2-18/2011 Об обязании МОУ «ЗСООШ» оборудовать кнопкой тревожной сигнализации здание школы



Дело № 2-18/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Домбаровский 04 февраля 2011 года

Домбаровский районный Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи В.А. ПОЛТЕВОЙ

с участием помощника прокурора Домбаровского района Е.С. ЛУЖНОВА

представителя третьего лица администрации МО Домбаровский район Р.Е. УМБЕТОВА

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Домбаровского района в защиту неопределенного круга лиц к директору Муниципального образовательного учреждения «Заринская средняя общеобразовательная школа» Танатарову Э.М. о признании незаконным бездействия директора Муниципального образовательного учреждения «Заринская средняя общеобразовательная школа», выразившегося в необеспечении оборудования кнопкой тревожной сигнализации здания МОУ «Заринская средняя общеобразовательная школа», об обязании МОУ «Заринская средняя общеобразовательная школа» оборудовать кнопкой тревожной сигнализации здание школы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Домбаровского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к директору Муниципального образовательного учреждения «Заринская средняя общеобразовательная школа» Танатарову Э.М. о признании незаконным бездействия директора Муниципального образовательного учреждения «Заринская средняя общеобразовательная школа», выразившегося в необеспечении оборудования кнопкой тревожной сигнализации здания МОУ «Заринская средняя общеобразовательная школа», об обязании МОУ «Заринская средняя общеобразовательная школа» оборудовать кнопкой тревожной сигнализации здание школы.

В судебном заседании помощник прокурора Домбаровского района Лужнов Е.С. заявленные требования поддержал и уточнил, пояснил, что просит признать незаконным бездействие МОУ «Заринская средняя общеобразовательная школа», а не директора указанной школы Танатарова Э.М., как было заявлен в иске. В обоснование заявленных требований пояснил, что прокуратурой района в ходе выполнения задания прокуратуры Оренбургской области о проведении проверки в рамках исполнения действующего законодательства «Об образовании», «О противодействии терроризму» установлен факт бездействия МОУ «Заринская средняя общеобразовательная школа», а именно установлено, что в нарушение требований ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании», ст.ст. 2, 3 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму» здание МОУ «Заринская средняя общеобразовательная школа» Домбаровского района Оренбургской области не оборудовано кнопкой тревожной сигнализации, предназначенной для экстренного вызова органов внутренних дел в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В МОУ «Заринская средняя общеобразовательная школа» Домбаровского района Оренбургской области обучаются дети, в том числе младшего возраста, работает педагогический состав. Отсутствие в учреждении образования кнопки тревожной сигнализации, предназначенной для экстренного вызова органов внутренних дел в случае чрезвычайной ситуации может быть опасно для их жизни и здоровья. Уточнив заявленные требования, просит их удовлетворить в полном объеме, признать бездействие МОУ «Заринская средняя общеобразовательная школа» незаконным и обязать оборудовать кнопкой тревожной сигнализации здание МОУ «Заринская СОШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика МОУ «Заринская СОШ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Возражений относительно заявленных исковых требований, ходатайства об отложении судебного заседания суду не представил.

Представитель третьего лица на стороне ответчика отдела образования администрации МО Домбаровский район в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Возражений относительно заявленных исковых требований, ходатайства об отложении судебного заседания суду не представил. В своем заявлении просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.

Представитель третьего лица на стороне ответчика администрации МО Домбаровский район Умбетов Р.А. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме. Суду пояснил, что в соответствии с ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ФЗ № 35 от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму» администрация муниципального района принимает участие в профилактике терроризма и экстремизма в рамках своих полномочий, при этом полномочия МО не конкретизированы ни в том, ни в другом федеральном законе. Точно также из указанных законов не вытекает прямая обязанность муниципального образовательного учреждения устанавливать кнопки тревожной сигнализации в здании школы. Кроме этого, есть Закон Оренбургской области «Об областной целевой программе по профилактике терроризма и экстремизма на территории Оренбургской области», однако и в этом законе ничего не конкретизировано, не указано, кем именно и какие конкретно мероприятия, направленные на профилактику терроризма, должны быть проведены. Считает, что данные мероприятия должны выполняться субъектом РФ. Полагает также, что в настоящее время установка тревожной кнопки в МОУ «Заринская СОШ» является нецелесообразной по причине удаленности школы от районного центра, техническое обслуживание данного оборудования очень затратно. Установка же СПИ «Сокол» тем более нецелесообразна, поскольку способ вывода сигнала на пульт управления не гарантирует, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации группа реагирования сработает быстро. По системе СПИ <данные изъяты> сигнал передается сначала в <адрес> на пульт управления, а оттуда – участковому милиционеру, который, в силу специфики своей работы в сельской местности, не всегда имеет возможность оперативного реагирования. В МОУ «Заринская СОШ» нет технической возможности установить данную кнопку так, чтобы сигнал выходил непосредственно на пункт централизованного наблюдения ОВО Домбаровского РОВД. В рамках антитеррористической защищенности объекта в МОУ «Заринская СОШ» на основании заключенного договора в настоящее время с <данные изъяты> часов до <данные изъяты> часов работает лицензированная охрана, в ночное время школу охраняют сторожа. В плане работы Домбаровского РОО на 2008-2010 гг. в рамках выполнения областной программы по профилактике терроризма действительно предусмотрены мероприятия по установке кнопок тревожной сигнализации в образовательных учреждениях района, на них запланированы денежные средства из муниципального бюджета, но считает, что данный план был принят Советом РОО не в рамках своей компетенции, он должен был быть утвержден Советом депутатов МО Домбаровский район, а не Советом отдела образования, так как в полномочия последнего это не входит. Такую же позицию занимает и районный отдел образования, и администрация МОУ «Заринская СОШ». Просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Судом исследованы материалы дела.

Согласно информационным письмам начальника РОО в прокуратуру Домбаровского района на территории Домбаровского района расположено <данные изъяты> образовательных учреждений, <данные изъяты> из них оборудованы кнопкой экстренного вызова, их обслуживание осуществляет ФГУП «Охрана» МВД России по Оренбургской области. В <данные изъяты> образовательных учреждениях такие кнопки отсутствуют в связи с отсутствием у ОВО при Домбаровском РОВД технической возможности на установку КТС, в связи с отдаленностью территорий от пункта централизованного наблюдения.

Согласно объяснению директора МОУ «Заринская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ Танатарову Э.М. в здании МОУ «Заринская СОШ» отсутствует кнопка тревожной сигнализации, предназначенная для экстренного вызова ОВД в случае чрезвычайной ситуации, ввиду того, что ранее вневедомственная охрана отказывалась устанавливать данные кнопки и обслуживать школы.

Согласно объяснению начальника ПЦО МОВО при ОВД по МО Ясненский район Г.А.А. от ДД.ММ.ГГГГ данная организация оказывает охранные услуги объектам, на которых установлена система <данные изъяты>. В настоящее время имеется техническая возможность на охрану объектов, находящихся в п. Домбаровский и в п. Голубой Факел. Также ему известно, что в Ясненском районе имеется практика установки <данные изъяты> на объектах, находящихся вне зоны ПЦО, с выводом на дежурную часть ОВД. При поступлении сигнала с таких объектов дежурный ОВД получает сигнал тревоги и передает сообщение закрепленному за определенным участком участковому. С <данные изъяты>

Ходатайство начальника отдела образования Домбаровского района главе администрации МО Домбаровский район от ДД.ММ.ГГГГ о выделении денежных средств в сумме <данные изъяты> руб. для установки кнопок тревожной сигнализации в образовательных учреждениях Домбаровского района.

Ходатайство начальника отдела образования Домбаровского района начальнику отделения ФФГУП «Охрана» МВД России по Домбаровскому району от ДД.ММ.ГГГГ о проведении установки кнопки тревожной сигнализации <данные изъяты> в 15 образовательных учреждениях Домбаровского района.

Суд, заслушав стороны и изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п.4 ст. 3 № 35-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ч. 3-4 ст. 5 указанного Федерального Закона федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.

В соответствии с ч.3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в том числе, за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно Уставу Муниципального общеобразовательного учреждения «Заринская средняя общеобразовательная школа» последнее является юридическим лицом, от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет ответственность, выступает истцом, ответчиком и третьим лицом в суде в соответствии с действующим законодательством РФ (п.п. 1.1, 1.4 Устава), обязано принимать меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся, работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (п. 5.4 Устава), несет в установленном законодательством РФ ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанником и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно областной целевой программе "Профилактика терроризма и экстремизма на территории Оренбургской области" на 2008 - 2010 годы (далее - Программа) (с изм. от 25 декабря 2008 г., 29 сентября 2009 г.) она разработана в соответствии с Федеральными законами от6марта2006годаN35-ФЗ "О противодействии терроризму", 25июля2002годаN114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Указами Президента Российской Федерации от 15февраля2006годаN116 "О мерах по противодействию терроризму" и 13сентября2004годаN1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом" с учетом анализа оперативной обстановки в регионе.

Реализация предложенных Программой мер позволит значительно расширить потенциал института профилактики терроризма и экстремизма в целом, повысить эффективность деятельности органов, задействованных в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом, привлечь дополнительные финансовые ресурсы, выработать современную упреждающую систему мер противодействия терроризму и экстремизму в области.

В соответствии с п. 1.3 указанной Программы в целях профилактики терроризма запланированы мероприятия по организации внедрения обязательных требований по обеспечению антитеррористичесокй защищенности критически важных и потенциально опасных предприятий, объектов транспорта, жизнеобеспечения и мест массового пребывания граждан.

Согласно п. 2 Плана мероприятий отдела образования администрации МО Домбаровский район по выполнению областной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма на территории Оренбургской области» в 2009-2010 году (утв. Решением Совета отдела образования 23.12.2008 года) в соответствии с п. 1.3 указанной Программы в 2009-2010 гг. запланировано установление в образовательных учреждениях района средств тревожной сигнализации, финансирование данного мероприятия производится за счет средств муниципального бюджета в сумме 290000 руб.

В судебном заседании установлено, что МОУ «Заринская средняя общеобразовательная школа» в соответствии со ст.ст. 3,5 ФЗ № 35 от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму», ст. 32 Закона РФ «Об образовании» обязано в пределах своих полномочий в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся, работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, несет ответственность, в том числе, за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, однако, несмотря на требования вышеуказанного федерального и областного законодательства, положения Устава МОУ, а также на наличие утвержденного Плана мероприятий отдела образования администрации МО Домбаровский район по выполнению областной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма на территории Оренбургской области в 2009-2010 году» указанные полномочия не осуществляет. В судебном заседании также установлено, что МОУ «Заринская СОШ», являющееся самостоятельным юридическим лицом и обязанное в рамках своих полномочий принимать меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся, работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, не обращалось в администрацию МО Домбаровский район с заявлением об обеспечении образовательного учреждения кнопкой тревожной сигнализации на случай возникновения чрезвычайной ситуации.

Обеспечение антитеррористической безопасности общеобразовательного учреждения заключается в его оснащении кнопками тревожной сигнализации. Необорудование кнопкой тревожной сигнализации образовательного учреждения не создает условий для предупреждения и пресечения терроризма и экстремизма, которые напрямую влияют на безопасность детей, посещающих образовательное учреждение. Установка кнопки тревожной сигнализации является профилактической мерой по борьбе с терроризмом, защищенностью детей, иных лиц, находящихся в образовательном учреждении.

В связи с изложенными обстоятельствами, руководствуясь вышеназванными нормами законодательства, суд считает, что требования прокурора Домбаровского района о признании незаконным бездействия МОУ «Заринская СОШ» по факту не оборудования кнопкой тревожной сигнализации здания МОУ «Заринская средняя общеобразовательная школа», об обязании МОУ «Заринская СОШ оборудовать кнопкой тревожной сигнализации здание школы законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о сроке, в течение которого МОУ «Заринская средняя общеобразовательная школа» должна произвести установку кнопки тревожной сигнализации в школе, с учетом требований разумности и того, что в настоящее время в школе ведется учебный процесс, то суд считает, что данные действия должны быть совершены ответчиком до начала нового учебного года, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Домбаровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Заринская средняя общеобразовательная школа» Танатарову Э.М. о признании незаконным бездействия Муниципального образовательного учреждения «Заринская средняя общеобразовательная школа», выразившегося в необеспечении оборудования кнопкой тревожной сигнализации здания МОУ «Заринская средняя общеобразовательная школа», об обязании оборудовать кнопкой тревожной сигнализации здание школы удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МОУ «Заринская средняя общеобразовательная школа» по факту непринятия мер обеспечению кнопкой тревожной сигнализации здания МОУ «Заринская средняя общеобразовательная школа».

Обязать МОУ «Заринская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать кнопкой тревожной сигнализации здание МОУ «Заринская средняя общеобразовательная школа».

Решение может быть обжаловано в Оренбургский облсуд через Домбаровский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

СУДЬЯ: подпись

Мотивированное решение изготовлено 08 февраля 2011 года.

СУДЬЯ: подпись