Дело №2-397/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 30 июля 2012 года г. Долинск Долинский городской суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи- Еськовой И.П. при секретаре - Хон Ю.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Долинского городского суда гражданское дело по иску Манькова О.А., Маньковой И.В., Маньковой А.О. и Манькова А.О. к Комитету по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский» о признании права пользования жилым помещением и возложении обязанности заключить договор социального найма, УСТАНОВИЛ: Истцы 27.06.2012 года обратились в Долинский городской суд с иском к Комитету по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский» (далее- КУМС) о признании за ними права постоянного пользования жилым помещением и возложении обязанности заключить с Маньковым О.А. договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>. В обоснование иска указано, что они проживают в спорном жилом помещении с 2004 года на основании приказа главы администрации с.Быков № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилой площади» (ордер не выдавался), то есть были вселены в квартиру на законных основаниях и фактически проживают в жилом помещении на условиях договора социального найма, поскольку производят оплату за найм и коммунальные услуги по тарифам, действующим для жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма. Решением комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ истцы были признаны малоимущими, но в признании их нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма им было отказано в декабре 2011 года. Кроме этого, Маньков А.О. является инвалидом <данные изъяты> группы, что дает ему право на жилую площадь. Ответчик КУМС, будучи надлежаще уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил, ходатайств об отложении не заявлено, просит рассмотреть дело без участия представителя. С согласия участников процесса судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика КУМС. В судебном заседании Маньков О.А. на исковых требованиях настаивал и просит их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что в 2004 году он приехал в с.Быков для работы на шахте из г.Шахтерска. В спорное жилое помещение был вселен и зарегистрирован 01.06.2004 года с согласия нанимателя ФИО6 как ее сожитель, хотя таковым не являлся и совместно с ней в квартире не проживал. После того как он зарегистрировался в квартире, сама ФИО6 снялась с регистрационного учета, так как уже проживала по другому адресу. На момент его вселения и регистрации ФИО6 в квартире фактически не проживала, квартира пустовала. В июле 2004 года он (Маньков) вселил в квартиру членов своей семьи: жену и двоих детей, и с этого времени они проживают в ней постоянно. В октябре 2004 года Манькова И.В. (жена Манькова О.А.) начала оформлять законность вселения их семьи в спорную квартиру. 27.10.2004 года был заключен типовой договор найма в управляющей компании, а затем 02.11.2004 года в администрации с.Быков на основании этого договора был издан приказ о закреплении за ним квартиры, в которой он уже фактически жил вместе с семьей. На учете как нуждающийся в получении жилья он на тот момент не состоял, решение жилищной комиссией о предоставлении ему спорной квартиры не принималось, ордер не выдавался. Однако, поскольку он длительное время проживает в спорной квартире, оплачивает коммунальные услуги, содержит ее в надлежащем состоянии, то считает, что приобрел на нее право пользования по договору социального найма. Иного жилья ни у него, ни у членов его семьи не имеется, но в заключении с ним договора социального найма в КУМС ему отказали, что лишает возможности приватизировать спорную квартиру. Истцы Манькова И.В., Манькова А.О. и Маньков А.О. дали аналогичные пояснения, на удовлетворении иска настаивают. Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Статьей 40 Конституции РФ гарантировано, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Вместе с тем статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище и, гарантируя его предоставление бесплатно или за доступную плату малоимущим и иным указанным в законе гражданам, не регламентирует порядок предоставления жилых помещений. Такой порядок устанавливается жилищным и иным специальным законодательством в зависимости от правового положения гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Согласно ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. В силу ст. 5 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» №189-ФЗ от 29.12.2004 года к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст.ст. 6,10,15,17,22 ЖК РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Граждане имели право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР. Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставлялись гражданам в бессрочное пользование. Районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские Советы народных депутатов РСФСР в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда распределяли жилую площадь и предоставляли гражданам жилые помещения в домах жилищного фонда, находящегося в их ведении; решали другие вопросы в области использования и сохранности жилищного фонда в соответствии с законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и иным законодательством РСФСР. Управление жилищным фондом местных Советов народных депутатов осуществлялось их исполнительными комитетами и образуемыми ими органами управления. Для эксплуатации государственного и общественного жилищного фонда создавались жилищно-эксплуатационные организации, деятельность которых осуществлялась на основе хозяйственного расчета. Согласно ст.ст. 28, 30,31 ЖК РСФСР граждане, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Порядок учета граждан, нуждавшихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливался законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производился по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов. Статьями 42, 47 ЖК РСФСР было установлено, что жилые помещения предоставлялись гражданам в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете из депутатов Советов, представителей общественных организаций, трудовых коллективов. На основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдавал гражданину ордер, который являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. В силу ст.ст. 50, 51, 53 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. Типовой договор найма жилого помещения, правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории был утвержден Советом Министров РСФСР. Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. В договоре найма жилого помещения определялись права и обязанности сторон по пользованию жилыми помещениями. К отношениям, вытекающим из договора найма жилого помещения, в соответствующих случаях применяются также правила гражданского законодательства Союза ССР и РСФСР. Согласно ст.ст. 54, 54.1, 66 ЖК РСФСР наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. Только граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретали равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являлись или признавались членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.02.1993 года № 2-П «По делу о проверке конституционности правоприменительной практики, связанной с судебным порядком рассмотрения споров о предоставлении жилых помещений; о проверке конституционности административного порядка выселения граждан из самоуправно занятых жилых помещений с санкции прокурора; о проверке конституционности отказа в возбуждении уголовного дела» было разъяснено, что под самоуправным занятием жилого помещения понимается вселение в помещение без предоставления его в установленном порядке (т.е. без ордера) и без заключения договора найма. Не может считаться законным основанием для подобного вселения в жилое помещение и судебное решение, поскольку оно представляет собой лишь один из юридических фактов, который сам по себе, без выдачи ордера, не может породить субъективного права на жилое помещение. Иное означало бы вмешательство суда в компетенцию органов, осуществляющих управление государственным и муниципальным жилищным фондом (статья 17 Жилищного кодекса Российской Федерации), что противоречит статье 3 Конституции Российской Федерации, провозгласившей построение системы государственной власти на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. В судебном заседании установлено, подтверждается исследованными документами и не оспаривается сторонами, что жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, было предоставлено в январе 1993 года ФИО6 и членам ее семьи: мужу и четырем дочерям (л.д.19). Поскольку ФИО7 умер в 1995 году, а все дочери выбыли на другие места жительства и были сняты с регистрационного учета в разные годы, то в июне 2004 года ФИО6 являлась единственным нанимателем трехкомнатной муниципальной квартиры по адресу: <адрес>. Данную квартиру ФИО6 не приватизировала. 01.06.2004 года Маньков О.А. был зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес> в качестве сожителя ФИО6, а уже 08.06.2004 года сама ФИО6 снялась с регистрационного учета, что следует из записей в поквартирной карточке (л.д.19). Хотя Маньков О.А. и был зарегистрирован в квартире в качестве сожителя ФИО6, но как пояснил сам истец таковым не являлся, кроме того он никогда совместно с ФИО6 в спорной квартире не проживал, общее хозяйство с ней не вел, то есть не являлся и не признавался членом ее семьи. 13.07.2004 года в спорной квартире Маньков О.А. зарегистрировал свою супругу Манькову И.В. и дочь Манькову А.О., а 27.07.2004 года – сына Манькова А.О. 27.10.2004 года между Маньковым О.А. и МУП «БПЖКУ» был заключен договор найма спорного жилого помещения, и только в ноябре 2004 года Маньков О.А. обратился с заявлением к главе администрации <адрес> о закреплении за ним жилой площади по адресу: <адрес>. Приказом главы администрации п.Быков от ДД.ММ.ГГГГ № данное жилое помещение было закреплено за Маньковым О.А. (состав семьи 4 человека). Как пояснил в судебном заседании сам Маньков О.А., на тот период он на учете в Администрации с. Быков как нуждающийся в жилом помещении не состоял, решение о предоставлении ему спорной квартиры жилищной комиссией не принималось, ордер на вселение не выдавался. Таким образом, судом установлено и подтверждено исследованными доказательствами, что вселение Манькова О.А. в квартиру по адресу: <адрес>, было произведено с нарушением действовавшего на тот период законодательства, вследствие чего он не приобрел равное с нанимателем (ФИО6) право пользования спорным жилым помещением, а являлся лишь временным жильцом до момента прекращения договора социального найма, ранее заключенного на законных основаниях с ФИО6, и соответственно у него не было права вселять в жилое помещение свою супругу и детей. В ходе рассмотрения дела истцами не были предоставлены суду доказательства, подтверждающие соблюдение процедуры их вселения в жилое помещение по адресу: <адрес> по договору социального найма, установленной действовавшим на тот период жилищным законодательством. Материалами дела установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> до настоящего времени относится к муниципальному жилищному фонду социального использования. Однако, договор социального найма спорного жилого помещения с Маньковым О.А. не заключался, так как решение о предоставлении ему данной квартиры в порядке, установленном Жилищным Кодексом РФ, действующим с 01.03.2005 года, также не принималось. Так, ст. ст. 49, 52, 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. Истцами не были предоставлены суду доказательства того, что они состояли на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, что принималось решение органом местного самоуправления о предоставлении им жилого помещения по договору социального найма по адресу: <адрес>, что на основании данного решения им был выдан ордер на вселение или с ними был заключен именно договор социального найма, а не иной договор. Довод Манькова О.А. о том, что им был заключен с МУП «БПЖКУ» договор найма спорного жилого помещения, на основании которого приказом главы Администрации п. Быков ФИО8 квартира по адресу: <адрес> была за ним закреплена, не может быть принят судом как безусловное основание для удовлетворения его исковых требований. Оценивая вышеуказанные документы, суд приходит к следующему: В имеющейся в материалах дела копии Типового договора найма жилого помещения от 27.10.2004 года не указан номер квартиры, а также документ, удостоверяющий право Манькова О.А. на жилую площадь (решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма), каковым на тот момент мог являться только ордер. Согласно ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем. По требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с одним из членов семьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. В соответствии со ст.ст. 60, 63 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации. Однако, имеющийся в материалах дела договор, по указанным в нем условиям, не является договором социального найма жилого помещения, который заключался и заключается без указания срока его действия. На день составления данного договора Постановлением Совмина РСФСР от 25.09.1985 года № 415 (ред. от 23.07.1993 года) был утвержден иной типовой договор социального найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР. Поэтому довод Манькова О.А., что с ним был заключен уполномоченным органом договор социального найма, не состоятелен, поскольку документально ничем не подтвержден. Требования о признании за ними права пользования жилым помещением по адресу: <адрес> по иным основаниям истцы не заявляли, поскольку настаивали на признании за ними права пользования спорным жилым помещением именно на условиях договора социального найма. Приказ главы администрации п. Быков как основание для возникновения права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма законодательно не предусмотрен. Согласно Положению об администрации поселка Быков МО Долинский район, утвержденному постановлением мэра № от ДД.ММ.ГГГГ и действовавшему в период возникновения спорных правоотношений, Администрация п. Быков имела право выдавать ордера на заселение в жилые помещения, расположенные на подведомственной территории. При этом в силу Положения о жилищно-бытовой комиссии при администрации п.Быков от 07.02.2003 года именно данный орган местного самоуправления был правомочен вносить в администрацию п. Быков предложения о предоставлении гражданам жилых помещений. Только на основании решения данной комиссии о предоставлении гражданину жилого помещения глава Администрации издавал приказ о предоставлении (а не о закреплении) жилого помещения и выдаче ордера на вселение (п.п.3.3 и 7). В соответствии с действовавшими на тот период нормами жилищного законодательства (до 01.03.2005 года) и нормативно-правовым актам органа местного самоуправления, сначала должно было быть принято уполномоченным органом решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования, выдан ордер, а потом заключен договор социального найма, а не наоборот (приказ главы администрации с. Быков издан на основании типового договора найма жилого помещения, который в свою очередь заключен без указания на то, в связи с чем у Манькова О.А. возникло право пользования спорной квартирой). Таким образом, заключение Маньковым О.А. договора найма жилого помещения с МУП «БПЖКУ» и получение приказа главы Администрации п. Быков о закреплении за ним спорного жилого помещения, суд расценивает как злоупотребление им правом и попыткой узаконить любым способом свое проживание в муниципальной квартире по адресу: <адрес>. Ссылка истцов на то, что они добросовестно оплачивают квартплату и коммунальные услуги, поэтому приобрели право пользования данным жилым помещением на основании договора социального найма, не основана на законе, так как законодатель не связывает право пользования жилым помещением с фактом проживания в нем, регистрацией или оплатой коммунальных услуг, а только с тем обстоятельством – законно вселен гражданин или нет. Материалами дела установлено, что Маньков О.А. был вселен и зарегистрирован ФИО6 не как член ее семьи, поскольку таковым не являлся и не признавался, а мог иметь на тот момент только статус временного жильца, и фактически после окончательного расторжения нанимателем договора социального найма с 09.06.2004 года утратил право пользования спорным жилым помещением. Манькова И.В., Манькова А.О. и Маньков А.О. были вселены Маньковым О.А. также с нарушением действовавшего на тот период жилищного законодательства, поэтому право на жилое помещение по адресу: <адрес> по договору социального найма они не приобрели. Согласно действующему гражданскому и жилищному законодательству право пользования жилым помещением может быть признано за гражданином, если он проживает в нем на законных основаниях – по договору социального или иного найма, договору поднайма, аренды, на праве безвозмездного пользования, в качестве временного жильца. Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что истцы, вселившись в квартиру по адресу: <адрес>, права пользования на условиях договора социального найма на нее не приобрели, поскольку вселение было произведено с нарушением действовавших на тот период норм жилищного законодательства. Фактически Маньков О.А. являлся лишь временным жильцом до момента прекращения договора социального найма, ранее заключенного на законных основаниях с ФИО6 Довод истцов о том, что поскольку Маньков А.О. является инвалидом <данные изъяты> группы и в силу имеющегося у него заболевания должен быть обеспечен жилым помещением, также является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании закона. В силу Постановления правительства РФ № 817 от 21.12.2004 года Манькову А.О. положена только дополнительная жилая площадь, но такого требования им заявлено не было. Поскольку истцами доказательств тому, что они проживают в спорном жилом помещении на законных основаниях, суду предоставлено не было, то заявленные ими требования о признании за ними права на постоянное пользование спорным жилым помещением по договору социального найма и о возложении на КУМС обязанности заключить с Маньковым О.А. такой договор на спорное жилое помещение, удовлетворению не подлежат в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований о признании права постоянного пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и о возложении на Комитет по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский» обязанности заключить с Маньковым О.А. договор социального найма на данное жилое помещение Манькову О.А, Маньковой И.В., Маньковой А.О. и Манькову А.О. - отказать в полном объеме. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Долинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий - И.П.Еськова Мотивированное решение составлено 03 августа 2012 года.