2-388/2010 О признании незаконным бездействия администрации МО



 Дело № 2-388/2010                                                                                                            

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 п. Домбаровский 19 августа 2010 года

                  Домбаровский районный Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи В.А. ПОЛТЕВОЙ 

с участием прокурора Домбаровского района А.В.НЕФЕДОВА

при секретаре Т.А. ЕЛЕЦКОЙ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Домбаровского района в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО Ащебутакский сельсовет, выразившегося в непринятии достаточных мер к обеспечению постановки на учет водозаборной скважины, расположенной по ..., ... в ..., как бесхозяйной вещи, об обязании администрации МО Ащебутакский сельсовет устранения в полном объеме допущенного нарушения путем обращения в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйной водозаборной скважины, расположенной по ..., ... в ... ..., 

УСТАНОВИЛ:

            Прокурор Домбаровского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с  исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО Ащебутакский сельсовет, выразившегося в непринятии достаточных мер к обеспечению постановки на учет водозаборной скважины, расположенной по ..., ... в ..., как бесхозяйной вещи, об обязании администрации МО Ащебутакский сельсовет устранения в полном объеме допущенного нарушения путем обращения в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйной водозаборной скважины, расположенной по ..., ... в ... ...

            Прокурор Домбаровского района Нефедов А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал и пояснил, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о питьевом водоснабжении на территории МО Ащебутакский сельсовет. В ходе проверки было установлено, что на территории сельсовета эксплуатируется водозаборная скважина по ..., ... в ..., являющаяся объектом недвижимого имущества. Право собственности на указанную скважину не зарегистрировано и не оформлено в установленном законодательством порядке, скважина является бесхозяйной. Указанное обстоятельство нарушает установленные законодательством права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, нарушает требования ст. 14 ФЗ № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения, также ст. 11, 18 ФЗ № 52 от 30.05.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», так как скважина используется в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, но на нее отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение органов Роспотребнадзора, не производится санитарная охрана водозаборной скважины, эксплуатация последней производится без лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод, в нарушение ФЗ № 2395-1 от 21.02.1992 года «О недрах» и ФЗ № 7 от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды». Просит признать незаконным бездействие администрации МО Ащебутакский сельсовет, выразившееся в непринятии достаточных мер к обеспечению постановки на учет водозаборной скважины, расположенной по ..., ... в ..., как бесхозяйной вещи, обязать администрацию МО Ащебутакский сельсовет в срок до 01.01.2011 года устранить в полном объеме допущенное нарушения путем обращения в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйной водозаборной скважины, расположенной по ..., ... в ... ...

Представитель администрации МО Ащебутакский сельский совет Кибатаев К.М. в судебном заседании заявленные прокурором требования признал и пояснил, что действительно на территории МО Ащебутакский сельсовет находится несколько водозаборных скважин, которые используются населением для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В настоящее время ими ведется работа по постановке данных скважин на учет как бесхозяйных, в органах БТИ готовятся пакеты документов, разрабатывается документация, поэтому к 01.01.2011 году все находящиеся на территории сельсовета водозаборные скважины будут поставлены на учет как бесхозяйные.

                 Судом исследованы материалы дела, а именно: 

Ответ главы МО Ащебутакский сельсовет в прокуратуру Домбаровского района от Дата обезличена года, согласно которому на территории МО Ащебутакский сельсовет находится 4 скважины, 2 - в ..., ..., ...), санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам отсутствует, проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, отсутствуют.

Информация Юго-Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, согласно которой 2 скважины, расположенные в ..., а также скважина в ... и в ... используются без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и на услуги водоснабжения, проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, отсутствуют.

Согласно сведениям Домбаровского сектора Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области информация о собственнике скважин, расположенных по ..., ..., ... в ..., по ..., ... в ..., по ..., ... в ... в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует.

Суд, заслушав прокурора Домбаровского района Нефедова А.В., представителя МО Ащебутакский сельсовет Кибатаева К.М. и   изучив материалы дела, приходит к следующему.

            В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселении относится организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения.

            В соответствии со ст. 18 ФЗ № 52 от 30.05.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

             В соответствии со ст. 19 указанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

            Согласно Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.4.1110-02
Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов
питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (1.4 СанПиН). Проект зоны санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, такой проект разрабатывается специально.

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 7 от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды»  компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность; использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ст. 2, 4  указанного Федерального Закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться с соблюдением права человека на благоприятную окружающую среду, с обязательным проведением в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Подземные и поверхностные воды являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ст. 34 указанного Федерального Закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ст. 3 ФЗ № 7 от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду является одним из основных принципов охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения.

Согласно ст. 225 ГК РФ Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В судебном заседании установлено, что при проверке прокуратурой района соблюдения законодательства о питьевом водоснабжении было установлено, что на территории МО Ащебутакский сельсовет было эксплуатируется 4 водозаборных скважины, в том числе скважина по ..., ... в ..., которая является недвижимым имуществом, однако право собственности МО на нее не зарегистрировано, скважина эксплуатируется без оформления соответствующих заключений органов Роспотребнадзора, проект зоны санитарной охраны отсутствует, то есть ввиду отсутствия собственника данного объекта недвижимости создана угроза надлежащему техническому обслуживанию водозаборной скважины, что в последующем может повлечь негативные социальные последствия, поскольку нарушение эксплуатации водозаборного сооружения может нарушить санитарные нормы и правила. В связи с выявленными нарушениями прокурор обратился в суд с целью защиты прав и интересов неопределенного круга лиц, с требованиями по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и обращению в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной указанной водозаборной скважины. В судебном заседании также установлено, что указанная водозаборная скважина находится на балансе администрации МО Ащебутакский сельсовет, эксплуатируется и содержится Ащебутакской сельской администрацией. 

            В связи с изложенными обстоятельствами суд считает, что требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО Ащебутакский сельсовет, выразившегося в непринятии достаточных мер к обеспечению постановки на учет водозаборной скважины, расположенной по ..., ... в ..., как бесхозяйной вещи, об обязании администрации МО Ащебутакский сельсовет устранения в полном объеме допущенного нарушения путем обращения в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйной водозаборной скважины, расположенной по ..., ... в ... ... законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

            На основании изложенного и руководствуясь ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 2, 4, 34 ФЗ № 7 от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», ст. 18 ФЗ № 52 от 30.05.1999 года  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 225 ГК РФ, ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

            Заявление прокурора Домбаровского района в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО Ащебутакский сельсовет, выразившегося в непринятии достаточных мер к обеспечению постановки на учет водозаборной скважины, расположенной по ..., ... в ..., как бесхозяйной вещи, об обязании администрации МО Ащебутакский сельсовет устранения в полном объеме допущенного нарушения путем обращения в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйной водозаборной скважины, расположенной по ..., ... в ... ..., удовлетворить.

            Признать незаконным бездействие администрации МО Ащебутакский сельсовет, выразившегося в непринятии достаточных мер к обеспечению постановки на учет водозаборной скважины, расположенной по ..., ... в ..., как бесхозяйной вещи.

           Обязать администрацию муниципального образования Ащебутакский сельсовет в срок до 01 января 2011 года обратиться в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйной водозаборной скважины расположенной по ..., ... в ....

             Решение может быть обжаловано в Оренбургский облсуд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

СУДЬЯ: