00 минут самолет начал снижение и в этот момент от старшего бортпроводника Филимяновой А.Г. командиру воздушного судна поступила информация о том, что один из пассажиров — Патиев М.Б., требует от нее немедленной посадки воздушного судна в аэропорту Домодедово. При этом Патиев М.Б. требовал не освобождать взлетно-посадочную полосу и звонок на свой номер со стороны Путина В.В., которому хотел сообщить об информации о взрывах в метро г. Москвы, а также о терактах в Республике Ингушетия, к которым причастны лица из руководства Южного федерального округа. Данные требования Филимяновой А.Г. были записаны со слов Патиева М.Б. на гигиеническом пакете и переданы командиру воздушного судна. Диспетчером были даны указания посадить воздушное судно и вырулить на стоянку № 78. Патиев М.Б. в это время нервничал, требовал звонок от Путина В.В., говорил фразу: «Если хотите остаться в живых — выполняйте мои требования». За время стоянки в салоне самолета в салоне возникали волнения среди пассажиров, которые требовали объяснить причины задержки. В целях безопасности и избежания паники среди пассажиров, до них бортпроводниками доводилась информация о задержке высадки по техническим причинам. Патиев М.Б. постоянно перемещался по салону эконом-класса. После проникновения на борт самолета сотрудников правоохранительных органов, Патиев М.Б. был задержан.

6. показаниями потерпевшего ФИО24 из которых следует, что с 1991 года он работает бортинженером в авиакомпании «Кавминводыавиа». 29.07.2010, согласно утвержденному заданию на полет, он в составе экипажа из 8 человек, осуществлял рейс № 1236 по маршруту Минеральные воды — Москва (аэропорт Домодедово). Вылет состоялся в 13 часов 45 минут. Полет проходил в штатном режиме. С момента снижения самолета от старшего бортпроводника Филимяновой А.Г. поступил сигнал, что один из пассажиров, как впоследствии стало известно, Патиев М.Б., выдвинул требование в адрес летной бригады и членов экипажа о посадке воздушного судна в аэропорту Домодедово, с остановкой на взлетно-посадочной полосе, о предоставлении журналистов связи с Путиным В.В. Патиев через Филимянову передал записку командиру воздушного судна со своими требованиями. О переговорах командира с землей он узнал во время полета, самих переговоров не слышал. После посадки самолета в аэропорту Домодедово, самолет вырулил на стоянку № 78. Патиев М.Б. просил не открывать двери, сказал, что у него все спланировано и не нужно усугублять ситуацию. В какой-то момент одной из пассажирок стало плохо, и потребовалась срочная медицинская помощь. Командир передал эту информацию на землю и через какой-то время к самолету подогнали трап, по которому поднялись медицинские работники. Вместе с ними на борт поднялись сотрудники правоохранительных органов, которые задержали Патиева М.Б.

7. показаниями ФИО25, из которых следует, что с февраля 2009 года он работает бортпроводником в ФГУАП «Кавминводыавиа». 29.07.2010 он выполнял рейс сообщением «Минеральные воды — Москва (аэропорт Домодедово)». Их борт вылетел по расписанию в 14 часов 40 минут. Полет проходил нормально, в штатном режиме. Бригада на борту состояла из четырех бортпроводников и четырех ленов летного экипажа. Номер рейса 1236. Примерно через час после начала полета к нему и Москвиной подошла старшая бортпроводница Филимянова, которая обслуживала салон в средней части судна и сказала, что на месте 4 «В» сидит пассажир, который выдвигает какие-то требования, какие именно не пояснив. Он стал наблюдать за Патиевым по указанию бортпроводника. Патиев регулярно ходил в носовую часть самолета, в первый вестибюль и что-то говорил Филимяновой, что именно, он не слышал. После того как самолет произвел посадку в аэропорту Домодедово, к нему подошла Садковская Светлана и сообщила о том, что Патиев выдвинул требование, чтобы пригласили журналистов и в случае невыполнения его требований может произойти что-то непоправимое. Пассажирам они отвечали, что самолет перегружен, поэтому они не были в курсе происходящих на борту событий. Примерно через два с половиной часа стоянки одной из пассажирок стало плохо, ее мать стала кричать и просила вызвать скорую помощь, после чего прошла к кабине пилотов и стала стучаться в их дверь. Командир корабля принял решение вызвать «скорую помощь». Медицинские сотрудники поднялись на борт, и за ними вбежали сотрудники правоохранительных органов, которые задержали Патиева М.Б. Состояние Патиева М.Б. было нервным, в руках у него постоянно был мобильный телефон и барсетка.

8. показаниями потерпевшего ФИО26., из которых следует, что с 2006 года он состоит в должности командира воздушного судна авиакомпании «Кавминводыавиа». 29.07.2010, в 13 часов 45 минут, состав его экипажа вылетел на самолете Ту-154, бортовой номер 85457 из аэропорта г. Минеральные воды в г. Москву (аэропорт Домодедово). Процесс посадки в самолет пассажиров и полет проходил в штатном режиме согласно технологическому графику. После подхода самолета к рубежу снижения летный экипаж начал снижение воздушного судна. Примерно в 15 часов 20 минут, в кабину экипажа от старшей бортпроводницы Филимяновой А.Г. поступил сигнал, что в самолете находится пассажир, который просил передать экипажу, что у них есть 20-25 минут, чтобы посадить самолет, который нужно оставить на взлетно-посадочной полосе и пригласить представителей центральных СМИ, поскольку он имеет важную информацию о лицах, причастных к терактам в г. Москве и Республики Ингушетия. Также он сказал, что у него все организовано на высшем уровне, все спланировано и если они хотят остаться в живых, то должны выполнять его требования. Он спросил у Филимяновой как ведет себя этот пассажир, на что она ответила, что странностей в его поведении нет, он прилично одет, разговаривает с акцентом, похож на ингуша или чеченца. Он сказал старшему бортпроводнику, чтобы она передала ему, что они выполнят все его требования. После этого они заблокировали двери в кабину пилотов согласно мерам безопасности. Через 2-3 минуты на связь с ним вышла старшая бортпроводница, которая сообщила, что записала требования этого пассажира на бумагу, после чего передала записку в кабину пилотов. Записи были на двух бумажных гигиенических пакетах. Там было указано, что он знает лиц, причастных к терактам в Ингушетии из руководства Южного федерального округа. На записке также были указаны анкетные данные данного пассажира — Патиев Магамед, номер его телефона. После этого он связался с диспетчером и попросил внеочередной посадки, объяснив по связи о сложившейся на борту обстановке. Наземные службы после этого дали согласие на посадку и они стали проводить процедуру снижения. Снижение и посадка прошли в штатном режиме. Поле этого он вышел на связь со старшим бортпроводником и сказал ей, чтобы она передала данному пассажиру, что его требования выполняются, и они будут выруливать на стоянку самолетов. Пассажир потребовал, чтобы трап к самолету не подгоняли и двери не открывали. Через старшего бортпроводника он дал указание, чтобы были приняты меры к незаметной разблокировке дверей, чтобы можно было проникнуть в салон самолета в любой удобный момент. После того как бортпроводник сообщил о выполнении данной команды, он передал об этом сообщение спецслужбам. Также он передал пассажиру через старшего бортпроводника о том, что представители СМИ готовы пообщаться с ним, однако, он от этого отказался, просил, чтобы с ним связался Путин В.В. Анна все время выходила с ним на связь, кондиционеры не справлялись, температура в салоне была около 60 градусов. Примерно в 18 часов 20 минут к кабине экипажа прорвалась женщина и стала кричать, что ее дочь умирает и нужна скорая медицинская помощь. Он обеспечил на борт врачей, вместе с ними в салон самолета вошли сотрудники правоохранительных органов и задержали Патиева.

9. показаниями свидетеля ФИО27 из которых следует, что она работает в должности генерального директора телеканала «Подмосковье». 29.07.2010 съемочная группа указанного телеканала снимала репортаж в аэропорту Домодедово, когда к ним подошли сотрудники правоохранительных органов и пояснили, что в аэропорту произошел захват самолета, и захвативший требует вызывать представителей прессы, в связи с чем, им необходимо оказать содействие, а именно, оперативные сотрудники под видом корреспондентов войдут в самолет и обезвредят преступника. Ребята из съемочной группы согласились. Во время подхода к самолету, входа в него и непосредственного захвата производилась видеозапись.

10. показаниями свидетеля ФИО28 из которых следует, что 29.07.2010, в дневное время, он вылетел из аэропорта города Минеральные Воды в аэропорт Домодедово г. Москвы. Он летел в бизнес-классе, рядом с ним никого больше не было, в этой части самолета он летел один. Уже после приземления он увидел, что по его части салона ходит ранее ему незнакомый мужчина, разговаривает со стюардессами. Через некоторое время он сам спросил у этого мужчины, как его зовут и что происходит на борту, почему пассажиров не выпускают с борта. Он подошел к нему, назвал его по имени, отчеству, так как его (Абдулатипова) многие знают. Он сначала подумал, что он какой-то агент спецслужб, так как он ему стал говорить, что знает, что ему должны позвонить и все будет нормально. Какой-либо агрессии по отношению к нему он не проявлял, вел себя корректно. Также он не видел, чтобы он вел себя агрессивно по отношению к другим пассажирам. Но после того как он у него спросил, может ли он связаться с Путиным, так как у него есть информация насчет террористических актов в московском метро, он сразу понял, что ведет он себя неадекватно. Он ему ответил, что такого рода информация так не сообщается, а все делается по-другому. Общался он в основном со стюардессами, ни с кем из пассажиров он не общался. В самолете они находились около трех часов. Ни с кем из членов экипажа он не общался. Стюардессы объявляли пассажирам, что аэропорт загружен, и самолет принять не могут по этой причине. Обстановка на борту была в целом спокойная, никаких внештатных ситуаций не возникало. О том, что кто-то из пассажиров выдвинул какие-то требования экипажу, никому из пассажиров известно не было, по какой причине пассажиров не выпускали из самолета, никому известно не было. Он не видел, чтобы у этого мужчины было какое-то оружие, физическое насилие по отношению к нему или к другим пассажирам никто не применял.

11. показаниями свидетеля ФИО29 из которых следует, что он состоит в должности старшего оперуполномоченного 8-го отдела управления «Т» СЭБ ФСБ России. 29.07.2010 он находился на дежурстве в аэропорту Домодедово. Примерно в 15 часов 25 минут ему передал сменный дежурный о том, что поступило сообщение от командира воздушного судна, следующего рейсом № 1236 сообщением Минеральные Воды - Москва (аэропорт Домодедово), что один из пассажиров хочет встретиться с представителями центрального аппарата ФСБ с целью сообщить информацию о ситуации, происходящей в Чеченской Республике. Для этого он передал командиру воздушного судна через бортпроводника записку с номером своего мобильного телефона именем, при этом пояснив, что встреча должна состояться непосредственно после посадки самолета на рулежной полосе. Командир по рации передал номер телефона и имя пассажира. Самолет по решению сотрудников аэропорта был направлен на стоянку № 78, куда он прибыл примерно в 16 часов 05 минут. По окончанию спецоперации Патиев М.Б. был нейтрализован.

12. показаниями свидетеля ФИО30 из которых следует, что он был одним из пассажиров рейса Минеральные Воды — Москва 29.07.2010. Перед ним в салоне самолета на место 04В сел мужчина 40-45 лет, который изначально вел себя спокойно, но во время полета часто вставал со своего места, часто о чем-то разговаривал со стюардессами, часто покидал свое место и уходил в салон первого класса. Перед приземлением мужчина вернулся на свое место, пристегнул ремни безопасности. Практически сразу после приземления, когда самолет еще не окончил торможение, мужчина вдруг отстегнул ремни безопасности и подошел к стюардессе, о чем-то начал с ней разговаривать. Через некоторое время, поговорив со стюардессой, мужчина вернулся к своему месту, взял свою барсетку и пошел в салоне бизнес-класса, а стюардесса по громкоговорителю попросила пассажиров самолета со своих мест не вставать. Шторки были раскрыты, он видел как мужчина сел на место 03В. Через некоторое время самолет остановился, пассажиры самолета начали вставать со своих мест, однако, стюардессы попросили пассажиров не вставать со своих мест. Указанный выше мужчина периодически вставал, подходил к стюардессам и о чем-то с ними разговаривал. В салоне стало душно и люди начали возмущаться, у некоторых женщин началась истерика. Через некоторое время мужчину задержали.

13. протоколом осмотра места происшествия от 29.07.2010, из которого следует, что проведен осмотр салона бизнес-класса воздушного судна ТУ-154 с ботовым номером RA 85457, в ходе которого на пассажирском сиденье № 14 изъята барсетка черного цвета с вещами, документами, в том числе, посадочным талоном, принадлежащими Патиеву Магамеду Батурбековичу, в ходе которого на участке местности, расположенном в лесополосе в 5 км к юго-востоку от с. Комаровка Екатериновского района Саратовской области обнаружен и осмотрен захороненный в земле труп Мурзина С.В., зафиксированы обстановка на месте происшествия, имеющиеся на трупе повреждения, обнаружен и изъят полипропиленовый мешок, в котором был обнаружен труп Мурзина С.В. (т.1 л.д. 95-120).

14. протоколом осмотра места происшествия от 29.07.2010, из которого следует, что проведен осмотр воздушного судна ТУ-154, расположенного на стоянке № 78 аэропорта Домодедово, на котором нанесен бортовой номер «RA-85457» и название авиакомпании «Кавказские минеральные воды» (т.1 л.д. 121-137).

15. протоколом выемки от 30.07.2010, из которого следует, что у генерального директора телеканала «Подмосковье» Кудряшовой Н.Е. изъят компакт-диск с видеозаписью событий, происходивших на авиастоянке № 78 аэропорта Домодедово 29.07.2010 (т. 2 л.д. 54-58).

16. протоколом выемки от 02.08.2010, из которого следует, что у старшего оперуполномоченного 8-го отдела управления «Т» СЭБ ФСБ России Винокурова А.В. изъяты три записки, написанные бортпроводниками воздушного судна, следовавшего рейсом № 1236 «Минеральный Воды — Москва», со слов Патиева М.Б., написанные рукописным способом чернилами синего и черного цветов с указанием номера телефона «96724219492» имени «Патиев Магамед» (т. 2 л.д. 60-61).

17. протоколом выемки от 30.07.2010, из которого следует, что у потерпевшей Филимяновой А.Г. в помещении аэровокзального комплекса Домодедово изъято задание бригаде бортпроводников от 28.07.2010 воздушного судна ТУ 154 (85457) на рейсы №№ 1126/25/36/35 (т. 2 л.д. 102-106).

18. протоколом выемки от 30.07.2010, из которого следует, что у потерпевшего Тарелкина Н.С. была изъята копия задания на полет № 3366 от 28.07.2010 (т. 2 л.д. 96-100).

19. протоколом осмотра предметов от 16.11.2010 (т. 2 л.д. 107-114, 115-116).

20. протоколом выемки от 30.07.2010, из которого следует, что в Московском зональном центре организации воздушного пространства изъяты аудиозаписи переговоров экипажа ТУ-154 рейса № 1236, имевших место 29.07.2010 (т. 2 л.д. 63-65).

21. протоколом осмотра и прослушивания фонограммы от 09.08.2010 (т. 2 л.д. 66-73, 115-116), и другими материалами уголовного дела.

Суд оценивает вышеизложенные показания потерпевших и свидетелей как объективные, последовательные, не имеющие существенных противоречий между собой, согласующиеся с другими доказательствами по делу.

Все письменные доказательства по делу суд оценивает как соответствующие принципам относимости, допустимости и достоверности доказательств.

В соответствии с заключением комплексной судебной психолого-психиатрической комиссии экспертов № 1011 от 29.12.2010 Патиев М.Б. страдает хроническим психическим расстройством в виде бредового расстройства (F 22.0 по МКБ-10). Об этом свидетельствуют данные о формировании у Патиева М.Б. на фоне требовательности, педантичности, недоверчивости, упрямства, склонности к фиксации на отрицательных переживаниях примерно с конца 2009 года бредовых идей отношения, ревности, преследования. Указанные бредовые расстройства возникли в условиях психогенно-травмирующей ситуации (конфликты на работе и в 1 семье), в последующем болезненной интерпретации подвергались нейтральные факты и события, поступки многих людей. Патиев М.Б. ретроспективно переосмысливал также реальные воспоминания, при этом болезненное осознание сопровождалось «бредовой миграцией», порчей своего имущества, нелепым поведением, что определило характер противоправных действий. Указанный диагноз подтверждается также данными настоящего клинического психолого-психиатрического обследования, выявившего у подэкспертного болезненное расстройство мышления (склонность к рассуждательству, нецеленаправленность, паралогичность, соскальзывания), эмоционально- волевой сферы (неадекватность, холодность, крайняя лабильность аффективных проявлений) в сочетании с параноидной настроенностью и аффективно заряженными бредовыми идеями преследования, отравленя, а также болезненное нарушение критико-прогностических способностей. Указанное хроническое психическое расстройство лишало Патиева М.Б. во время совершения инкриминиремых ему деяний возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. По своему психическому состоянию в настоящее время (актуальные бредовые идеи, сопровождающиеся эмоциональной охваченностью, грубое нарушение мышления и критики) Патиев М.Б. также не может правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания, не может понимать характер и значение для дела, и давать показания, не может понимать характер и значение уголовного судопроизводства и своего процессуального положения, не способен самостоятельно совершать действия, направленные на реализацию процессуальных прав и обязанностей. Патиев М.Б. в силу указанных выше психических расстройств представляет опасность для себя и окружающих и нуждается в направлении на принудительное лечение в психиатрический стационар специализированного типа. Психологический анализ материалов уголовного дела, данные направленной беседы позволяют сделать вывод о том, что в момент совершения правонарушения Патиев М.Б. не находился в состоянии аффекта или ином экспертно-значимом эмоциональном состоянии (стресс, растерянность др.), которое могло оказать существенное влияние на его сознание и деятельность, у него отсутствовала феноменология, характерная для данных состояний, в связи с чем рекомендуется направить Патиева М.Б. на принудительное лечение в психиатрический стационар специализированного типа.

Согласно выводов судебно-психиатрической экспертизы, и с учетом обстоятельств дела суд признает Патиева М.Б. в отношении инкриминируемого деяния невменяемым.

Оценивая собранные по делу доказательства и исследованные в судебном заседании в совокупности, суд приходит к выводу о том, что имеется достаточно доказательств совершения Патиевым М.Б. общественно-опасного деяния, подпадающего под признаки ст. 127 ч.2 п. «ж» УК РФ.

Патиеву М.Б. рекомендовано принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа, в соответствии со ст.ст. 97 ч. 1 п. «а», 99 ч. 1 п. «в», 101 п. 4 УК РФ.

Учитывая, что, находясь на свободе, Патиев М.Б. может совершить новые преступления, является социально опасным, суд приходит к выводу о том, что имеется необходимость в направлении его на принудительное лечение в психиатрический стационар специализированного типа.

В соответствии со ст. 21 ч. 1 УК РФ Патиев М.Б. не подлежит уголовной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 442, 443 УПК РФ, ст. 21 УК РФ,

п о с т а н о в и л:

Освободить Патиева Магамеда Батурбековича от уголовной ответственности за совершенное запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное ст. 127 ч.2 п. «ж» УК РФ.

Применить к нему принудительную меру медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа.

Вещественные доказательства: компакт-диск формата DVD-R с серийным номером «9123 519 +R Е С 18097», изъятый в ходе выемки у свидетеля Кудряшовой Н.Е. 30.07.2010, хранящийся в камере хранения вещественных доказательств Московского следственного отдела на воздушном и водном транспорте Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ – вернуть Кудряшовой Н.Е., как законному владельцу;

три записки, написанные бортпроводниками воздушного судна, следовавшего рейсом № 1236 «Минеральные воды — Москва», со слов Патиева М.Б., изъятые 02.08.2010 в ходе выемки у свидетеля Винокурова А.В., хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств Московского следственного отдела на воздушном и водном транспорте Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ – уничтожить, как не предоставляющие материальной ценности;

флешкарта «Transcend» с серийным номером «5201631287» с записями переговоров пилотов ТУ-154 рейса № 1236 от 29.07.2010, изъятая 30.07.2010 в ходе выемки в Московском зональном центре организации воздушного пространства; задание бригаде бортпроводников от 28.07.2010, изъятое у потерпевшей Филимяновой А.Г. 30.07.2010 в ходе выемки; копия задания на полет № 3366 от 28.07.2010, изъятое 30.07.2010 в ходе выемки у потерпевшего Тарелкина Н.С., хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств Московского следственного отдела на воздушном и водном транспорте Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ – возвратить в Московский зональный центр организации воздушного пространства.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения.

Судья ___________________________________

Копия верна: Судья Макаров В.В.