РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Домбаровский 14 февраля 2011 года Домбаровский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи В.А. ПОЛТЕВОЙ при секретаре ЕЛЕЦКОЙ Т.А. с участием истца помощника прокурора Домбаровского района ЛУЖНОВА Е.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Домбаровского района в защиту неопределенного круга лиц к МУЗ «Домбаровская ЦРБ» об обязании МУЗ «Домбаровская ЦРБ» оборудовать автомобили скорой медицинской помощи класса «В» в соответствии с требованиями ГОСТ 52567-2006 противотуманными фарами, предпусковым подогревателем, звуковыми сигналами, системой кондиционирования салона, автономным отопителем, УСТАНОВИЛ: Прокурор Домбаровского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к МУЗ «Домбаровская ЦРБ» с требованиями об обязании МУЗ «Домбаровская ЦРБ» оборудовать автомобили скорой медицинской помощи класса «В» в соответствии с требованиями ГОСТ 52567-2006 противотуманными фарами, предпусковым подогревателем, звуковыми сигналами, системой кондиционирования салона, автономным отопителем в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Помощник прокурора Домбаровского района Лужнов Е.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал и пояснил, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в МУЗ «Домбаровская ЦРБ», в ходе которой было установлено, что ответчиком в рамках указанного нацпроекта в 2006 году получен автомобиль скорой медицинской помощи класса «В», который в нарушение требований п.п. 6.1.1.9, 6.1.3.2, 6.1.5.4 ГОСТ 52567-2006 «Автомобили скорой медицинской помощи» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 201 от 18.09.2006 года) не оборудован противотуманными фарами, предпусковым подогревателем, звуковыми сигналами, системой кондиционирования салона, автономным отопителем. Указанные нарушения являются препятствием для реализации гражданами права на получение своевременной скорой медицинской помощи, поскольку согласно ст. 3 ФЗ № 184 от 27.12.2002 года «О техническом регулировании» целью принятия технических регламентов является защита жизни и здоровья граждан. Просит суд обязать МУЗ «Домбаровская ЦРБ» оборудовать автомобили скорой медицинской помощи класса «В» в соответствии с требованиями ГОСТ 52567-2006 противотуманными фарами, предпусковым подогревателем, звуковыми сигналами, системой кондиционирования салона, автономным отопителем в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Представитель ответчика МУЗ «Домбаровская ЦРБ» Дусалинова З.К. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. В своем заявлении просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные прокурором исковые требования признает в полном объеме. В судебное заседание представила документы, подтверждающие, что для устранения части выявленных нарушений ими произведена закупка необходимого оборудования, остальное оборудование будет закуплено по мере оплаты составленной сметы расходов. Судом исследованы материалы дела, а именно: Товарная накладная № от ДД.ММ.ГГГГ, товарно-транспортная накладная № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым МУЗ «Домбаровская ЦРБ» Домбаровского района Оренбургской области получила от ООО «Торговый дом «Русские машины» по национальному проекту «Здоровье» один автомобиль №, белого цвета. Акт приема-передачи транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому поставщик ОАО «ГАЗ» поставил МУЗ «Домбаровская центральная районная больница» санитарный автотранспорт автомобиль № (доработан), по накладной поставщика № от ДД.ММ.ГГГГ. Объяснение заведующего отделения скорой медицинской помощи МУЗ «Домбаровская ЦРБ» А.А.И. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в службе скорой помощи имеется два автомобиля, класса «А» и класса «В». В автомобиле класса «В» отсутствует: оборудование противотуманными фарами, тормозная система не снабжена антиблокировочной системой, оборудование предпусковым подогревом, неисправны звуковые сигналы (сирена), в автомобиле класса «А» отсутствует: оборудование противотуманными фарами, тормозная система не снабжена антиблокировочной системой, оборудование предпусковым подогревом. Устав Муниципального учреждения здравоохранения «Домбаровская центральная районная больница», согласно п.п. 1.2, 1.3. которого учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении имущество, отраженное на его самостоятельном балансе. Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с ГК РФ, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения РФ и Уставом. Согласно п. 5 Устава учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, выступает истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции в соответствии с законодательством РФ. Согласно п. 6 Устава к вопросам деятельности учреждения относится оказание квалифицированной медицинской и лекарственной помощи жителям района; при осуществлении основной медицинской деятельности учреждение оказывает первичную медико-санитарную помощь. Согласно п. 13 Устава учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления муниципальным имуществом в соответствии с законодательством РФ и настоящим Уставом. Согласно п. 15 Устава при осуществлении права оперативного управления имуществом учреждение обязано не допускать ухудшения технического состояния имущества, осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества. Суд, заслушав истца помощника прокурора Домбаровского района Лужнова Е.С. и изучив материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Согласно п. 5.2.12 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития (утв. Постановлением Правительства РФ № 321 от 30.06.2004 года) Министерство здравоохранения и социального развития самостоятельно принимает нормативно-правовые акты, регулирующие порядок оказания скорой медицинской помощи. Согласно п. 2 «Порядка оказания скорой медицинской помощи» (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития № 179 от 01.11.2004 года) скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками. Согласно п.п. 19, 20 указанного Порядка в населенных пунктах с численностью жителей до 50 тысяч в составе городских, центральных районных и других больниц, могут организовываться отделения скорой медицинской помощи, являющиеся структурными подразделениями указанных лечебно-профилактических учреждений. Основной функциональной единицей станции (подстанции), отделения скорой медицинской помощи является выездная бригада скорой медицинской помощи в том числе фельдшерская, врачебная, педиатрическая, интенсивной терапии и другие специализированные бригады. Согласно п. 1 «Требований к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан» (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2007 № 548) к числу таких средств относятся транспортные средства скорой медицинской помощи, которые должны иметь нанесенные на наружную поверхность специальные цветовые схемы, а также устройства для подачи специальных и звуковых сигналов, оборудование, необходимое для выполнения задач, возложенных на оперативные службы. В соответствии с Федеральным законом от 27.12.002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные, в том числе, с применением мер оказанию медицинской помощи (за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе лекарственным средствам, медицинской технике, пищевой продукции) (ст. 1). Согласно ст. 2 указанного Закона стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Согласно ст. 11 указанного Закона целями стандартизации является повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений. Согласно ч. 2 ст. 15 названного ФЗ национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области. Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Согласно п. 6.1.1.4 установленного стандарта, предусмотренного ГОСТом Р 52567-2006 «Автомобили скорой медицинской помощи» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.09.2006 № 201-ст.), тормозная система автомобиля должна быть снабжена антиблокировочной системой и соответствовать требованиям ГОСТР 4113. В соответствии с п. 6.1.1.9 ГОСТ Р 25267-2006 автомобили скорой медицинской помощи должны быть оборудованы противотуманными фарами; В соответствии с п. 6.1.3.2 указанного стандарта для облегчения пуска двигателя при отрицательных температурах автомобили скорой медицинской помощи должны быть оборудованы предпусковым подогревателем. Согласно п. 6.1.3.4. указанного ГОСТа кабина автомобилей скорой помощи должна быть оборудована пультом управления с подачей специальных световых и звуковых сигналов. Согласно п. 6.1.5.4 ГОСТ Р 25267-2006 медицинские салоны автомобилей скорой помощи класса В и С должны быть оборудованы системой кондиционирования, обеспечивающей снижение температуры воздуха в центре салона на расстоянии 1 метра от пола на 10 градусов Цельсия по отношении к температуре окружающей среды, а также должны быть оборудованы автономным отопителем, работающим независимо от системы отопления. В судебном заседании установлено, что МУЗ «Домбаровская ЦРБ» в 2006 году в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» получен автомобиль скорой медицинской помощи класса «В», который в нарушение требований п.п. 6.1.1.9, 6.1.3.2, 6.1.5.4 ГОСТ 52567-2006 «Автомобили скорой медицинской помощи» не оборудован противотуманными фарами, предпусковым подогревателем, звуковыми сигналами, системой кондиционирования салона, автономным отопителем. Результатом допущенных нарушений является создание препятствий в реализации гражданами права на получение своевременной скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), поскольку отсутствие в автомобиле скорой медицинской помощи предпускового подогревателя, звуковых сигналов, системы кондиционирования салона, автономного отопителя в случае работы в условиях отрицательных температур либо определенных погодных условий может затруднить оказание первичной скорой медицинской помощи больным или повлечь невозможность ее получения. В связи с изложенными обстоятельствами, руководствуясь вышеназванными нормами законодательства, суд считает, что требования прокурора Домбаровского района к МУЗ «Домбаровская ЦРБ» об обязании МУЗ «Домбаровская ЦРБ» оборудовать автомобиль скорой медицинской помощи класса «В» в соответствии с требованиями ГОСТ 52567-2006 противотуманными фарами, предпусковым подогревателем, звуковыми сигналами, системой кондиционирования салона, автономным отопителем законны обоснованны и подлежат удовлетворению. Разрешая вопрос о сроке, в течение которого МУЗ «Домбаровская ЦРБ» обязана устранить допущенные нарушения, суд, с учетом мнения сторон и требований разумности, считает, что необходимо установить срок до ДД.ММ.ГГГГ года, что позволит МУЗ «Домбаровская ЦРБ» устранить указанные нарушения путем проведения необходимых мероприятий. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Домбаровского района прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУЗ «Домбаровская ЦРБ» о признании незаконным бездействия МУЗ «Домбаровская ЦРБ» об обязании МУЗ «Домбаровская ЦРБ» оборудовать автомобили скорой медицинской помощи класса «В» в соотсветствии с требованиями ГОСТ 52567-2006 противотуманными фарами, предпусковым подогревателем, звуковыми сигналами, системой кондиционирования салона, автономным отопителем удовлетворить. Обязать МУЗ «Домбаровская ЦРБ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать автомобиль скорой медицинской помощи класса «В» в соответствии с требованиями ГОСТ 52567-2006 противотуманными фарами, предпусковым подогревателем, звуковыми сигналами, системой кондиционирования салона, автономным отопителем. Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский облсуд через Домбаровский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. СУДЬЯ: