Решение о признании право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма



Дело № 2-301/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2012 года                             г. Долинск

Долинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи -         Савиновой О.П.

при секретаре -                 Егорушкиной И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Долинского городского суда гражданское дело по иску Клишиной И.Н. к Комитету по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский», третье лицо – Администрация МО ГО «Долинский» о признании право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истец Клишина И.Н. обратилась в Долинский городской суд с иском к Комитету по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский» о признании право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес>, по тем основаниям, что она и члены её семьи в 2003 году были вселены в вышеуказанное жилое помещение, имеющее статус «общежитие», предоставленное ей в качестве служебного жилья как работнику ООО «<данные изъяты>». Впоследствии общежитие было передано в муниципальную собственность. На заявление о заключении договора социального найма ответчиком истцу отказано, поскольку жилое помещение имеет статус общежития и состоит в реестре специализированного жилого фонда МО ГО «Долинский».

В судебном заседании Клишина И.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, и просит их удовлетворить. Дополнительно пояснив, что в 2003 году она проходила производственную практику в ООО «<данные изъяты>» и так как ей негде было проживать, директором Общества ей была предоставлена однокомнатная квартира в общежитии по адресу: <адрес>, а ДД.ММ.ГГГГ истица была зарегистрирована по данному адресу. До настоящего времени Клишина И.Н. проживает в спорной квартире, оплачивает коммунальные услуги, содержит её и производит текущий ремонт.

Представитель КУМС и Администрации МО ГО «Долинский» Рудикова С.А., действующая на основании доверенностей, против удовлетворения исковых требований не возражала, при этом пояснила, что право пользования истца спорным жилым помещением не оспаривает. Однако заключить договор социального найма КУМС не может без судебного решения, так как Клишина И.Н. не представила документы, подтверждающие распределение ей спорного жилого помещения в установленном законом порядке (ордер или решение жилищной комиссии).

Выслушав истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище и, гарантируя его предоставление бесплатно или за доступную плату малоимущим и иным указанным в законе гражданам, не регламентирует порядок предоставления жилых помещений. Такой порядок устанавливается жилищным и иным специальным законодательством в зависимости от правового положения гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ (ред. от 04.06.2011) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.ст. 4-7, 10 ЖК РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) находившиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образовывали жилищный фонд. Жилищный фонд включал в себя жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). Государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Жилые дома и жилые помещения предназначались для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений.

Граждане РСФСР имели право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.

Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставлялись гражданам в бессрочное пользование. Никто не мог быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом (ст. 10 ЖК РСФСР).

Управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями (ст. 17 ЖК РСФСР).

В соответствии со ст.ст. 28-30, 40, 43, 47 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставлялись указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в общежитиях. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работавших на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно было быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилые помещения предоставлялись гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.

Согласно ст. ст. 109-110 ЖК РСФСР для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы использовались общежития. Под общежития предоставлялись специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовывались мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживавших в них. Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определялся законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР. Прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежали выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития, которое было им предоставлено в связи с работой или учебой. Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могли быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 настоящего Кодекса, могли быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения (статья 97 ЖК РСФСР).

Судом установлено, что на момент вселения истца в квартиру <адрес> по <адрес> в <адрес> здание имело статус «общежитие». Постановлением мэра МО Долинский район № от ДД.ММ.ГГГГ года здание общежития по адресу: <адрес> <адрес> было принято от ОАО «<данные изъяты>» в муниципальную собственность и передано в доверительное управление ООО «<данные изъяты>». Решением собрания МО ГО «Долинский» № от ДД.ММ.ГГГГ здание по адресу: <адрес> <адрес> внесено в реестр объектов жилого фонда МО ГО «Долинский», то есть с него снят статус «общежитие».

В ходе рассмотрения гражданского дела установлено и подтверждено исследованными доказательствами, что в 2003 году по распоряжению директора ООО «<данные изъяты>» Клишиной И.Н. была предоставлена квартира по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>. Фактически данное жилое помещение является изолированной однокомнатной квартирой, с ванной и кухней. Клишина И.Н. зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени истица проживает по месту регистрации, оплачивает коммунальные услуги и найм жилья, содержит жилое помещение и производит текущий ремонт.

Таким образом, судом установлено, что администрацией ООО «<данные изъяты>», в установленном на тот момент порядке, истцу было предоставлено жилое помещение в общежитии по адресу: <адрес> <адрес>, где она была зарегистрирована. Поскольку ответчиком не предоставлено суду доказательств того, что Клишина И.Н. самовольно вселилась в спорное жилое помещение, то суд считает установленным факт законного вселения истца в жилое помещение по адресу: <адрес>.

Как следует из материалов дела, общежитие по адресу: <адрес> было принято в ноябре 2003 года от ОАО «<данные изъяты>» в муниципальную собственность, то есть на момент вступления в силу ст.7 Вводного закона, указанное общежитие уже являлось муниципальной собственностью и с проживавшими в нем гражданами должны были быть заключены договора социального найма. Включение общежития в реестр специализированного жилого фонда МО ГО «Долинский в июне 2006 года противоречило законодательству. С мая 2011 года жилое помещение по адресу: <адрес>, значится в реестре объектов муниципального жилищного фонда МО ГО «Долинский», то есть не относится к специализированному жилищному фонду.

Из ст. 7 Вводного закона следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Гражданину, фактически пользовавшемуся всем жилым помещением (квартирой) в доме, являвшемся общежитием, и проживавшему в нем на момент вступления в силу ст. 7 Вводного закона, также не может быть отказано в заключении договора социального найма на все изолированное жилое помещение. Следовательно, граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу Вводного закона и ЖК РФ приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Как следует из материалов дела, Клищина И.Н. фактически пользуется изолированной квартирой по адресу: <адрес> с 2003 года.

В настоящее время статус «общежитие» с жилого дома по адресу: <адрес> <адрес> снят, поэтому, в силу закона, к отношениям по пользованию спорным жилым помещением должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Кроме этого, в силу действовавшего на момент вселения Клишиной И.Н. жилищного законодательства, она, как проживающая в общежитии, считалась нуждающиейся в улучшении жилищных условий.

Согласно ст. 13 Вводного закона граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, имеющие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.

Поскольку Клишина И.Н. в 2003 году на законных основаниях вселилась в жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес>, предоставленное ей по месту работы как лицу, нуждающемуся в жилье, проживает в нем фактически на условиях социального найма, так как добросовестно вносит за это плату, не может быть выселена без предоставления другого благоустроенного жилого помещения, поэтому суд признает за ней право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> <адрес> на условиях договора социального найма.

Суд также учитывает то, что ответчиком, в установленном законом порядке, Клишина И.Н. не признавалась не приобретшей право пользования спорным жилым помещением, не предъявлялось к ней и встречное требование о выселении.

Статьей 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно действующему Положению о КУМС, утвержденному 27.01.2010 года, он является иным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по управлению муниципальным имуществом. Поскольку квартира по адресу: <адрес> <адрес> является муниципальной собственностью, то обязанность заключить договор социального найма с Клишиной И.Н. должна быть возложена именно на Комитет по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Клишиной И.Н. право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма.

Возложить на Комитет по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский» обязанность заключить договор социального найма с Клишиной И.Н. на жилое помещение по адресу: <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Долинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий – О.П.Савинова

Мотивированное решение составлено 25 мая 2012 года.