Дело № 2-86/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Домбаровский 27 января 2011 года Домбаровский районный Оренбургской области в составе: председательствующего судьи В.А. ПОЛТЕВОЙ с участием помощника прокурора Домбаровского района Е.С. ЛУЖНОВА рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Домбаровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО Домбаровский район, выразившегося в необеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, об обязании администрации МО Домбаровский район обеспечить доступ к информации о деятельности администрации МО Домбаровский район, УСТАНОВИЛ: Прокурор Домбаровского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия о признании незаконным бездействия администрации МО Домбаровский район, выразившегося в необеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, об обязании администрации МО Домбаровский район обеспечить доступ к информации о деятельности администрации МО Домбаровский район путем определения структурного подразделения или уполномоченного должностного лица, ответственного за информационное обеспечение деятельности администрации района, определить состав и перечень информации о деятельности администрации района, подлежащей размещению в сети Интернет, определить периодичность размещения данной информации в сети Интернет и сроки ее обновления, разместить в сети Интернет информацию о деятельности администрации района, установленную утвержденным перечнем. В судебном заседании помощник прокурора Домбаровского района Лужнов Е.С. заявленные исковые требования поддержал и пояснил, что прокуратурой района при осуществлении надзора за исполнением Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" установлено, что администрацией муниципального образования Домбаровский район не исполняются требования указанного Федерального закона и антикоррупционного законодательства, а именно, установлено, что в администрации МО Домбаровский район в нарушение ст.ст. 4, 6, 9, 13 указанного ФЗ № 8 от 09.02.2009 года, и ст. 3, 7 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» не определено структурное подразделение или уполномоченное должностное лицо ответственное за информационное обеспечение деятельности администрации района, не определен состав информации, не утвержден перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, не определена периодичность размещения данной информации в сети Интернет и сроки ее обновления. Во многих разделах официального сайта администрации МО Домбаровский район <данные изъяты> размещена информация, которая в настоящее время не является достоверной, указаны государственные служащие и состав Совета депутатов, срок полномочий которых истек, в других разделах размещена информация за 2007- 2009 годы, не размещена информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления (муниципальные правовые акты, проекты правовых актов; формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению; порядок обжалования муниципальных правовых актов), отсутствует информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах; информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в полном объеме не размещена информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, отсутствует статистическая информация о деятельности органа местного самоуправления, администрацией района не обеспечено размещение в сети Интернет информации о кадровом обеспечении органа местного самоуправления (порядок поступления граждан на муниципальную службу; сведения о вакантных должностях муниципальной службы; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы), также в полном объеме не обеспечено размещение информации о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления. Считает, что указанное бездействие администрации муниципального образования Домбаровский район существенным образом ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц, граждан проживающих на территории муниципального образования, на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также нарушает требования Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ и антикоррупционного законодательства. Просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме, признать незаконным бездействие администрации МО Домбаровский район, выразившееся в необеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, обязать администрацию МО Домбаровский район в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда обеспечить доступ к информации о деятельности администрации МО Домбаровский район путем определения структурного подразделения или уполномоченного должностного лица, ответственного за информационное обеспечение деятельности администрации района, определения состава и перечня информации о деятельности администрации района, подлежащей размещению в сети Интернет, определения периодичности размещения данной информации в сети Интернет и сроков ее обновления, размещения в сети Интернет информации о деятельности администрации района, установленной утвержденным перечнем. Представитель администрации МО Домбаровский район в судебное заседание не явился, о дне и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, возражений относительно заявленных исковых требований не представил. Судом исследованы материалы дела. Справка по итогам проведения проверки по исполнению администрации МО Домбаровский район Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которой проверкой установлен факт неисполнения администрацией МО Домбаровский район требований указанного Федерального закона о порядке размещения информации на официальном сайте в сети Интернет. Распечатка официального сайта администрации МО Домбаровский район <данные изъяты><данные изъяты> согласно которой информация, размещенная на указанном сайте, в настоящее время не отвечает действительности, является недостоверной и неполной. Суд, заслушав помощника прокурора и изучив материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности органов местного самоуправления - это информация, созданная в пределах своих полномочий органами местного самоуправления или организациями, подведомственными организациями, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности органов местного самоуправления относятся муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности; пользователь информацией - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 2 указанного ФЗ № 8 от 09.02.2009 года действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Таким образом, указанным ФЗ реализуются положения Федеральной Целевой Программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" (утвержденной Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 28 января 2002 года N 65), целями которой является создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей. Интернет является средством массовой коммуникации, он открыт любому пользователю, имеющему доступ к нему, вне зависимости от каких бы то ни было условий. Задачами указанной программы являются переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти; развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; обеспечение решения задач государственного управления сиспользованием элементов электронного правительства; развитие инфраструктуры электронного правительства. Так, размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет означает обязанность государственных органов и органов местного самоуправления создавать официальные интернет-сайты органов для размещения на них официальной информации о своей деятельности. Статьей 4 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ установлены основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, в том числе: 1) открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления; 2) достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; 3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом. В соответствии со ст. 6 указанного закона доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления обеспечивается, в том числе, путем размещения органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет. Требования к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления детализируются в ст. 9 указанного Федерального закона, согласно которой органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: 1) достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 2) соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 3) изъятие из предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления сведений, относящихся к информации ограниченного доступа; 4) создание государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией. Согласно ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети Интернет, в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит: 1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе: а) наименование и структуру государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления; б) сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; в) перечень территориальных органов и представительств государственного органа за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб указанных органов и представительств; г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций; д) сведения о руководителях государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них); е) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций; ж) сведения о средствах массовой информации, учрежденных государственным органом, органом местного самоуправления (при наличии); 2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе: а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; в) информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг; д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов; 3) информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления; 4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; 5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях; 6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления; 7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе: а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления; б) сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; 8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе: а) порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу; б) сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы; г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы; д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления; е) перечень образовательных учреждений, подведомственных государственному органу, органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях; 9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе: а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах. 2. Государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в ч. 1 настоящей статьи и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети Интернет иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона. 3. Состав информации, размещаемой государственными органами, органами местного самоуправления в сети Интернет, определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона. В соответствии с ч. 7-8 ст. 14 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ, перечень информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления, определяются периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ В соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона одним из основных направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления. В судебном заседании установлено, что администрация МО Домбаровский район в соответствии со ст.ст. 4, 6, 9, 13 ФЗ № 8 от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» обязана обеспечить доступ к информации о деятельности органа местного самоуправления путем размещения информации о деятельности органов местного самоуправления на официальном сайте, однако, несмотря на требования вышеуказанного федерального законодательства, указанные полномочия не осуществляет. Так, в судебном заседании было установлено, что на официальном сайте администрации МО Домбаровский район размещенная информация в настоящее время не отвечает действительности, является недостоверной и неполной. Сведения, изложенные в разделах «Отдел архитектуры и строительства», «Управление социальной защиты населения», «Районный штаб по предупреждению заболеваемости», «Общество», «Нацпроекты», «Наркоконтроль» датированы периодом с 2006 по 2009 годы, в списке раздела «Администрация» имеются данные о лицах, которые в настоящее время не являются муниципальными служащими, а именно: Ю.Н.В., З.К.У., К.А.И., С.А.В. В подразделе «Список сотрудников администрации района» имеется устаревшая и, как следствие, в настоящее время недостоверная информация, а именно указано что должности заместителей главы администрации замещают Б.Б.К., Ю.Н.В. Также в сети Интернет не размещена информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления (муниципальные правовые акты, проекты правовых актов; формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению; порядок обжалования муниципальных правовых актов), отсутствует информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах; информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не размещена информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, отсутствует статистическая информация о деятельности органа местного самоуправления, не обеспечено размещение в сети Интернет информации о кадровом обеспечении органа местного самоуправления (порядок поступления граждан на муниципальную службу; сведения о вакантных должностях муниципальной службы; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы). Также не определено структурное подразделение или уполномоченное должностное лицо, ответственное за информационное обеспечение деятельности администрации района. Не определен состав информации, не утвержден перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет. Не определена периодичность размещения данной информации в сети Интернет и сроки ее обновления. В связи с изложенными обстоятельствами, руководствуясь вышеназванными нормами законодательства, суд считает, что требования прокурора Домбаровского района о признании незаконным бездействия администрации МО Домбаровский район по факту необеспечения доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, об обязании администрации МО Домбаровский район устранить допущенные нарушения путем определения структурного подразделения или уполномоченного должностного лица, ответственного за информационное обеспечение деятельности администрации района, определения состава и перечня информации о деятельности администрации района, подлежащей размещению в сети Интернет, определения периодичности размещения данной информации в сети Интернет и сроков ее обновления, размещения в сети Интернет информации о деятельности администрации района, установленной утвержденным перечнем законны обоснованны и подлежат удовлетворению. Разрешая вопрос о сроке, в течение которого администрация МО Домбаровский район обязана устранить допущенные нарушения, суд, с учетом требований разумности, считает, что необходимо установить срок до ДД.ММ.ГГГГ года, что позволит администрации МО Домбровский район устранить указанные нарушения путем проведения необходимых мероприятий. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Домбаровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО Домбаровский район по факту необеспечения доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, об обязании администрации МО Домбаровский район обеспечить доступ к информации о деятельности администрации МО Домбаровский район удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО Домбаровский район, выразившееся в необеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления. Обязать администрацию МО Домбаровский район устранить допущенные нарушения путем определения структурного подразделения или уполномоченного должностного лица, ответственного за информационное обеспечение деятельности администрации района, определения состава и перечня информации о деятельности администрации района, подлежащей размещению в сети Интернет, определения периодичности размещения данной информации в сети Интернет и сроков ее обновления, размещения в сети Интернет информации о деятельности администрации района, установленной утвержденным перечнем, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Оренбургский облсуд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. СУДЬЯ: подпись
«О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.