Дело № 2-129 /2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 февраля 2012 года г. Долинск
Долинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи - Савиновой О.П.
при секретаре - Барнышевой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Долинского городского суда гражданское дело по заявлению временно исполняющего полномочия мэра муниципального образования городской округ «Долинский» об оспаривании представления заместителя Долинского городского прокурора об устранении нарушений требований закона,
У С Т А Н О В И Л:
Временно исполняющий полномочия мэра МО ГО «Долинский» Данилов В.В. обратился в Долинский городской суд с заявлением об оспаривании представления заместителя Долинского городского прокурора об устранении нарушений требований закона. В обоснование заявления указано, что заместителем Долинского городского прокурора Сорокожердевым С.А. в адрес заявителя внесено представление от 20.01.2012 года № 7-34-2012 об устранении нарушений требований ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В вышеуказанном представлении заместитель Долинского городского прокурора указывает, что издаваемые в настоящее время главой муниципального образования постановления мэра МО ГО «Долинский», не легитимны, что нарушает права неопределенного круга лиц. Однако с данным указанием заявитель не согласен, поскольку главой муниципального образования издаются постановления и распоряжения в соответствии с предоставленными ему Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочиями.
В судебное заседание временно исполняющий полномочия мэра МО ГО «Долинский» Данилов В.В., заместитель Долинского городского прокурора Сорокожердев С.А. не прибыли, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель временно исполняющего полномочия мэра МО ГО «Долинский» по доверенности Барвин В.В. заявление поддержал по основаниям, изложенным в нем. Дополнительно пояснил, что представление не содержит указание, в чем выражается не легитимность, а также не приведены доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Кроме того, заместитель Долинского городского прокурора требует принять меры по устранению допущенных нарушений закона, то есть отменить все ранее вынесенные главой муниципального образования постановления, что является незаконным, поскольку спор о форме бланка ничьих прав не нарушает.
Помощник прокурора Окунева К.Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявления возражала и показала, что правовая регламентация общественных отношений по вопросам местного значения муниципальных образований является правом и обязанностью органов местного самоуправления. В соответствии с ч.ч. 4 и 6 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, издает постановления и распоряжения местной администрации. Исходя из положений ст. 22 Устава МО ГО «Долинский», принятого решением Долинского районного Собрания от 25.01.2006 № 52/6, выборным органом местного самоуправления является мэр городского округа «Долинский» - глава муниципального образования. В нарушение указанной нормы мэр городского округа «Долинский» издает (принимает) правовые акты в форме постановлений и распоряжений главы муниципального образования.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В Постановлении Пленума Верховного суда Российской федерации от 10 февраля 2009 года № 2 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействия) которых могут быть оспорены в суде по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся в частности, должностные лица органов прокуратуры (п.3 Постановления).
Статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Закон «О прокуратуре Российской Федерации») на прокуратуру Российской Федерации возложена обязанность в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществлять надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Статьей 22 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору и его заместителю предоставлено право при осуществлении возложенных на них функций вносить представления об устранении нарушений закона.
Представление об устранении нарушений закона в соответствии со ст. 24 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как видно из материалов дела, 20 января 2012 года заместитель Долинского городского прокурора Сорокожердев С.А. внес временному исполняющему полномочия мэра МО ГО «Долинский» Данилову В.В. представление об устранении нарушений требований ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором указал, что в нарушение вышеуказанной нормы Федерального закона глава муниципального образования городской округ «Долинский» издает постановления мэра городского округа «Долинский».
Указанным представлением временно исполняющему обязанности мэра МО ГО «Долинский» Данилову В.В. предложено безотлагательно рассмотреть представление и принять меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих; о времени и месте рассмотрения представления уведомить Долинского городского прокурора в письменной форме, привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона; о принятых мерах не позднее, чем в месячный срок, письменно сообщить в Долинскую городскую прокуратуру с предоставлением копий документов о принятых мерах дисциплинарного характера в отношении конкретных лиц.
На основании ст.ст. 7,17 Федерального закона от 09.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органам местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 22, пунктов 1,4 статьи 38, пункта 1 статьи 40 Устава муниципального образования городской округ «Долинский» Сахалинской области принятого решением Собрания МО ГО «Долинский» 25.01.2006 года № 52/6 (с последующими изменениями и дополнениями) – мэр городского округа является высшим должностным лицом городского округа, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, возглавляет администрацию городского округа.
Мэр городского округа в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Сахалинской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Собрания городского округа, издает постановления местной администрации обязательные для исполнения на всей территории городского округа и распоряжения местной администрации - по вопросам внутренней деятельности администрации городского округа.
Согласно статье 42 Устава МО ГО «Долинский» полномочия руководителя (главы) администрации городского округа осуществляет мэр городского округа.
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
На основании части 1 статьи 40 Устава МО ГО «Долинский» мэр городского округа в соответствии со своей компетенцией принимает (издает) постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Сахалинской области, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы администрации городского округа, координации деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления городского округа и администрации сел и обеспечения нормативных правовых актов Собрания городского округа.
Таким образом, единственный вид правового акта, принятие которого находится в компетенции главы муниципального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации - это постановления и распоряжения местной администрации.
Однако судом установлено и не оспаривалось представителем заявителя, что принимаемые мэром и временно исполняющим полномочия мэра МО ГО «Долинский» правовые акты обличены в форму постановлений и распоряжений главы муниципального образования городской округ «Долинский», что противоречит закону.
Следовательно, изложенное заместителем Долинского городского прокурора в представлении требование к временно исполняющему полномочия мэра муниципального образования городской округ «Долинский» об исполнении ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ является обоснованным и подлежит исполнению заявителем.
В соответствии с частью 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом и в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права и свободы гражданина не были нарушены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что действия заместителя Долинского городского прокурора Сорокожердева С.А. по внесению представления было осуществлено на основании выявленных нарушений закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в пределах его полномочий, в отсутствии нарушений прав и свобод заявителя.
Ссылку представителя заявителя о том, что заместитель Долинского городского прокурора в представлении требует устранить нарушения закона, путем отмены всех ранее вынесенных постановлений, суд признает неправомерной, поскольку представление данного требования не содержит и в судебном заседании указанного обстоятельства не установлено.
Довод представителя заявителя, что вынесенные постановления не нарушают права и свободы неопределенного круга лиц, правового значения для рассмотрения данного дела не имеют, поскольку судом достоверно установлено, что форма принимаемых мэром (временно исполняющим полномочия мэра) постановлений, противоречит действующему законодательству.
Принимая во внимание приведенные выше нормы закона и учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд находит заявление временного исполняющего полномочия мэра МО ГО «Долинский» Данилова В.В. необоснованным и неправомерным, в связи с чем, отказывает в его удовлетворении.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления временного исполняющего полномочия мэра муниципального образования городской округ «Долинский» об оспаривании предписания заместителя Долинского городского прокурора об устранении нарушений требований закона – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление прокурором в Сахалинской областной суд через Долинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий - О.П. Савинова
Мотивированное решение составлено 10 февраля 2012 года.