Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ЗАОЧНОЕ
г. Домодедово 08 апреля 2011 г.
Домодедовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Скрипста А.А.,
при секретаре Ивановой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-691/11 по иску Домодедовского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Верихаус» о понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Домодедовский городской прокурор Московской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО»Верихаус» о понуждении к совершению определенных действий.
В обоснование своих требований указал, что городской прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «Верихаус» требований природоохранного и противопожарного законодательства.
Установлено, что ООО «Варихаус» приняло в субаренду у ООО «Дом Лэнд Логистикс» нежилое помещение общей площадью 1000 кв.м. по адресу: г. Домодедово, микрорайон Востряково, ул. Рябиновая д. 10. По указанному адресу ООО «Верихаус» с октября 2008 года фактически осуществляет деятельность по стеллажному и напольному хранению детских товаров. В результате осуществления деятельности образуется бытовой мусор (4 класс опасности). Договор на вывоз ТБО заключен с ООО «Эко-Транс». В связи с этим образующиеся в результате деятельности ООО «Вэрихаус» в 2009, 2010 г. отходы вывозились ООО «Эко-Транс», что подтверждается актами выполненных работ.
Для разгрузки и погрузки продукции используются 2 электрических штабелера, принадлежащих на праве собственности ООО «Вэрихаус». В связи с этим в результате зарядки аккумуляторов образуются пары серной кислоты. Кроме того, в процессе деятельности образуются отработанные аккумуляторы (2 класс опасности).
При этом, проект нормативов образования отходов производства и потребления, лимиты на их размещение, а также паспорта на отходы 1-4 класса опасности отсутствуют.
Проект предельно-допустимых выбросов и разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствуют.
Данное бездействие не соответствует действующему законодательству.
По данному факту городской прокуратурой 20.09.2010 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого ООО «Верихаус» привлечено к административной ответственности.
Прокурор, реализуя предоставленные ч. 1 ст.45 ГПК РФ полномочия, обратился в суд с иском, поскольку деятельностью ответчика нарушаются гарантированные государством требования в сфере охраны окружающей среды и пожарной безопасности, а также права неопределенного круга лиц, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», так как могут создать опасность загрязнения окружающей среды, нарушить экологические права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия от хозяйственной и иной деятельности и просит обязать ООО «Верихаус» до 01.03.2011 разработать проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать проект нормативов образования отходов производства и потребления, получить лимиты на размещение отходов производства и потребления, разработать и согласовать паспорта на отходы 1-4 класса опасности.
В судебном заседании представитель истца Жернакова Е.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Верихау» в судебное заседание не явился, извещался судом о дате и времени судебного заседания надлежащим образом.
С согласия представителя истца дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Исходя из норм ст. 8 ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 56 Закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» при нарушении предусмотренных главой 7 природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством РФ.
Исходя из материалов дела ООО «Вэрихаус» не разработан проект нормативов образования отходов производства и потребления, лимиты на их размещение, проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно ч. 1 и 3 ст. 22 Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 4 ст. 23 Закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статьей 24 Закона предусмотрено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4, 10, 11, 16 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 461, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами (далее соответственно - индивидуальные предприниматели, юридические лица), на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - уполномоченный орган), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
В случае принятия решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальные органы уполномоченного органа утверждают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.
При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду территориальными органами уполномоченного органа, которые выдают документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с п. 5 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703, хозяйствующие субъекты разрабатывают и оформляют ПНООЛР в соответствии с Приложением 2 к Методическим указаниям и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы Ростехнадзора в двух экземплярах на бумажном носителе, а также на магнитном носителе.
ООО «Вэрихаус» не разработаны и не утверждены паспорта на отходы 1-4 класса опасности.
Статьей 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности.
Пунктом 1 Инструкции по заполнении формы паспорта опасного отхода, утвержденную приказом МПР России от 02.12.2002 № 785, предусмотрено, что паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации.
По данным фактам прокуратурой 20 сентября 2010 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ. По результатам его рассмотрения ООО «Верихаус» привлечено к административной ответственности.
В связи с чем, требования Домодедовского городского прокурора в силу реализации предоставленных ч. 1 ст. 45 ГПК РФ полномочия по обращению в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в отношении ООО «Верихаус» законны и обоснованны.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 истец освобождается от уплаты государственной пошлины.
Поскольку ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины, она в соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ООО «Вэрихаус».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-194 ГПК РФ, 235 суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Домодедовского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ООО «Верихаус» в срок до 2011 года разработать проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать проект нормативов образования отходов производства и потребления, получить лимиты на размещение отходов производства и потребления, разработать и согласовать паспорта на отходы 1-4 класса опасности
Освободить истца от уплаты государственной пошлины при подачи искового заявления, взыскав государственную пошлину в размере 400рублей в доход бюджета с ООО «Вэрихаус»
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в 10- дневный срок путем подачи кассационной жалобы через Домодедовский городской суд.
ООО «Верихаус», не присутствовавшее в судебном заседании, вправе обратиться в Домодедовский городской суд, вынесший заочное решение, с заявлением о пересмотре заочного решения в течение 7 дней с момента получения им копии решения суда.
Председательствующий: