РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2011 года г. Домодедово
Домодедовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи | О.Б. Рагулиной |
при секретаре | В.В. Малашенко |
с участием | |
помощника прокурора | С.С. Кузьменко |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-975/11 по иску Домодедовского городского прокурора, действующего в интересах Котловой Зинаиды Ивановны к МАУ «Комбинат благоустройства» о взыскании 36150 руб., третье лицо: Администрация городского округа Домодедово
УСТАНОВИЛ:
Домодедовская городская прокуратура обратилась с иском в интересах Котловой Зинаиды Ивановны к МАУ «Комбинат благоустройства» о признании действий ответчика по взысканию с Котловой З.И. за захоронение её супруга 40000 руб. незаконным и взыскании с ответчика в пользу Котловой З.И. 36150 руб.
В дальнейшем требования были уточнены (протокол от 25.04.11).
В окончательной редакции истец просил суд взыскать с МАУ «Комбинат благоустройства» в пользу Котловой З.И. 36150 руб..
Истец в обоснование требований указал, что ответчик в нарушение положений Конституции РФ, Федерального закона от 12.01.96 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Закона Московской области от 17.07.07 №115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области» за оказание услуг по захоронению с Котловой З.И. взыскал 40000 руб. так как её умерший супруг проживал не на территории Домодедовского района МО, тогда как для жителей Домодедовского района стоимость аналогичной услуги составляла 3850 руб.
В судебном заседании помощник Домодедовского городского прокурора Кузьменко С.С. и Котлова З.И. требования поддержали, пояснив, что подзахоронение умершего супруга Котловой З.И. производилось в родственное захоронение Котловой З.И.
Представитель МАУ «Комбинат благоустройства» Самарин Сергей Владимирович (доверенность – л.д.61) иск не признал, пояснив что тарифы на оказание услуг, связанных с захоронением граждан устанавливаются органами местного самоуправления, и на момент захоронение супруга истицы, стоимость таких услуг для граждан, на момент смерти не проживающих в Домодедовском районе, составляла 40000 руб. При этом в настоящее время стоимость таких услуг для всех граждан равна 3850 руб. Также представитель ответчика пояснил, что в стоимость услуг, оказанных истице, входит выезд работника ответчика на место захоронение с целью проверки возможности проведения захоронения, выдача паспорта захоронения.
Представитель Администрации городского округа Домодедово, привлеченной в качестве третьего лица, в суд не явился, пояснений ходатайств не направил.
Дело с согласия участников процесса рассмотрено в отсутствии не явившегося представителя третьего лица.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, считает требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ. прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Судом установлено, что Котлова З.И. является пенсионеркой, инвалидом 2 группы, ветераном труда, обратившейся за помощью в Домодедовскую городскую прокуратуру (л.д. - 8,9,12,16), в связи с чем подача иска прокурором в интересах Котловой З.И. соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ.
В силу ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Конституция РФ имеет прямое действие (ст. 15 Конституции РФ).
Статья 11 ГПК РФ обязывает суд в случае установления при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применить нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Правоотношения, возникающие в связи с погребением регулируются ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.96 № 8-ФЗ (далее Закон №8-ФЗ) и принятых на основании федерального закона, нормативных актов субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Статья 7 Закона №8-ФЗ гарантирует каждому человеку после его смерти погребение на территории РФ с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае его смерти в ином населенном пункте гарантируется в части содействия лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего и оплатить связанные с погребением расходы, в получении в установленные законодательством Российской Федерации сроки справки о смерти, разрешения на перевозку тела умершего, а также проездных документов. Указанное содействие обязаны оказывать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, а также иные юридические лица, оказывающие по роду своей деятельности необходимые для таких случаев услуги.
Согласно ст. 18 Закона №8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления (ст. 25 Закона №8-ФЗ).
Аналогичные гарантии содержатся в Законе Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области» от 17.07.07 №115/2007-ОЗ (далее Закон МО).
На основании Закона МО родственные захоронения - места захоронения, предоставляемые на безвозмездной основе на территории общественных, вероисповедальных кладбищ для погребения умершего таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же земельном участке умершего супруга или близкого родственника (ст. 1, 112 Закона МО).
Полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела, полномочия по оказанию услуг по погребению на территории городского округа Домодедово возложены на ответчика - Муниципальное автономное учреждение городского округа Домодедово «Комбинат благоустройства» Постановлением Главы Администрации городского округа Домодедово от 31.12.09 №4513 (л.д. 22-32).
Суд полагает, что к отношениям по оказанию названных услуг должны применяться в том числе и правила статьи 426 ГК РФ о публичном договоре, в частности п.2. названной статьи по которой цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Судом установлено, что ФИО2, будучи инвалидом второй группы, скончался ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11,13). На момент смерти ФИО2 был зарегистрирован и проживал в городе Москве. Его супруга Котлова Зинаида Ивановна (свидетельство о браке - л.д. 14), исполняя волю мужа, решила его похоронить в своем родственном захоронении на общественном - Лямцевском кладбище, где уже были захоронены родители Котловой З.И. (удостоверение захоронения - л.д.19,20).
За подзахоронение в родственное захоронение с Котловой З.И. ответчик получил 40000 руб. (квитанция – л.д. 21) в соответствии с тарифами, установленными действующим на тот период Постановлением руководителя Администрации городского округа Домодедово от 25.12.09 №4389, согласно которому захоронение и подзахоронение умерших граждан, зарегистрированных в Домодедовском районе составляло 3850 руб., а аналогичная услуга для граждан не зарегистрированных в районе – 40000 руб.(л.д. 33-34).
При этом во исполнение Протестов Заместителя Домодедовского городского прокурора (л.д. 42-46) в настоящее время в прейскурант были внесены изменения, устанавливающие равную оплату подзахоронения для граждан, независимо от их места регистрации.
Анализируя приведенные выше законодательные акты, суд приходит к выводу, что нормативный правовой акт - Постановление руководителя Администрации городского округа Домодедово от 25.12.09 №4389 в части устанавливающей различную стоимость услуг в области похоронного дела для граждан в зависимости от места их регистрации не соответствует требованиям Конституции РФ, Закона №8—ФЗ и Закону МО, имеющим большую юридическую силу и, следовательно, не может быть применен.
Взимание с Котловой З.И. платы в размере 40000 руб. основано на частично незаконном нормативном правовом акте местного органа самоуправления, что влечет необходимость восстановления прав Котловой З.И. путем возврата излишне взысканных с нее сумм в размере 36 150 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Домодедовского городского прокурора, действующего в интересах Котловой Зинаиды Ивановны удовлетворить.
Взыскать с Муниципального автономного учреждения городского округа Домодедово «Комбинат благоустройства» в пользу Котловой Зинаиды Ивановны 36150 (тридцать шесть тысяч сто пятьдесят) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Московский областной суд через Домодедовский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2011 года.
Председательствующий судья О.Б. Рагулина