Решение о признании права пользования жилым помещением.



Дело № 2-119/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 февраля 2012 года                             г. Долинск

Долинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи -            Савиновой О.П.

при секретаре -                     Колобовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Долинского городского суда гражданское дело по иску Петруха В.В., третье лицо – Петруха Н.Г. к Комитету по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский», третье лицо – Администрация МО ГО «Долинский» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Петруха В.В. 18.01.2012 года обратился в Долинский городской суд с иском к Комитету по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес> «б»- 74 по тем основаниям, что он и члены его семьи в 2001 году были вселены в вышеуказанное жилое помещение, имеющее статус «общежитие», предоставленное ему в качестве служебного жилья как работнику ООО «Углезаводск». Впоследствии общежитие было передано в муниципальную собственность. На заявление о заключении договора социального найма ответчиком истцу отказано, поскольку на спорное жилое помещение им не представлены ордер либо решение о предоставлении квартиры.

В судебном заседании Петруха В.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, и просит их удовлетворить. Дополнительно пояснив, что в 1997 году он устроился на работу в ООО «Углезаводск» и проживал в квартире № 75 по <адрес> -Б, которая была предоставлена его супруге в 1991 году. Впоследствии, в 2001 году для улучшения жилищных условий дирекция завода предоставила ему квартиру № 74, по <адрес> настоящего времени истец проживает в спорной квартире, оплачивает коммунальные услуги, содержит её и производит текущий ремонт.

Представители КУМС МО ГО «Долинский» и Администрации МО ГО «Долинский», третье лицо Петруха Н.Г. в судебное заседание не прибыли, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище и, гарантируя его предоставление бесплатно или за доступную плату малоимущим и иным указанным в законе гражданам, не регламентирует порядок предоставления жилых помещений. Такой порядок устанавливается жилищным и иным специальным законодательством в зависимости от правового положения гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ (ред. от 04.06.2011) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.ст. 4-7, 10 ЖК РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) находившиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образовывали жилищный фонд. Жилищный фонд включал в себя жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). Государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Жилые дома и жилые помещения предназначались для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений.

Граждане РСФСР имели право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.

Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставлялись гражданам в бессрочное пользование. Никто не мог быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом (ст. 10 ЖК РСФСР).

Управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями (ст. 17 ЖК РСФСР).

В соответствии со ст.ст. 28-30, 40, 43, 47 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставлялись указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в общежитиях. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работавших на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно было быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилые помещения предоставлялись гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.

Согласно ст. ст. 109-110 ЖК РСФСР для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы использовались общежития. Под общежития предоставлялись специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовывались мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживавших в них. Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определялся законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР. Прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежали выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития, которое было им предоставлено в связи с работой или учебой. Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могли быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 настоящего Кодекса, могли быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения (статья 97 ЖК РСФСР).

Постановлением Совета Министров РСФСР № 328 от 11.08.1988 года было утверждено «Примерное положение об общежитиях» (далее –Положение), согласно которому был установлен порядок предоставления жилой площади в общежитиях государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений и общественных объединений (именуются в дальнейшем - объединения, предприятия, учреждения, организации и учебные заведения) и пользования ею (п.1 Положения).

Общежития предназначались для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы. Под общежития предоставлялись специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовывались мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них, в соответствии с типовыми нормами (п.2 Положения).

Жилая площадь в общежитии предоставлялась рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находилось общежитие. На основании принятого решения администрацией выдавался ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме. При вселении в общежитие ордер сдавался администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещалось (п.10 Положения).

Вселяемому в общежитие выдавалась мебель, постельные принадлежности и другой инвентарь. Он должен быть ознакомлен с правилами внутреннего распорядка, правами и обязанностями проживающих в общежитии (п.11 Положения).

Выселение граждан, проживавших в общежитии, производилось по основаниям и в порядке, установленным жилищным законодательством (п.22 Положения).

При рассмотрении дела установлено, что на момент вселения истца в квартиру № 74 <адрес>-б по <адрес> в <адрес> здание имело статус «общежитие». Постановлением мэра МО Долинский район № 817 от ДД.ММ.ГГГГ здание общежития по адресу: <адрес> «б» было принято от ОАО «УЗЖБИ» в муниципальную собственность и передано в доверительное управление ООО «Углезаводск». Решением собрания МО ГО «Долинский» № 331/23 от ДД.ММ.ГГГГ здание по адресу: <адрес> «б» внесено в реестр объектов жилого фонда МО ГО «Долинский», то есть с него снят статус «общежитие».

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика КУМС и третьего лица - Администрации МО ГО «Долинский» Рудикова С.А., действующая на основании доверенностей, пояснила, что право пользования истца спорным жилым помещением не оспаривает. Однако заключить договор социального найма КУМС не может без судебного решения, так как Петруха В.В. не представил документы, подтверждающие распределение ему спорного жилого помещения в установленном законом порядке (ордер или решение жилищной комиссии).

В ходе рассмотрения гражданского дела установлено и подтверждено исследованными доказательствами, что семья Петруха, в составе трех человек, проживала по адресу: <адрес> «Б» <адрес>, нанимателем которого являлась Петруха Н.Г. – супруга истца. В 2001 году Петруха В.В. и его супруге, по распоряжению директора ООО «Углезаводск» ФИО8, для улучшения жилищных условий была предоставлена жилая площадь 33 кв.м, там же, в общежитии по адресу: <адрес> «б» <адрес>. Фактически данное жилое помещение является изолированной однокомнатной квартирой с ванной и кухней. Петруха В.В. и Петруха Н.Г. зарегистрированы по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. До настоящего времени проживают по месту регистрации, оплачивают коммунальные услуги и найм жилья, содержат жилое помещение и производят текущий ремонт.

Таким образом, судом установлено, что Петруха В.В. администрацией ООО «Углезаводск» (в лице директора Общества ФИО8) в установленном на тот момент порядке было предоставлено жилое помещение в общежитии по адресу: <адрес> «б»-74, где он был зарегистрирован. Поскольку ответчиком не предоставлено суду доказательств того, что Петруха В.В. самовольно вселился в спорное жилое помещение, то суд считает установленным факт законного вселения истца в жилое помещение по адресу: <адрес> «б»-74.

Также судом установлено и не оспаривается ответчиком, что Петруха В.В. фактически пользуется не койко-местом в общежитии, а жилым помещением в виде однокомнатной квартиры.

Как следует из материалов дела, общежитие по адресу: <адрес> «б» было принято в ноябре 2003 года от ОАО «УЗЖБИ» в муниципальную собственность, то есть на момент вступления в силу ст.7 Вводного закона, указанное общежитие уже являлось муниципальной собственностью и с проживавшими в нем гражданами должны были быть заключены договора социального найма. Включение общежития в реестр специализированного жилого фонда МО ГО «Долинский в июне 2006 года противоречило законодательству. В настоящее время с мая 2011 года жилое помещение по адресу: <адрес> «б»-74 значится в реестре объектов муниципального жилищного фонда МО ГО «Долинский», то есть не относится к специализированному жилищному фонду.

Из ст. 7 Вводного закона следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Гражданину, фактически пользовавшемуся всем жилым помещением (квартирой) в доме, являвшемся общежитием, и проживавшему в нем на момент вступления в силу ст. 7 Вводного закона, также не может быть отказано в заключении договора социального найма на все изолированное жилое помещение. Следовательно, граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу Вводного закона и ЖК РФ приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Как следует из материалов дела, Петруха В.В. фактически пользуется изолированной квартирой по адресу: <адрес> «б» -74 с 2001 года.

В настоящее время статус «общежитие» с жилого дома по адресу: <адрес> «б» снят, поэтому, в силу закона, к отношениям по пользованию спорным жилым помещением должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Кроме этого, в силу действовавшего на момент вселения Петруха В.В. жилищного законодательства, он, как проживающий в общежитии, считался нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно ст. 13 Вводного закона граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, имеющие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.

Поскольку Петруха В.В. в 2001 году на законных основаниях вселился в жилое помещение по адресу: <адрес> «б»-74, предоставленное ему по месту работы как лицу, нуждающемуся в жилье, проживает в нем фактически на условиях социального найма, так как добросовестно вносит за это плату согласно представленным квитанциям, не может быть выселен без предоставления другого благоустроенного жилого помещения, поэтому суд признает за ним право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> «б» -74 на условиях договора социального найма.

Суд также учитывает то, что ответчиком, в установленном законом порядке, Петруха В.В. не признавался не приобретшим право пользования спорным жилым помещением, не предъявлялось к нему и встречное требование о выселении.

Статьей 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно действующему Положению о КУМС, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, он является иным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по управлению муниципальным имуществом. Поскольку квартира по адресу: <адрес> «б»-74 является муниципальной собственностью, то обязанность заключить договор социального найма с Петруха В.В. должна быть возложена именно на Комитет по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Петруха В.В. право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма.

Возложить на Комитет по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский» обязанность заключить договор социального найма с Петруха В.В. на жилое помещение по адресу: <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Долинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья – О.П.Савинова

Мотивированное решение составлено 21 февраля 2012 года