Дело № 2-80/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Домбаровский 26 января 2011 года Домбаровский районный Оренбургской области в составе: председательствующего судьи В.А. ПОЛТЕВОЙ с участием помощника прокурора Домбаровского района Е.С. ЛУЖНОВА при секретаре Т.А. ЕЛЕЦКОЙ представителя администрации МО Полевой сельсовет Р.С. АБДУШЕВОЙ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Домбаровского района в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы администрации МО Полевой сельсовет Косумова П.С., выразившегося в отсутствии организации и проведения в учреждении аттестации рабочих мест по условиям труда, и об обязании главы администрации МО Полевой сельсовет Косумова П.С. проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, УСТАНОВИЛ: Прокурор Домбаровского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия главы администрации МО Полевой сельсовет Косумова П.С., выразившегося в отсутствии организации и проведения в учреждении аттестации рабочих мест по условиям труда, и об обязании главы администрации МО Полевой сельсовет Косумова П.С. проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Помощник прокурора Домбаровского района Лужнов Е.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал и пояснил, что проведенной прокуратурой проверкой по вопросам исполнения законодательства в сфере охраны и безопасных условий труда граждан установлено, что глава администрации МО Полевой сельсовет Косумова П.С. в нарушение требований ст.ст. 21, 22, 212, 219 Трудового кодекса РФ, Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 14.03.1997 г. № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда», являясь представителем работодателя, не проводил аттестацию рабочих мест по условиям труда. В результате чего были созданы препятствия в реализации гарантированных ст. 37. п. 3 Конституции РФ прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Просит признать незаконным бездействие главы администрации МО Полевой сельсовет Косумова П.С., выразившееся в отсутствии организации и проведения в учреждении аттестации рабочих мест по условиям труда, и обязать главы администрации МО Полевой сельсовет Косумова П.С. провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель администрации МО Полевой сельсовет Абдушева Р.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что в настоящее время ими подана заявка на проведение аттестации рабочих мест, поэтому до ДД.ММ.ГГГГ все указанные нарушения будут ими устранены. Судом исследованы материалы дела, а именно: Информация администрации МО Полевой сельсовет Домбаровского района от ДД.ММ.ГГГГ о количественном составе работников администрации Полевого сельсовета, из которой следует, что в данном учреждении работает 6 человек муниципальных служащих и 5 человек техперсонала и других работников. Аттестация рабочих мест по условиям труда с 2006 года и по настоящее время не проводилась. Устав МО Полевой сельсовет, согласно гл. 4 ст. 35 п. 2 которого нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет его представитель (работодатель) – глава муниципального образования. Согласно гл. 4 ст. 36 п. 1 пп.1 Устава МО Полевой сельсовет муниципальный служащий администрации МО Полевой сельсовет имеет право на обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Решение Совета депутатов МО Полевой сельсовет Домбаровского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому главой вновь образованного МО сельское поселение Полевой сельсовет Домбаровского района Оренбургской области избран Косумов П.С. Заявка-перечень директору ГОУ «Учебный центр МТ и ЗН» Оренбургской области от 18.01.2011 года на проведение аттестации рабочих мест в МО Полевой сельсовет Домбаровского района Оренбургской области. Суд, заслушав помощника прокурора Домбаровского района Лужнова Е.С., представителя администрации МО Полевой сельсовет Абдушеву Р.С. и изучив материалы дела, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что главой администрации МО Полевой сельсовет Косумовым П.С. не соблюдены требования действующего законодательства об охране труда, а именно нарушения, выразившиеся в отсутствии организации и проведения в учреждении аттестации рабочих мест по условиям труда. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены… Согласно ст. 21 Трудового Кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; Согласно ст. 22 Трудового Кодекса РФ к основным обязанностям работодателя относится соблюдение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным требованиям охраны труда. Согласно ст. 212 Трудового Кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Согласно ст. 217 ч. 3 Трудового кодекса РФ при отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Согласно ст. 219 Трудового Кодекса РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, получение достоверной информации от работодателя об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 года № 569 «О утверждении порядка аттестации рабочих мест по условиям труда» утвержден «Порядок проведения аттестации рабочих мест», согласно которому аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характер труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Согласно пункту 2 указанного Порядка установлено, что аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Согласно пункту 5 указанного Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. В соответствии с п. 9 названного Порядка для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав, и при необходимости состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно п. 45 указанного Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего: 1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости); 2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда; 3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией (в случае ее привлечения); 4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда; 5) ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда; 6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации; 7) протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда; 8) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре. В соответствии со ст. 150 ГК жизнь и здоровье личности, другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, подлежат защите в судебном порядке. В судебном заседании установлено, что прокурором Домбаровского района была проведена проверка соблюдения и исполнения законодательства об охране труда администрацией муниципального образования Полевой сельсовет Домбаровского района. В ходе прокурорской проверки установлено, что главой администрации МО Полевой сельсовет Косумовым П.С. не соблюдается трудовое законодательство, а также иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, а именно в данном учреждении не проведена аттестация рабочих мест. В связи с изложенными обстоятельствами суд считает, что требования прокурора о признании незаконным бездействия главы администрации МО Полевой сельсовет Косумова П.С., выразившегося в отсутствии организации и проведения в учреждении аттестации рабочих мест по условиям труда, и об обязании главы МО Полевой сельсовет проведения аттестации рабочих мест по условиям труда законны обоснованны и подлежат удовлетворению. Разрешая вопрос о сроке, в течение которого глава МО Полевой сельсовет обязан устранить допущенные нарушения, суд, с учетом мнения сторон и требований разумности, считает, что необходимо установить срок до ДД.ММ.ГГГГ, что позволит главе администрации МО Полевой сельсовет Косумову П.С. устранить указанные нарушения путем проведения необходимых мероприятий. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 21, 22, 212, 219 ТК РФ, ст. ст. 12,150, ГК РФ, ст.ст. 45, ст. 206, ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Домбаровского района в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы администрации МО Полевой сельсовет Косумова П.С., выразившегося в отсутствии организации и проведения в учреждении аттестации рабочих мест по условиям труда, и об обязании главы администрации МО Полевой сельсовет Косумова П.С. проведения аттестации рабочих мест по условиям труда удовлетворить. Признать бездействие главы администрации МО Полевой сельсовет Косумова П.С., выразившегося в отсутствии организации и проведения в учреждении аттестации рабочих мест по условиям труда, незаконным. Обязать главу администрации МО Полевой сельсовет Косумова П.С. до ДД.ММ.ГГГГ провести в учреждении аттестацию рабочих мест по условиям труда. Решение может быть обжаловано в Оренбургский облсуд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. СУДЬЯ: