2-275/2012 Об обязании обеспечения жилым помещением за счет средств бюджета субъекта РФ - Оренбургской области удовлетворить.



Дело № 2-275/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2012 года п. Домбаровский

Домбаровский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Полтевой В.А.

с участием прокурора Домбаровского района Нефедова А.В.,

при секретаре Елецкой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Домбаровского района, действующего в интересах Чеботарь А.Г., к администрации МО Домбаровский район об обязании обеспечения жилым помещением за счет средств бюджета субъекта РФ – Оренбургской области,

у с т а н о в и л:

Прокурор Домбаровского района, действуя в интересах Чеботарь А.Г., обратился в суд с иском к администрации МО Домбаровский район Оренбургской области об обязании обеспечения жилым помещением не ниже установленных законом социальных норм по договору социального найма за счет средств бюджета субъекта РФ – Оренбургской области, указывая, что Чеботарь А.Г., … года рождения, является лицом из числа детей-сирот, отца у него нет, мать лишена родительских прав. В период с … по … год Чеботарь А.Г. находился под попечительством К.Д.А. В … году закончил обучение в …, в настоящее время нигде не учится и не работает, зарегистрирован по ул. …, проживает по ул. …. Согласно постановлению администрации МО Домбаровский район № … от … года Чеботарь А.Г. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по категории «ребенок-сирота» с … года и состоит на данном учете под номером …, своего жилья не имеет. Не смотря на данные обстоятельства, до настоящего времени последний жильем не обеспечен, что является нарушением ст.ст. 40, 44 Конституции РФ, согласно которым каждый гражданин имеет право на жилище, дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение, а также ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На основании ст. 57 ч. 2 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Прокурор просит обязать администрацию МО Домбаровский район обеспечить Чеботаря А.Г. жилой площадью за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области не ниже установленных законом социальных норм в пределах территории Домбаровского района.

В судебном заседании представитель истца прокурор Нефедов А.В. поддержал исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске, и пояснил, что Чеботарь А.Г. состоит на учете в администрации МО Домбаровский район с … года как нуждающийся в жилом помещении по категории «ребенок-сирота». Жилье за Чеботарем А.Г. не закреплялось, у него нет жилья в настоящее время, хотя он имеет право на получение жилья вне очереди.

Чеботарь А.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В своем заявлении просит суд о рассмотрении дела без его участия, заявленные прокурором требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика администрации МО Домбаровский район Оренбургской области Умбетов Р.Е., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В своем заявлении просит суд о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражает.

Представитель третьего лица Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В отзыве на иск указал, что обращение прокурора с иском об обеспечении жильем вне очереди Чеботарь А.Г. нарушает права других детей, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых право на обеспечение жильем возникло раньше, а также нарушается п.3 ст. 17 Конституции РФ о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Руководствуясь п.3- 4 ст. 167 ГПК РФ суд определил о рассмотрении дела в отсутствие истца, представителей ответчика и третьего лица.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 40, 44 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище, дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.

На основании ст. 57 ч. 2 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

При этом, согласно ч. 3, 4, 5 данной статьи жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления, такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с абз. 2 п.1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в ВС РФ, снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны быть незамедлительно обеспечены жильем.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Статьями 1, 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года № 1853\389- IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда указанной категории граждан.

Судом установлено следующее.

Постановлением главы администрации МО Домбаровский поссовет Оренбургской области № … от … года Чеботарь А.Г. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Согласно постановлению администрации МО Домбаровский район № … от … года «Об утверждении уточненного списка отдельных категорий граждан, состоящих на учете на получение жилья по договору найма на территории МО Домбаровский район», Чеботарь А.Г. принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории детей-сирот … года, включен в список очередников как ребенок-сирота.

Из постановления администрации МО Домбаровский район № … от … года видно, что попечителем несовершеннолетнего Чеботарь А.Г., … года рождения, назначен К.Д.А..

Согласно справке администрации МО Домбаровский поссовет Чеботарь А.Г., … года рождения, на территории Домбаровского района закрепленного жилого помещения не имеет.

Согласно свидетельству о рождении серии Чеботарь А.Г. родился … года, его матерью является Ч.С.Г., отец Ч.Г.П.

Из справки о рождении № … о рождении … года Чеботарь А.Г. видно, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

Согласно решению Домбаровского районного суда Оренбургской области от … года Ч.С.Г., … года рождения, лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей Чеботарь А.Г., … года рождения, и Ч.И.Г., … года рождения.

Согласно отметке о регистрации по месту жительства в паспорте Чеботарь А.Г. он зарегистрирован по ул. … с … года, до указанной даты был зарегистрирован по ул. ….

Согласно сведениям ГУП «ОЦИиОН», Управления Росреестра Оренбургской области от … года за Чеботарем А.Г. отсутствуют зарегистрированные права на недвижимое имущество на территории Оренбургской области.

В судебном заседании установлено также, что на день рассмотрения дела в суде Чеботарь А.Г. не снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доказательств обратного администрацией МО Домбаровский район не представлено.

В соответствии со ст. 57 ч.2 п. 2 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ.

В соответствии со ст.8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья. Таким образом, законодательством Российской Федерации обязанность обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления по достижению ими совершеннолетия и окончания обучения либо службы в рядах Вооруженных сил.

Пункт 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 19.12.2007 г. № 1853/389 «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан», предусматривает, что органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем муниципального жилищного фонда отдельных категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательный и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Следовательно, закон обязывает органы местного самоуправления, в данном случае администрацию МО Домбаровский район, обеспечить детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди.

В судебном заседании установлено, что Чеботарь А.Г. состоит на учете по месту жительства как нуждающийся в улучшении жилищных условий, по настоящее время с указанного учета не снят, закрепленного жилья не имеет, зарегистрирован по ул. …, где был поставлен на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в … году закончил обучение в …, следовательно, право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ у него возникло с … года, с момента постановки на учет, однако вопрос о предоставлении жилья не решен до сих пор, гарантии получения жилья до исполнения ему 23 лет не предоставлено, что нарушает его право на получение жилья вне очереди как ребенка-сироты.

При этом суд считает несостоятельными доводы представителя третьего лица о том, что удовлетворение заявления прокурора может привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц, поскольку разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

При таких обстоятельствах, а также с учетом позиции представителя ответчика администрации МО Домбаровский район, суд полагает, что исковые требования о возложении обязанности на администрацию МО Домбаровский район обеспечить Чеботарь А.Г. благоустроенным жильем не менее установленных законом социальных норм подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Домбаровского района, действующего в интересах Чеботарь А.Г., к администрации МО Домбаровский район об обязании обеспечения жилым помещением за счет средств бюджета субъекта РФ – Оренбургской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области предоставить Чеботарь А.Г., … года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не ниже установленной социальной нормы предоставления по договору социального найма в п. Домбаровский, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Оренбургской области.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Домбаровский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: