Дело № 2-158/2011 РЕШЕНИЕ п. Домбаровский 27 апреля 2011 года Домбаровский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи ПОЛТЕВОЙ В.А., при секретаре КИРЮШИНОЙ О.В., с участием представителя ответчика главы администрации МО Домбаровский поссовет ШУБЕРТА В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области к администрации МО Домбаровский поссовет, Дербисалиевой Б.Д. о признании лица не приобретшим права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО Домбаровский поссовет, УСТАНОВИЛ: Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области обратилось в Домбаровский районный суд с иском к администрации МО Домбаровский поссовет, Дербисалиевой Б.Д. о признании лица не приобретшим права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО Домбаровский поссовет, в обоснование своих требований указав, что постановлением администрации МО Домбаровский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ № Дербисалиева Б.Д. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в связи с тем, что не является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения. На основании указанного постановления администрация Домбаровского района обратилась в министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области с ходатайством о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилья. Истец считает, что данное постановление администрации МО Домбаровский поссовет является незаконным и необоснованным, порождающим для Министерства в случае выдачи социальной выплаты правовые последствия в виде ответственности за нецелевое использование средств федерального бюджета (социальных выплат) на приобретение жилья ветеранам (инвалидам ВОВ). Полагает, что действия администрации МО Домбаровский поссовет по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Дербисалиевой Б.Д. являются незаконными, поскольку Дербисалиева Б.Д. зарегистрирована и проживает по <адрес> в доме общей площадью 66,4 кв.м., который принадлежит на праве собственности ее сыну Д.С.К., является членом его семьи. Согласно представленным в Министерство документам по указанному адресу зарегистрировано 4 человека. Учетная норма общей площади жилья в Домбаровском районе составляет 12 кв.м. на одного человека. Считает, что Дербисалиева Б.Д., являясь в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ членом семьи своего сына, обеспечена нормой учетной нормой жилья – 12 кв.м. (12,0 х 4 = 48,0 кв.м.), в связи с чем просит признать Дербисалиеву Б.Д. не приобретшей право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО Домбаровский поссовет, признать незаконным постановление администрации МО Домбаровский поссовет № № от ДД.ММ.ГГГГ в части признания Дербисалиевой Б.Д. нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию МО Домбаровский поссовет снять Дербисалиеву Б.Д. с такого учета. В судебное заседание представитель истца Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. При подаче иска в суд заявил о рассмотрении дела без присутствия представителя. Ответчик Дербисалиева Б.Д. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки, заявления об отложении судебного разбирательства суду не представила. Суд определил в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие ответчика Дербисалиевой Б.Д. Представитель ответчика администрации МО Домбаровский поссовет Шуберт В.А. в судебном заседании исковые требования Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области признал в полном объеме. Суду пояснил, что Дербисалиева Б.Д., вдова ветерана ВОВ, в 2009 году она обратилась к ним с заявлением о том, что была постановлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в 1995 году, указала, что никаких изменений в ранее представленных ею сведениях не произошло. Однако никаких документов о том, что ранее она была поставлена на учет, не представила, у них таких документов также нет. В связи с этим ей было предложено представить пакет документов для рассмотрения ее заявления на заседании жилищной комиссии. Исходя из предоставленных Дербисалиевой Б.Д. документов жилищно-бытовая комиссия приняла решение о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставила на учет. Поскольку у администрации Домбаровского поссовета нет полномочий по обращению в Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области с ходатайством о выделении денежных средств для получения социальной выплаты, весь пакет документов ими был направлен в администрацию МО Домбаровский район, которая, перепроверив данные, направила постановление о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, документы и ходатайство о выделении Дербисалиевой Б.Д. как вдове ветерана ВОВ социальной выплаты на приобретение жилья. Однако при проведении перепроверки данных было установлено, что по указанному адресу вместе с Дербисалиевой Б.Д. проживает не шестеро человек, как было заявлено в предоставленных документах в марте 2010 года, а только четверо, то есть в соответствии с учетной нормой площади жилья по Домбаровскому району Дербисалиева Б.Д. была обеспечена жилой площадью, проживает с сыном и является членом его семьи. Об этом они сообщили сыну Дербисалиевой Б.Д. Д.С.К., однако документы уже были отправлены ими в область. Заслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 г.) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Указом Губернатора Оренбургской области от 09.09.2009 г. № 195-ук «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями от 22.03.2010 г.), постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", за счет субвенций, поступивших из федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 36 кв. метров. В соответствии с п.п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального Закона РФ № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 06.05.2010 г. № 79-ФЗ, действие поправок которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2010 г.), обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 23.2 Федерального Закона РФ № 5-ФЗ от 12.01.1995 г., Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п. 3.1 ст. 23.2 Федерального Закона РФ № 5-ФЗ от 12.01.1995 г., по письменным заявлениям указанных в пп. 2 п. 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Согласно пп. ж) ч. 1 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 г. N 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургскойобласти наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургскойобласти по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после 1января2005года, имеющих право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, инвалидов и ветеранов боевых действий. Согласно ст. 4 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. N 2733/489-III-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане: - не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные жилым помещением общей площадью на одного человека менее учетной нормы; - проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Согласно ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В судебном заседании установлено, что Дербисалиева Б.Д. зарегистрирована и проживает по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Собственником данного указанного жилого помещения общей площадью 66,4 кв.м., согласно предоставленным документам, значится Д.С.К. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно выписке из похозяйственной книги администрации МО Домбаровский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> проживают Д.С.К., его мать Дербисалиева Б.Д., жена К.С.Т., дочь Д.А.С., сын собственника жилья Д.Г.С. выбыл с указанного адреса ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, дочь Д.А.С. временно проживает в <адрес>, дочь Д.Ж.С. и сын Д.Т.С. выбыли с указанного адреса ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Согласно документам, представленным истцом в обоснование заявленных требований, Дербисалиева Б.Д., вдова ветерана ВОВ Д.К.Д., проживает по <адрес>, в доме общей площадью 66,4 кв.м., принадлежащем на праве собственности ее сыну Д.С.К. Вместе с ней проживают сын Д.С.К., сноха К.С.Т., внучка Д.А.С. Согласно выписке из Постановления администрации МО Домбаровский поссовет № от ДД.ММ.ГГГГ Дербисалиева Б.Д. на основании решения жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с требованиями ч.2-3 ст.ст. 49, ст. 50-52 ЖК РФ признана нуждающейся в получении жилого помещения и поставлена на учет. Согласно решению Совета депутатов МО Домбаровский район от ДД.ММ.ГГГГ № учетная норма площади жилого помещения по договору социального найма на территории Домбаровского района определена в 12 кв.м. Согласно решению Совета депутатов МО Домбаровский район от ДД.ММ.ГГГГ № учетная норма площади жилого помещения по договору социального найма на территории Домбаровского района определена в 10 кв.м. При таких обстоятельствах, исходя из анализа указанных выше норм закона, суд приходит к выводу, что Дербисалиева Б.Д. на момент рассмотрения ее заявления о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией администрации МО Домбаровский поссовет не приобрела права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку с заявлением о постановке ее на учет обратилась в марте 2009 года, проживает в качестве члена семьи в семье сына Д.С.К. в принадлежащем ему жилом доме общей площадью 66,4 кв.м. по <адрес>, вместе с ней на ДД.ММ.ГГГГ по указанному адресу проживали Д.С.К., К.С.Т., Д.А.С., таким образом, Дербисалиева Б.Д. обеспечена учетной нормой жилой площади в соответствии с требованиями законодательства. При изложенных обстоятельствах суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области к администрации МО Домбаровский поссовет, Дербисалиевой Б.Д. о признании лица не приобретшим права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО Домбаровский поссовет удовлетворить. Признать Дербисалиеву Б.Д. не приобретшей право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО Домбаровский поссовет. Признать недействительным постановление администрации МО Домбаровский поссовет № от ДД.ММ.ГГГГ в части признания Дербисалиевой Б.Д. нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию МО Домбаровский поссовет снять Дербисалиеву Б.Д. с регистрационного учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский облсуд через Домбаровский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. СУДЬЯ: подпись Мотивированное решение изготовлено 02 мая 2011 года. СУДЬЯ: подпись