П Р И Г О В О Р
именем Российской Федерации
город Домодедово 30 марта 2011 года
Судья Домодедовского городского суда Московской области Ильяшенко Е.Н., с участием государственного обвинителя – старшего помощника Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Бурнашева М.В., подсудимых Косякова Александра Юрьевича и Михайловского Алексея Анатольевича, защитников подсудимых – адвоката Домодедовского филиала МОКА Гац Н.В., предоставившей удостоверение № 637 от 10.12.2003 года и ордер № 010263 от 20.03.2011 года, и адвоката Домодедовского филиала МОКА Буянского Д.Н., предоставившего удостоверение № 7264 от 25.01.2011 года и ордер № 010262 от 30.03.2011 года, потерпевших ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, секретаря Анисовой Т.Е..,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением особого порядка принятия судебного решения уголовное дело № 1-138/11 в отношении
Косякова Александра Юрьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, гражданина Российской Федерации, имеющего высшее образование, женатого, работающего генеральным директором ООО «Орнель-Москва», не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ,
Михайловского Алексея Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, корпус 2, <адрес>, гражданина Российской Федерации, имеющего высшее образование, холостого, работающего вторым пилотом воздушного судна ООО Авиационная компания «Авиастар-ТУ», не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ,
у с т а н о в и л :
Подсудимые Косяков А.Ю. и Михайловский А.А. совершили нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта лицом, в силу выполняемой работы и занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 №377-Ф3), при следующих обстоятельствах:
Косяков А.Ю. приказом генерального директора Общества с ограниченной ответственностью Авиационная компания «Авиастар-ТУ) (далее по тексту - авиакомпания «Авиастар-ТУ») от 01.06.2007 № 82-к принят на работу в указанную авиакомпанию и назначен на должность второго пилота воздушного судна, а приказом первого заместителя генерального директора авиакомпании «Авиастар-ТУ» от 11.07.2008 № 67-08 - на должность командира воздушного судна ТУ-204.
Михайловский А.А. приказом первого заместителя генерального директора авиакомпании «Авиастар-ТУ» от 21.05.2008 №45 л/с принят на работу в данную организацию и назначен на должность второго пилота воздушного судна.
В дальнейшем они - Косяков А.Ю. и Михайловский А.А. периодически управляли воздушными судами, выполнявшими рейсы авиакомпании «Авиастар-ТУ».
21 марта 2010 года в 22 часа 00 минут по московскому времени (19 часов 30 минут UTC - скоординированное всемирное время, далее по тексту - UTC), управляя воздушным судном ТУ-204-100, национальный и регистрационный знаки - RA-64011, эксплуатантом которого являлась авиакомпания «Авиастар-ТУ», следуя рейсом TUP-1906, летный экипаж в составе командира воздушного судна Косякова А.Ю., второго пилота Михайловского А.А. и бортинженера ФИО6, совместно с находившимися на борту членами кабинного экипажа - старшим бортпроводником ФИО10, бортпроводниками ФИО7, ФИО8, ФИО9, а также авиационным техником ФИО11 совершил вылет из аэропорта Хургада (Египет) в г. Москву (аэропорт Домодедово).
При этом, осуществляя непосредственное управление воздушным судном в соответствии с заданием на полет от 21.03.2010, оформленным авиакомпанией «Авиастар-ТУ», они - Косяков А.Ю. и Михайловский А.А. осознавали, что на них в силу выполняемой работы и занимаемых ими должностей специально возложены обязанности по обеспечению и соблюдению правил безопасности движения и эксплуатации данного воздушного судна, предусмотренных нормативными актами, с которыми они были ознакомлены, - Воздушным кодексом Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ, Федеральными авиационными правилами «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 №128 (в редакции приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2009 №242), Руководством по летной эксплуатации самолета ТУ-204-100, Руководством по производству полетов, утвержденным генеральным директором авиакомпании «Авиастар-ТУ» 15.11.2007 (далее - Руководство по производству полетов), Инструкцией по взаимодействию и технологии работы членов экипажа ВС ТУ-204 от 14.05.2009 (приложение к части «В» Руководства по производству полетов), утвержденной летным директором авиакомпании «Авиастар-ТУ» (далee - Инструкция по взаимодействию и технологии работы членов экипажа), своими должностными инструкциями, утвержденными генеральным директором авиакомпании «Авиастар-ТУ» 02.11.2009.
Осуществив беспрепятственный взлет из аэропорта Хургада и полет до пределов Московской воздушной зоны, 22.03.2010 в 02 часа 05 минут по московскому времени (21.03.2010 в 23 часа 05 минут - UTC) Косяков А.Ю., Михайловский А.А. и ФИО6 с эшелона 11100 метров, каждый в соответствии со своими обязанностями, приступили к снижению воздушного судна и подготовке к посадке в аэропорту Домодедово в автоматическом режиме, при этом осуществляя непрерывную радиосвязь с диспетчерами управления воздушным движением и получая от последних необходимую информацию, в том числе относительно курса воздушного судна и метеорологических условий в районе аэропорта Домодедово.
В процессе снижения воздушного судна 22.03.2010 примерно в 02 часа 19 минут по московскому времени (21.03.2010 примерно в 23 часа 19 минут -UTC) при пересечении высоты 5400 метров над участком местности, расположенном между пос. Скурыгино Чеховского района Московской области и аэропортом Домодедово, расположенным по адресу: Московская область, Домодедовский район, аэропорт Домодедово, произошло непроизвольное отключение автоматического управления от вычислительной системы управления полетом (ВСУП) воздушного судна, что повлекло невозможность дальнейшего использования экипажем автоматического режима полета.
В сложившейся ситуации Косяков А.Ю. при пересечении высоты 4200 метров 22.03.2010 в 02 часа 21 минуту по московскому времени (21.03.2010 в 23 часа 21 минуту - UTC) перешел на активное пилотирование воздушного судна в штурвальном режиме, приняв решение выполнить заход на посадку в режиме ПСП - по планкам положения зон курса и глиссады, не используя директорного режима (ДЗП).
При этом Косяков А.Ю. и Михайловский А.А. знали, что в соответствии с Руководством по летной эксплуатации пилотируемого ими воздушного судна ТУ-204-100 при заходе на посадку в штурвальном режиме по планкам положения зон курса и глиссады без использования директорной индикации (режима ДЗП) метеорологический минимум воздушного судна изменился с 60x550 на 80x1000, то есть высота нижней границы облаков должна была составлять не менее 80 метров, а видимость на взлетно-посадочной полосе аэродрома - не менее 1000 метров, что не соответствовало известным Косякову А.Ю. и Михайловскому А.А. из радиопереговоров с диспетчером управления воздушным движением фактическим метеорологическим условиям в аэропорту Домодедово - высота нижней границы облаков 60 метров, видимость на взлетно-посадочной полосе 800 метров.
Достоверно зная об указанных обстоятельствах, Косяков А.Ю., в нарушение п.8.1 Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа и п. 4.6.3.4 Руководства по летной эксплуатации указанного воздушного судна, не оценив соответствие исправного бортового оборудования фактическим метеорологическим условиям в аэропорту Домодедово, принял заведомо необоснованное решение о продолжении снижения и заходе на посадку.
Одновременно с этим Михайловский А.А., зная об этом необоснованном решении Косякова А.Ю., в нарушение п. 1.5 указанной Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа, о необходимости ухода на второй круг (на запасной аэродром) Косякову А.Ю. не напомнил и выполнение данной технологической операции не контролировал. В процессе дальнейшего снижения воздушного судна для захода на посадку, ведя непрерывный радиообмен с диспетчером управления воздушным движением, Косяков А.Ю. и Михайловский А.А. сознательно не докладывали последнему об отключении автоматического управления от вычислительной системы управления полетом (ВСУП) воздушного судна, изменения системы захода на посадку не запрашивали, повторную предпосадочную подготовку не проводили. При этом Михайловский А.А., зная об осуществлении Косяковым А.Ю. захода на посадку в штурвальном управлении по планкам положения зон курса и глиссады, с ведома последнего, сознательно 22.03.2010 в 02 часа 26 минут по московскому времени (21.03.2010 в 23 часа 26 минут - UTC) дезинформировал диспетчера управления воздушным движением о выбранной системе захода на посадку в директорном режиме (ДЗП), в связи с чем последний не имел оснований дать Косякову А.Ю. и Михайловскому А.А. указания о выполнении ухода на второй круг (на запасной аэродром) и разрешил посадку воздушного судна в аэропорту Домодедово.
Продолжая снижение и заход на посадку в аэропорт Домодедово в режиме управления по планкам положения зон курса и глиссады, Косяков А.Ю. и Михайловский А.А. не использовали всех имеющихся возможностей исправного бортового и наземного оборудования, основываясь лишь на показаниях местоположения воздушного судна по вычислительной системе самолётовождения ВСС-85 как основного средства для захода на посадку, что не предусмотрено Руководством по летной эксплуатации данного воздушного судна ввиду недостаточной точности этой системы, в результате чего окончательный заход на посадку ими производился со значительным боковым отклонением от оси взлетно-посадочной полосы аэродрома и снижение осуществлялось ниже глиссады, на что неоднократно указывалось диспетчером управления воздушным движением в процессе радиообмена.
При этом Косяков А.Ю. и Михайловский А.А. полностью сосредоточились на оценке положения в боковом канале и не контролировали высоту полета, что привело к преждевременному снижению воздушного судна.
В дальнейшем, достигнув в процессе снижения высоты 80 метров, что соответствовало в данном случае метеорологическому минимуму воздушного судна и являлось высотой принятия решения при осуществляемом заходе на посадку в режиме управления по планкам положения зон курса и глиссады, а затем высоты 60 метров, что соответствовало высоте принятия решения при заходе на посадку с исправным пилотажно-навигационным оборудованием в неосуществляемых в данном случае автоматическом (АЗП 1) или директорном (ДЗП) режимах, Косяков А.Ю., не установив визуальный контакт с огнями подхода (огнями взлетно-посадочной полосы) или наземными ориентирами, не прекратил снижение воздушного судна и не выполнил ухода на второй круг (на запасной аэродром), будучи обязанным в сложившихся условиях это сделать, тем самым грубо нарушил требования п.3.90 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 №128 (в редакции приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2009 №242) и своей должностной инструкции.
Одновременно с этим, Михайловский А.А., грубо нарушая требования п. 1.4.6.3 Руководства по летной эксплуатации самолета ТУ-204 и п. 10.1 Вышеуказанной Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа и своей должностной инструкции, при отсутствии команды от Косякова А.Ю. о продолжении посадки или ухода на второй круг (на запасной аэродром) на высоте принятия решения 80 метров, не выполнил ухода на второй круг (на запасной аэродром), будучи обязанным это сделать в любой ситуации.
Своими вышеописанными действиями, совершенными вопреки требований названных нормативных актов, обязательных для исполнения, Косяков А.Ю. и Михайловский А.А. нарушили правила движения и эксплуатации воздушного транспорта, в результате чего 22.03.2010 в 02 часа 35 минут по московскому времени (21.03.2010 в 23 часа 35 минут - UTC) управляемое Косяковым А.Ю. и Михайловским А.А. воздушное судно ТУ-204-100, национальный и регистрационный знаки RA-64011 на участке местности, расположенном на расстоянии 1450 метров от торца взлетно-посадочной полосы «14 правая» аэропорта Домодедово, расположенного по адресу: Московская область, Домодедовский район, аэропорт Домодедово, и 150 метров правее этой взлетно-посадочной полосы, столкнулось с деревьями лесного массива и землей и разрушилось, при этом вследствие Косякова А.Ю. и Михайловского А.А. преступной неосторожности находившимся на борту воздушного судна лицам причинены следующие телесные повреждения:
ФИО7 - в виде множественных ушибов и ссадин правой кисти, обеих голеней, ушиба крестцово-копчиковой области. Указанные повреждения вызвали расстройство здоровья продолжительностью свыше 3-х недель (более 21 дня), следовательно, имеют квалифицирующий признак вреда здоровью вредней тяжести;
ФИО8 - в виде открытого перелома костей носа, ран спинки носа и мочки правого уха, ушиба шейного отдела позвоночника. Указанные повреждения вызвали расстройство здоровья продолжительностью менее 3-х недель (21 дня), следовательно, имеют квалифицирующий признак легкого вреда здоровью;
ФИО10 - в виде закрытого перелома тела грудины (клинически), травматического повреждения коронок 11, 12, 17, 21, 22, 31, 41, 42 зубов, ушибленной раны затылочной области справа, параорбитальной гематомы слева, закрытой черепно-мозговой травмы, сотрясения головного мозга, ушибов и осаднений области подбородка, подкожных гематом левого плеча, обеих голеней, ушибов и ссадин области голеностопных суставов и стоп, отморожения пальцев стоп 1 степени. Указанные повреждения не были опасными для жизни, повлекли расстройство здоровья продолжительностью свыше 3 недель (более 21 дня), следовательно, имеют квалифицирующий признак вреда здоровью средней тяжести;
ФИО6 - в виде сочетанной травмы, открытой непроникающей черепно-мозговой травмы тяжелой степени, ушиба головного мозга тяжелой степени, перелома основания и лицевого черепа, неосложненного стабильного перелома затылочного мыщелка справа, передней дуги атланта и тела 2 шейного позвонка, закрытого перелома 10 ребра, поперечного перелома отростков тел поясничных позвонков справа, гемоторакса, тупой травмы живота, ушибленных ран головы, обеих голеней, травматического шока, постгеморрагической анемии средней степени тяжести. Указанные повреждения являются опасными для жизни, следовательно, имеют квалифицирующий признак тяжкого вреда здоровью.
ФИО9 и ФИО11 телесных повреждений и вреда здоровью не причинено, однако им, а также вышеперечисленным лицам, в результате авиационного происшествия причинен моральный вред.
Подсудимые Косяков А.Ю. и Михайловский А.А. свою вину в совершении инкриминированного им преступления признали полностью, раскаялись в содеянном, подтвердили фактически установленные обстоятельства по делу, а также и то, что не оспаривают ни одного из доказательств, изложенных в обвинительном заключении. Заявили, что согласны с рассмотрением уголовного дела в особом порядке. Это решение принято ими добровольно, после консультации с адвокатами и совместно с адвокатами. Они осознают последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства. Защитники подсудимых, государственный обвинитель, потерпевшие ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, а также потерпевший ФИО11, согласно его сообщению в суд, заявили о своем согласии в применении особого порядка принятия судебного решения по данному уголовному делу.
Поскольку ни одна из сторон не оспаривает достоверность собранных по делу доказательств вины подсудимых в совершении инкриминированного им преступления, суд также приходит к выводу о том, что обвинение по части 1 статьи 263 УК РФ как совершение нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта лицом, в силу выполняемой работы и занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 №377-Ф3), предъявлено Косякову А.Ю. и Михайловскому А.А. в ходе расследования обоснованно и правильно.
При назначении подсудимым вида и размера наказания, суд, в соответствии со ст. 60 УК РФ, учитывает их личность, характер и степень общественной опасности содеянного, наличие обстоятельств, смягчающих наказание, влияние назначенного наказания на исправление подсудимых и условия жизни их семей.
Переходя к характеристике личности подсудимых, суд учитывает, что
Косяков А.Ю. ранее не судимый, гражданин Российской Федерации, имеет постоянное место жительства в городе Москве, работает в должности генерального директора ООО «Орнель-Москва», по месту жительства, в том числе участковым уполномоченным милиции, и по месту работы характеризуется только положительно, по месту работы в ООО Авиакомпания «Авиастар-ТУ» в должности командира воздушного судна также характеризуется только положительно, на учетах в психоневрологическом и наркологическом диспансерах по месту жительства не состоит, в ходе предварительного следствия активно способствовал раскрытию и расследованию преступления, женатый, имеет супругу, находящуюся в состоянии беременности;
Михайловский А.А. ранее не судимый, гражданин Российской Федерации, имеет постоянное место жительства в городе Москве, работает вторым пилотом воздушного судна в ООО Авиационная компания «Авиастар-ТУ», по месту жительства и работы характеризуется только положительно, по прежнему месту работы в ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» в должности второго пилота самолета М-101Т за период с апреля 2006 года по март 2008 года также характеризуется только положительно, на учетах в психоневрологическом и наркологическом диспансерах по месту жительства не состоит, в браке не состоит, имеет малолетнего ребенка, в ходе предварительного следствия активно способствовал раскрытию и расследованию преступления.
В соответствии со ст. 61 УК РФ, суд учитывает в качестве обстоятельств, смягчающих наказание подсудимого Косякова А.Ю. - отсутствие судимости, положительные характеристики, полное признание вины в совершении инкриминированного ему преступления, раскаяние в содеянном, нахождение его супруги в состоянии беременности, а в соответствии с положениями ст. ст. 61 и 62 УК РФ также и активное способствование раскрытию и расследованию преступления.
В соответствии со ст. 61 УК РФ, суд учитывает в качестве обстоятельств, смягчающих наказание подсудимого Михайловского А.А. - отсутствие судимости, положительные характеристики, полное признание вины в совершении инкриминированного ему преступления, раскаяние в содеянном, наличие малолетнего ребенка, а в соответствии с положениями ст. ст. 61 и 62 УК РФ также и активное способствование раскрытию и расследованию преступления.
Обстоятельства, отягчающие наказание подсудимых, отсутствуют.
Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств совершенного подсудимыми преступления, а также отсутствием данных о примирении подсудимых со всеми потерпевшими по данному уголовному делу, суд не находит законных оснований для прекращения уголовного дела по основаниям ст. 76 УК РФ, то есть в связи с примирением сторон.
Гражданские иски по уголовному делу не заявлены.
В соответствии со ст. ст. 81, 82 УПК РФ, признанный по уголовному делу вещественным доказательством и хранящийся в камере хранения вещественных доказательств Московского следственного отдела на воздушном и водном транспорте оптический диск формата CD-R со звукозаписями кабинных переговоров членов экипажа и радиообмена экипажа с диспетчером управления воздушным движением за 22.03.2010 года, подлежит уничтожению как имущество, не истребованное сторонами.
Исходя из приведенного, личности виновных, конкретных обстоятельств и тяжести содеянного, учитывая влияние назначенного наказания на исправление подсудимых и условия жизни их семьей, всю совокупность смягчающих наказание обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости назначить Косякову Александру Юрьевичу и Михайловскому Алексею Анатольевичу наказание в виде условного лишения свободы, так как находит возможным их перевоспитание и исправление без изоляции от общества.
Учитывая, что инкриминированное подсудимым преступление совершено ими в ходе полета воздушного судна, что повышает общественную опасность содеянного, суд приходит к выводу о назначении Косякову Александру Юрьевичу и Михайловскому Алексею Анатольевичу дополнительного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению воздушным транспортом.
Учитывая, что подсудимыми не была нарушена избранная им мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, суд приходит к выводу об оставлении им этой меры пресечения без изменения до вступления приговора в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 316 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Косякова Александра Юрьевича и Михайловского Алексея Анатольевича признать виновными в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 263 УК РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 №377-Ф3), и назначить каждому из них наказание в виде лишения свободы на 1 (один) год с лишением права заниматься деятельностью по управлению воздушным транспортом на 1 год.
На основании ст. 73 УК РФ, назначенное Косякову Александру Юрьевичу и Михайловскому Алексею Анатольевичу наказание в виде лишения свободы считать условным, с установлением каждому из них испытательного срока на 2 года, в течение которого осужденные должны своим поведением доказать свое исправление. На период испытательного срока возложить на осужденных Косякова А.Ю. и Михайловского А.А. исполнение дополнительных обязанностей: ежемесячно являться на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства, не менять места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденных.
Меру пресечения Косякову А.Ю. и Михайловскому А.А. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставить без изменения до вступления приговора в законную силу, после чего отменить.
Вещественное доказательство по уголовному делу: хранящийся в камере хранения вещественных доказательств Московского следственного отдела на воздушном и водном транспорте оптический диск формата CD-R со звукозаписями кабинных переговоров членов экипажа и радиообмена экипажа с диспетчером управления воздушным движением за 22.03.2010 года уничтожить как имущество, не истребованное сторонами.
Гражданские иски по уголовному делу не заявлены, процессуальных издержек не имеется.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Московский областной суд через Домодедовский городской суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденными, содержащимися под стражей, - в тот же срок со дня вручения им копии приговора, с соблюдением требований ст. 317 УПК РФ. В случае подачи кассационной жалобы, осужденные вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий _________________________ Ильяшенко Е.Н.