2-294/2010 О признании незаконными бездействия органов местного самоуправления



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Домбаровский 22 июня 2010 года

Домбаровский районный суд Оренбургской области, в составе председательствующего судьи Салаурова В.В.,

с участием заместителя прокурора Домбаровского района Масаловой О.Н.,

главы Администрации МО Заречный сельсовет Хегай Л.С.,

представителя Администрации МО ... Умбетова Р.Е.,

при секретаре Каченовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Домбаровского района к Администрации МО Заринский сельсовет ... о признании незаконными бездействия органов местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Домбаровского района обратился в суд с иском, в котором указал, что, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности ГТС. В ходе проверки установлено, что на территории ... функционируют 16 гидротехнических сооружений - плотин. Ни на одно из гидротехнических сооружений не оформлено право собственности, фактически плотины являются бесхозными, сведения в единый регистр по данным плотинам не внесены. На территории МО Заречный сельсовет ... расположены три гидротехнических сооружения (ГТС)- плотины: на балке Кукбукты примерно в 9 км. севернее ..., на балке Тюлькубай примерно в 11 км. северо-западнее ..., на реке Жарбутак, примерно в 2 км. западнее .... Указанные ГТС не имеет собственника и следовательно, являются бесхозяйной недвижимостью. В соответствии со ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Вышеуказанной нормой закона установлено, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет как бесхозяйного. Одной из причин необращения в регистрационную службу является отсутствие технических документов на ГТС, представление которых предусмотрено федеральным законодательством. С учетом изложенного прокурор района просил признать незаконным бездействие Администрации МО Заречный сельсовет выразившееся в необращении в специализированную организацию по учету объектов недвижимого имущества с целью изготовления документов, содержащих описание объектов недвижимого имущества, в том числе плана объектов недвижимого имущества - трех гидротехнических сооружений - плотин на балке Кукбукты примерно в 9 км. севернее ..., на балке Тюлькубай примерно в 11 км. северо-западнее ..., на реке Жарбутак, примерно в 2 км. западнее ..., и обязать администрацию обратится в специализированную организацию по учету объектов недвижимого имущества и изготовить документы, содержащие описание объектов недвижимого имущества, в том числе план объектов недвижимого имущества трех указанных гидротехнических сооружений.

В судебном заседании заместитель прокурора Домбаровского района Масалова О.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила также для исполнений вышеуказанных действий предоставить срок Администрации МО Заречный сельсовет до 1 июля 2011 года.

Глава Администрации МО Заречный сельсовет Хегай Л.С. суду пояснил, что действительно на территории МО Заречный сельсовет расположены три ГТС - плотины на балке Кукбукты примерно в 9 км. севернее ..., на балке Тюлькубай примерно в 11 км. северо-западнее ..., на реке Жарбутак, примерно в 2 км. западнее ..., которые являются бесхозяйной недвижимостью. С требованиями прокурора района согласен в полном объеме.

Представитель Администрация МО ... Умбетов Р.Е. считает, что требования прокурора района, на основании ст. 61 ГПК РФ, удовлетворению не подлежат, поскольку раннее вступившим в законную силу решением ... от Дата обезличена года, в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействие Администрации МО Заречный сельсовет выразившееся в необращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества, трех гидротехнических сооружений – плотин на балке Кукбукты примерно в 9 км. севернее ..., на балке Тюлькубай примерно в 11 км. северо-западнее ..., на реке Жарбутак, примерно в 2 км. западнее ..., было отказано. Считает, что пока указанное решение суда от Дата обезличена года не отменено, настоящие исковые требования не подлежат удовлетворению.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что на территории МО Заречный сельсовет ... расположены три гидротехнических сооружения (ГТС) - плотины: на балке Кукбукты примерно в 9 км. севернее ..., на балке Тюлькубай примерно в 11 км. северо-западнее ..., на реке Жарбутак, примерно в 2 км. западнее ....

Указанные ГТС не имеют собственника и, следовательно, являются бесхозяйной недвижимостью в силу отсутствия на него документов и иных сведений, в т.ч. о не включении сооружения в Российский регистр ГТС.

Отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 Закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений; созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения; организации его эксплуатации.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь; бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.          

            Верховный Суд Российской Федерации в определении от Дата обезличена Номер обезличен, рассмотрев истребованное по представлению заместителя Генерального прокурора РФ дело по заявлению прокурора Домбаровского района Оренбургской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации МО Красночабанский сельсовет указал на то, что поскольку бесхозяйные ГТС расположены в административных границах муниципального образования Красночабанский сельсовет, необращение администрации сельского поселения Красночабанский сельсовет в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ.

            Установление статуса бесхозяйного имущества и последующего установления статуса собственника имущества является одной из мер, направленных на безопасность эксплуатации ГТС.

Обязанность по осуществлению мер безопасности даже по отношению к бесхозяйным экологическим объектам на местные администрации возложена подп. 8 п. 1 ст. 14, подп. 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым к вопросам местного значения поселения и муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и на территории муниципального района.

Таким образом, орган местного самоуправления администрация поселения, имея информацию о бесхозяйном положении ГТС, в нарушение ч. 3 ст. 225 ГК РФ в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества не обращалась.

Одной из причин необращения в регистрационную службу является отсутствие технических документов на ГТС, представление которых предусмотрено федеральным законодательством.

Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580 утверждено «Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Согласно части II Положения установлен порядок принятия на учет объектов недвижимого имущества, а именно принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Таким образом, так как именно администрация поселения должна обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества, следовательно, именно администрация поселения должна к данному заявлению приложить необходимые документы, установленные указанным положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Для получения документов, содержащих описание объекта недвижимого имущества, в том числе плана объекта недвижимого имущества, администрация поселения должна обратиться в специализированную организацию по учету объектов недвижимого имущества, заключить договор на изготовление данной документации и  в последствии получить данную документацию.

Неизготовление технической документации на ГТС ставит под угрозу интересы неопределенного круга лиц, так как у администрации поселения отсутствуют действительные данные о состоянии ГТС, администрация поселения не принимает меры, направленные на устранение бесхозяйного положения ГТС, что может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации в поселении.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что со стороны Администрации МО Заречный сельсовет, на территории которого находятся ГТС, имеется незаконное бездействие, поскольку, не смотря на то, что документы, содержащие описание ГТС у администрации поселения отсутствуют, администрация поселения не предпринимает никаких действий, направленных на изготовление данных документов. Отсутствие данных документов препятствует исполнению обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества ГТС, установленного ч. 3 ст. 225 ГК РФ.

Доводы Администрации МО ... о том, что исковые требования прокурора района, на основании ст. 61 ГПК РФ, удовлетворению не подлежат, поскольку раннее вступившим в законную силу решением ... суда от Дата обезличена года в удовлетворении требований прокурора района было отказано, несостоятельны по следующим основаниям.

Решением ... от Дата обезличена года заявление прокурора Домбаровского района о признании незаконным бездействие Администрации МО Заречный сельсовет, выразившееся в необращении в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества - трех гидротехнических сооружений – плотин: на балке Кукбукты примерно в 9 км. севернее ..., на балке Тюлькубай примерно в 11 км. северо-западнее ..., на реке Жарбутак, примерно в 2 км. западнее ... - оставлено без удовлетворения.

В настоящее время прокурор района просит признать незаконным бездействие Администрации МО Заречный сельсовет выразившееся в необращении в специализированную организацию по учету объектов недвижимого имущества с целью изготовления документов, содержащих описание объектов недвижимого имущества, в том числе плана объектов недвижимого имущества - трех гидротехнических сооружений - плотин на балке Кукбукты примерно в 9 км. севернее ..., на балке Тюлькубай примерно в 11 км. северо-западнее ..., на реке Жарбутак, примерно в 2 км. западнее ..., и обязать администрацию поселения обратиться в специализированную организацию по учету объектов недвижимого имущества и изготовить документы, содержащие описание объектов недвижимого имущества, в том числе план объектов недвижимого имущества трех указанных гидротехнических сооружений.

Таким образом, ссылка Администрации МО ... на ст. 61 ГПК РФ является необоснованной, поскольку при рассмотрении настоящего гражданского дела прокурором района заявлены иные требования, не связанные с обязанием Администрации МО Заречный сельсовет обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнических сооружений.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Домбаровского района к Администрации МО Заречный сельсовет ... о признании незаконными бездействия органов местного самоуправления – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации МО Заречный сельсовет ..., выразившееся в не обращении в специализированную организацию по учету объектов недвижимого имущества с целью изготовления документов, содержащих описание объектов недвижимого имущества, в том числе плана объектов недвижимого имущества - трех гидротехнических сооружений – плотин: на балке Кукбукты примерно в 9 км. севернее ..., на балке Тюлькубай примерно в 11 км. северо-западнее ..., на реке Жарбутак, примерно в 2 км. западнее ....

   Обязать Администрацию МО Заречный сельсовет ... обратиться в специализированную организацию по учету объектов недвижимого имущества и изготовить в срок до 1 июля 2011 года документы, содержащие описание объектов недвижимого имущества, в том числе план объектов недвижимого имущества - трех гидротехнических сооружений – плотин: на балке Кукбукты примерно в 9 км. севернее ..., на балке Тюлькубай примерно в 11 км. северо-западнее ..., на реке Жарбутак, примерно в 2 км. западнее ....

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Домбаровский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Домбаровского 

районного суда Салауров В.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 25 июня 2010 года.

Судья