Дело № 2-435/2010 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п.Домбаровский 16 августа 2010 года Судья Домбаровского районного суда Оренбургской области ПОЛТЕВА В.А. при секретаре ЕЛЕЦКОЙ Т.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании незаконным бездействия главы администрации Муниципального образования Домбаровский поссовет, главы администрации Муниципального образования Домбаровский сельсовет, главы Муниципального образования Ащебутакский сельсовет, главы Муниципального образования Полевой сельсовет, главы Муниципального образования Заринский сельсовет, главы Муниципального образования Красночабанский сельсовет по не рассмотрению его обращения у с т а н о в и л : ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконными бездействия глав администраций МО Домбаровский поссовет, МО Домбаровский сельсовет, МО Ащебутакский сельсовет, МО Полевой сельсовет, МО Заринский сельсовет, МО Красночабанский сельсовет, указав на то, что Дата обезличена года обратился к главам указанных муниципальных образований с письменными обращениями, направленными в их адрес заказными письмами, с просьбой оказать ему и депутатам посильную помощь в замене на заседаниях Совета депутатов аморального открытого голосования более справедливым и честным электронным голосованием. Однако, до настоящего времени ответы на его обращения от глав указанных муниципальных образований не поступили, в связи с чем он просит обязать глав администраций дать ответы на его обращения, взыскать с них в его пользу расходы, связанные с направлением в их адрес заказных писем, расходы на оплату государственной пошлины в суд, расходы по копированию заявлений для глав поселений, по отправлению заказного письма в суд, а также взыскать с глав администраций компенсацию морального вреда, по Номер обезличен рублей с каждого. Заявитель ФИО2 в судебное заседание не явился, о дне и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Глава администрации МО Домбаровский поссовет ФИО3 заявленные требования не признал, суду пояснил, что письмо, направленное в его адрес ФИО2, носит коммерческий характер, поскольку в нем автор письма предлагал приобрести его изобретение для тайного электронного голосования. Глава администрации МО Домбаровский сельсовет ФИО4 заявленные требования также не признал, суду пояснил, что действительно получал от гр. ФИО2 заказное письмо, однако не ответил на него, поскольку посчитал, что оно носит коммерческий характер и не является обращением гражданина, так как в нем автор письма предлагал приобрести его изобретение для тайного электронного голосования. Такие предложения постоянно поступают в адрес МО от физических и юридических лиц. ФИО2, предлагая приобрести свое изобретение, не сообщил о наличии к нему сертификата качества и других документов. Глава администрации МО Ащебутакский сельсовет ФИО5 в судебном заседании заявленные требования не признал и пояснил, что такое письмо не является обращением гражданина, это просто коммерческое предложение, а потому требования ФИО2 являются незаконными, их надлежит оставить без удовлетворения. Глава администрации МО Полевой сельсовет ФИО6 в судебном заседании требования ФИО2 также не признал. Полагает, что его бездействия в данном случае не было, так как поступившее от ФИО2 письмо имеет коммерческий характер, поэтому он не ответил на него. Таких писем к ним с различными предложениями приобрести что-либо в администрацию приходит много. Глава администрации МО Заринский сельсовет ФИО7 заявленные требования также не признал, суду пояснил, что считает, что письмо, направленное в его адрес ФИО2, носит коммерческий характер, поскольку в нем автор письма предлагал приобрести его изобретение для тайного электронного голосования, поэтому ответ на такое предложение дан не был. Глава администрации МО Красночабанский сельсовет ФИО8 в судебное заседание не явилась, о дне и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. В своем заявлении просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие, требования признает в полном объеме. Судом исследованы материалы дела: Обращение ФИО2 к главе поселения с предложением замены открытого голосования на заседаниях Совета депутатов тайным электронным голосованием при помощи изобретенного им электронного устройства, поскольку полагает, что тайное электронное голосование является более честным и объективным, что повлечет демократизацию работы Совета депутатов. Почтовые уведомления о вручении заказных писем, направленных ФИО2 главам Муниципальных образований Домбаровского района: Ащебутакского сельсовета, Домбаровского поссовета, Домбаровского сельсовета, Заринского сельсовета, Красночабанского сельсовета, Полевого сельсовета, полученных последними Дата обезличена года. Реестр отправления заказных писем и квитанция об оплате от Дата обезличена года, согласно которым отправлено 6 почтовых отправлений главам поселений Домбаровского района, на сумму Номер обезличен руб. Товарный чек на оплату услуг по ксерокопированию заявлений и документов в Домбаровский районный суд на сумму Номер обезличен руб. Квитанция об оплате заказной бандероли на имя председателя Домбаровского районного суда, на сумму Номер обезличен руб. Судом исследованы также Уставы МО и представленные главами сельских администраций документы, подтверждающие получение ими обращений ФИО2 Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 4 ФЗ № 59 от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления. В соответствии со ст.5 ч. 3 указанного закона гражданин имеет право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст.11 настоящего ФЗ, уведомления о переадресации его обращения. В соответствии со ст. 9 вышеуказанного закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению, а в силу ст.10 ч.1 п.4 указанного закона государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего закона. В соответствии со ст. 12 названного Федерального Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Согласно ст. 14 данного ФЗ, государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. В судебном заседании достоверно установлено, что ФИО2 Дата обезличена года обратился к главам администраций МО Домбаровского района: Ащебутакского сельсовета, Домбаровского поссовета, Домбаровского сельсовета, Заринского сельсовета, Красночабанского сельсовета, Полевого сельсовета с предложением по совершенствованию порядка оперативного настоящего тайного электронного голосования на заседаниях Совета депутатов и об оказании помощи в применении данного порядка голосования. Указанные обращения были получены главами администраций Дата обезличена года, однако до настоящего времени ответы на обращения ФИО2 не направлены, то есть главы администраций бездействуют. Данные обстоятельства никем в судебном заседании не оспариваются, суд считает их установленными, поскольку они подтверждаются как пояснениями заявителя, так и письменными доказательствами. Доводы заявителя о том, что ответы на его обращения к главам сельских поселений не были даны ни одним из должностных лиц, в судебном заседании ничем не опровергнуты. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении права ФИО2 на получение ответа на свое обращение, и о наличии оснований для удовлетворения его требований, поскольку в суде установлено нарушение требований норм ФЗ № 59 от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». ФИО2, реализовав свое право на обращение в орган местного самоуправления, не получил надлежащего ответа на свое обращение. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бездействие глав администраций МО Ащебутакского сельсовета, Домбаровского поссовета, Домбаровского сельсовета, Заринского сельсовета, Красночабанского сельсовета, Полевого сельсовета по факту не рассмотрения обращения ФИО2 носит незаконный характер. Доводы заинтересованных лиц о коммерческом характере обращения не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявления, поскольку не освобождают должностных лиц от регистрации обращения и дачи ответа на поступившее обращение в соответствии с требованиями законодательства. Главы администраций местных поселений, являясь должностными лицами органов местного самоуправления, были обязаны, в соответствии с требованиями ФЗ № 59 от 02.05.2006 года, в 30-дневнный срок рассмотреть обращение данного гражданина и дать на указанное обращение письменный ответ. В связи с этим суд полагает, что требование заявителя о возложении обязанности по даче ответа на его обращение от Дата обезличена года подлежит удовлетворению, поскольку ответ им получен не был, и доказательств его направления и получения в судебное заседание не представлено. Обязанность дачи ответа возлагается на должностных лиц – глав Муниципальных образований: Домбаровский поссовет – ФИО3, Домбаровский сельсовет – ФИО4, Полевой сельсовет – ФИО6, Ащебутакский сельсовет – ФИО5, Заринский сельсовет – ФИО7, Красночабанский сельсовет – ФИО8 Как следует из ст. 16 указанного Федерального Закона, гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда. В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. В связи с указанными обстоятельствами, исходя их анализа ст. 16 названного Федерального Закона, суд находит требования ФИО2 о взыскании с глав администраций в его пользу расходов, связанных с направлением в их адрес заказных писем на сумму Номер обезличен руб., расходов на оплату государственной пошлины в суд в сумме Номер обезличен руб., расходов по копированию заявлений для глав поселений на сумму Номер обезличен руб., по отправлению заказного письма в суд, на сумму Номер обезличен руб., а всего на сумму Номер обезличен руб., законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме. Данная сумма должна быть взыскана с шести глав администраций в равном объеме, по Номер обезличен рублей Номер обезличен копеек с каждого. Рассматривая требования ФИО2 о компенсации морального вреда, суд полагает, что они подлежат частичному удовлетворению, поскольку при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства, а именно то, что доказательство отсутствия ответа на обращение не свидетельствует об отсутствии пренебрежения и недооценки должностными лицами органов местного самоуправления обращения, однако свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностными лицами требований ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Исходя из этого, суд полагает необходимым взыскать в пользу заявителя ФИО2 компенсацию морального вреда в сумме по Номер обезличен рублей с каждого из шести заинтересованных лиц, обоснованность взыскания суммы, указанной ФИО2 в заявлении, в судебном заседании никакими доказательствами не подтверждена. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Заявление ФИО2 удовлетворить частично. Обязать главу администрации Муниципального образования Домбаровский поссовет ФИО3, главу администрации Муниципального образования Домбаровский сельсовет ФИО4, главу Муниципального образования Ащебутакский сельсовет ФИО5, главу Муниципального образования Полевой сельсовет ФИО6, главу Муниципального образования Заринский сельсовет ФИО7, главу Муниципального образования Красночабанский сельсовет ФИО8 дать ответ ФИО2 на его обращение к ним от Дата обезличена года в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Взыскать с главы администрации Муниципального образования Домбаровский поссовет ФИО3, главы администрации Муниципального образования Домбаровский сельсовет ФИО4, главы Муниципального образования Ащебутакский сельсовет ФИО5, главы Муниципального образования Полевой сельсовет ФИО6, главы Муниципального образования Заринский сельсовет ФИО7, главы Муниципального образования Красночабанский сельсовет ФИО8 в равных долях по Номер обезличен рублей Номер обезличен копеек с каждого и компенсацию морального вреда в сумме по Номер обезличен рублей с каждого. В удовлетворении остальной части заявленных требований ФИО2отказать. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Домбаровский районный суд. Судья: подпись