РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Домодедовский городской суд Московской области
в составе:
председательствующего Титовой Е.Н.
с участием адвоката Буянского Н.А.
при секретаре Безгиной А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-248/11 по иску Тарасова Алексея Ивановича к Трухиной Валентине Михайловне о признании недействительным договора дарения, прекращении право собственности, восстановлении в правах собственности,
УСТАНОВИЛ:
В Домодедовский городской суд Московской области обратился Тарасов Алексей Иванович с иском к Трухиной Валентине Михайловне о признании недействительным договора дарения земельного участка с долей жилого дома, заключенного между Тарасовым Алексеем Ивановичем и Трухиной Валентиной Михайловной 12.04.2010 г., о прекращении право собственности ответчицы на подаренное имущество, о восстановлении истца в правах собственности на это имущество.
В обосновании заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежал земельный участок площадью 600 кв.м. и расположенная на нем ? доля жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>. 21 октября 2010 г. при сборе документов для нотариуса, из выписки из ЕГРП ему стало известно, что указанное имущество принадлежит ответчице, а ему уже не принадлежит. Поскольку никакого договора дарения он не заключал, намерений отчуждать свое имущество не имел, обратился в суд с данным иском о признании договора дарения недействительным.
Представитель истца по доверенности Шаповалова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что истец 15.08.1919 года рождения, ему 91 год. Весной 2010 года к истцу обратилась Трухина В.М., которая является его крестницей, с просьбой расписаться в каких-то документах, ни о каком договоре дарения разговора не было. В последствие, когда Тарасову А.И. было необходимо собрать документы для нотариуса, он запросил в Домодедовском отделе УФРС выписку из ЕГРП на принадлежащие ему ? долю дома и земельный участок площадью 600 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. 21 октября 2010 года, при получении выписки из ЕГРП, Тарасову А.И. стало известно, что указанное имущество принадлежит ответчице Трухиной В.М. Тарасов А.И. по- прежнему пользуется домом. До того, как он обратился в Домодедовский отдел УФРС за выпиской из ЕГРП, ему не было известно, что он подарил свой дом, и земельный участок Трухиной В.М. Тарасов А.И. не имел намерения заключать договор дарения, или иным образом отчуждать своё имущество у него не было. Он собирался проживать в своём доме с женщиной, с которой проживает совместно, лично пользоваться своим земельным участком. Подпись Тарасова А.И. в договоре дарения не оспаривается, но поставлена она была под влиянием заблуждения.
Истец просит суд признать договор дарения земельного участка с долей жилого дома, заключенного между им и Трухиной В.М. 12.04.2010г. недействительным; прекратить право собственности Трухиной В.М. на ? долю жилого дома и земельного участка площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 50:28:009 04 09: 0132, расположенных по адресу: <адрес> <адрес> восстановить его право собственности на указанное имущество.
Представитель по доверенности ответчика Трухин С.П. против удовлетворения исковых требований возражал. В судебном заседании он пояснил, что его жена - Трухина В.М., племянница и крестница Тарасова А.И. Он и его жена Трухина В.М. всегда были опорой для истца и его умершей жены, так как Трухины всегда и во всём им помогали. Детей у Тарасова нет. В 1993 года Тарасов А.И. составил завещание и передал Трухиной В.М. Завещание никем не было удостоверено. В конце 90-х годов Тарасов А.И. узнал, что завещание недействительно, так как неправильно оформлено, и предложил оформить его в Лобановском сельском Совете. В 2004 году завещание было оформлено в Лобановском сельсовете. В 2008г. Тарасов А.И. заявил, что теперь завещания оформляются в нотариальной форме, на специальном бланке, что и было им сделано. Позже Тарасов А.И. предложил вместо завещания заключить договор дарения. И до оформления завещания и после этого, отношения между семьями были теплые и дружеские. Трухины оплачивали коммунальные услуги, покупали продукты. В мае 2009 года Трухина В.М. сломала ногу (сложный перелом). На Трухина С.П. легли все заботы по уходу за Тарасовыми.
Поскольку, подарить ? долю дома и земельный участок мог только с согласия жены, а она была пожилой, то для составления согласия на заключения договора дарения нотариус был вызван на дом. Тарасов А.И. присутствовал при составлении согласия на отчуждение имущества составленного Тарасовой Т.В., очевидно, что заключить договор дарения доли жилого дома и земельного участка хотели оба супруга, и они оба прекрасно понимали о какой сделке идёт речь. 09 мая 2010 года умерла Тарасова Т.В. все расходы, связанные с погребением Тарасовой Т.В., несла семья Трухиных. Через определённо время Тарасов А.И. стал говорить, о том, что ему трудно жить; в доме нужна хозяйка. Он стал искать женщину. Сначала это была женщина из соседней деревни, но она прожила только неделю, поскольку Тарасов А.И. требовал, чтобы она находилась постоянно в доме. В августе 2010 года ему привезли женщину из г. Москвы. После того как она появилась, в отношениях между Тарасовым и Трухиными появился холодок. Оказалось, что женщина начала проявлять активность, выяснять, где участок и земля Тарасова А.И. Трухин решил поговорить с ней, поблагодарить за уход за Тарасовым, но с её стороны начались нападки, она сказала, что заинтересована в доле дома и земельном участке. Тогда Трухин впервые узнал о заявленном иске.
04 ноября 2010 года позвонил Тарасов А.И., он был встревожен. Оказалось, что в дом, где он проживает, ворвался человек, избил его. Отобрал имущество. Трухин вызвал милицию, нападавший был розыскан. В настоящее время он осужден. Трухин С.П. посещал Тарасова А.И. в больнице. После того, как Тарасов А.И. выписался из больницы, он вновь встретился с женщиной, с которой он проживает, и она вновь заявила, что ей нужна доля в доме и земельный участок.
Суд, выслушав представителей сторон, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования Тарасова А.И. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 05.09.1980 г, выданного нотариусом Домодедовской ГНК Московской области Волковой Е.Н. 05.09.1980 г., реестровый номер 6084, и договора дарения земельного участка с долей жилого дома, от 12.04.2010 г., Трухиной Валентине Михайловне на праве собственности принадлежит 2/3 доли домовладения по адресу: <адрес> <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.05.2010 г.
Тарасова Т.В. 07.04.2010 г. дала согласие своему супругу Тарасову А.И. подарить на его условиях и по его усмотрению Трухиной В.М. нажитое ими в браке имущество, состоящее из земельного участка и ? доли жилого дома, по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, которое было удостоверено нотариусом Голенцовым С.М.
На основании договора дарения земельного участка с долей жилого дома от 12.04.2010 г., Тарасов А.И. подарил Трухиной В.М. принадлежащий ему земельный участок площадью 600 кв.м. КН 50:28:009 04 09:0132 и ? долю жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, а Трухина В.М. приняла указанное имущество в дар от Тарасова А.И. Договор дарения соответствует требованиям, предъявляемым ст. 572, 574 ГК РФ, в том числе прошел государственную регистрацию, в соответствии с п. 3 ст. 574 ГК РФ.
По ходатайству представителя истца к материалам приобщено освидетельствование истца врачом Домодедовского психоневрологического диспансера, согласно которому Тарасов А.И. ориентирован правильно, назвал фамилию, имя отчество, возраст, адрес, месяц, год. Беседует охотно. Память незначительно снижена на текущие события. Психических расстройств не выявляет. Данных за психическое расстройство нет. Таким образом, из данного документа не следует нахождение истца в момент совершения оспариваемой сделки под влиянием заблуждения.
Представленная справка об инвалидности истца и копия удостоверения участника ВОВ, также не являются доказательством требований истца.
По ходатайству истца были допрошены свидетели Горяченкова О.И., Савельева Е.Ф. Лизунова Е.Ф. Рожкова В.А., из показаний которых не следует нахождение Тарасова А.И. под влиянием заблуждения при заключении оспариваемой сделки.
Так, свидетель Горячева О.И. в судебном заседании пояснила, что Тарасов А.И. является её братом, отношения нормальные, Трухина В.М. является дочерью. Ей известно, что была завершена сделка, при заключении сделки не присутствовала, известно, что Тарасов А.И. очень переживает, говорит, что не заключал никаких договоров. Об отношениях Трухиной В.М. и Тарасова А.И. ей ничего не известно.
Из показаний свидетеля Савельевой Е.Ф. следует, что с Тарасовым А.И. отношения нормальные, знает Тарасова с августа прошлого года, проживает с ним в доме так же пол года. Хотели заключить с Тарасовым А.И. брак, но брак так и не был зарегистрирован, в виду того, что узнали, что у него нет ни дома не земли, и смысла жениться в таком случае нет. Тарасовым А.И. было составлено завещание на Савельеву в 2010г. С Тарасовым А.И. жить не может, очень тяжёлый человек.
Свидетель Лизунова Е.Ф., в судебном заседании показала, что с Тарасовым А.И. знакомы давно, сейчас общаются, Тарасов говорил, что продал 15 соток земли, а часть дома и земельный участок продавать не собирается.
Свидетель Рожкова В.А. в судебном заседании показала, что является племянницей Тарасова, живут в одной деревне, неоднократно приходила в гости к Тарасовым, и умершая Таисия Васильевна ей говорила, что когда она умрёт доли в доме перейдут только Трухиным. После этого туда приезжал нотариус.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований.
Оценивая доводы истца о совершении им договора дарения от 12.04.2010 г. под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, в совокупности исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что объективных доказательств, подтверждающий данный довод, стороной истца не представлено.
Таким образом, основания для признания недействительным договора дарения земельного участка с долей жилого дома, заключенного между Тарасовым А.И. и Трухиной В.М. 21.04.2010 г. и применения ч. 2 ст. 167 ГК РФ отсутствуют.
Следовательно, нет оснований для прекращения права собственности Трухиной В.М. на земельный участок и ? долю жилого дома, перешедшие к ней по договору дарения от 21.04.2010 г. и восстановления права собственности Тарасова А.И. на указанное имущество.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Тарасову Алексею Ивановичу к Трухиной Валентина Михайловне о признании недействительным договор дарения земельного участка с долей жилого дома, заключенный 12 апреля 2010г., зарегистрированный 06 мая 2010года, о прекращении право собственности Трухиной Валентины Михайловны на ? долю жилого дома и 600 кв.м земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> <адрес>; в восстановлении право собственности на указанное имущество Тарасова Алексея Ивановича ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Домодедовский городской суд Московской области в течение 10-ти дней с момента его принятия.
Судья Титова Е.Н.