Дело №-----
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2011 года г. Долинск
Долинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи - А.В. Зюзина
при секретаре - Н.И. Мухиной
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Долинского городского суда Сахалинской области гражданское дело по иску и.о. Долинского городского прокурора предъявленному в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Дубенчук Ю.В. о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, имеющихся в учреждении, согласно штатному расписанию,
У С Т А Н О В И Л:
07.12.2011 года и.о. Долинского городского прокурора обратился в Долинский городской суд Сахалинской области в интересах неопределенного круга лиц с настоящим иском к ответчику по тем основаниям, что в результате проверки соблюдения законодательства об охране труда, проведенной Долинской городской прокуратурой, установлено, что ИП Дубенчук Ю.В. осуществляет предпринимательскую деятельность посредством привлечения сторонних работников, однако в нарушение требований ст.ст.22,209,212 Трудового Кодекса РФ и п.1 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н аттестации рабочих мест не проведена. Поскольку указанное нарушение требований трудового законодательства в области охраны труда в условиях опасного производства создает угрозу повышенного производственного травматизма, в этой связи просил суд возложить на ответчика обязанность провести аттестацию всех рабочих мест по условиям труда, имеющихся в учреждении, согласно штатному расписанию.
Представитель Долинской городской прокуратуры, будучи надлежащим образом уведомленным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.
Ответчик Дубенчук Ю.В. в судебное заседание также не прибыла, каких-либо возражений по существу исковых требований не представила.
Поскольку в материалах дела имеются сведения о надлежащем уведомлении ответчика, в этой связи судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся сторон, в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно частей 1,2 статьи 7 и части 3 статьи 37 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, а каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии с абз.1 ст.209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В пункте 12 статьи 209 ТК РФ дано понятие аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно которому аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
На основании ст.210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
В соответствии со ст.22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
При этом абзац 11 статьи 212 ТК РФ напрямую предусматривает, что работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Таким образом, из сущности вышеуказанных правовых норм следует, что обязанность по проведению аттестации рабочих мест возлагается на работодателя.
Пунктом 1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №342н от 26.04.2011 года утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – Порядок), который устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации. При этом, требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с п. 2,4 Порядка, аттестации подлежат все рабочие места работодателя, а проводится она в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
Как следует из п.21 Порядка, основными объектами оценки травмоопасности рабочих мест являются: производственное оборудование; приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов; соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям.
Пунктом 8 Порядка установлено, что сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Результаты аттестации оформляются в соответствии с требованиями п. 44 Порядка, после чего работодатель направляет документы, указанные в п. 45 Порядка в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.
Таким образом, аттестация рабочих мест должна быть проведена работодателем незамедлительно с самого начала работы организации с целью создания безопасных и комфортных условий труда каждому работнику предприятия. Проведение аттестации дает возможность решить проблемы установления льгот и компенсаций для работника, определить приоритеты деятельности в области обеспечения безопасных и здоровых условий труда, а главное - создает условия для деятельности по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Аттестацию рабочих мест по условиям труда работодатель обязан проводить добровольно, в кратчайшие сроки, с соблюдением установленных требований и правил.
Судом достоверно установлено и подтверждено материалами дела, что согласно Свидетельству о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, ИП Дубенчук Ю.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Предпринимательскую деятельность осуществляет с 1997 года (л.д. 7-8). ИП Дубенчук Ю.В. утверждено штатное расписание, согласно которому у предпринимателя имеются рабочие места, которые замещены 3 работниками (л.д.6).
28.11.2011 года ИП Дубенчук Ю.В. с -------- заключен договор на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда (л.д. 9-10).
Вместе с тем, в судебном заседании достоверно установлено, подтверждается материалами дела и не опровергнуто ответчиком, что на момент рассмотрения дела в суде, аттестация рабочих мест работодателем не проведена, и процедура ее проведения, состоящая из комплекса мероприятий, не завершена.
Поскольку действующим законодательством предусмотрено, что обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда возлагается на работодателя, а ответчиком аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена, что в свою очередь является безусловным нарушением прав работников на безопасные условия труда, которые работают или в будущем будут работать у ИП Дубенчук Ю.В., поэтому требование и.о. Долинского городского прокурора суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Так как Долинский городской прокурор на основании п. 9 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то в соответствии со ст.103 ГПК РФ государственную пошлину необходимо взыскать с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, в размере, предусмотренном п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 198, 234-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. Долинского городского прокурора удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Дубенчук Ю.В. провести аттестацию по условиям труда всех имеющихся рабочих мест на предприятии, согласно штатному расписанию.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Дубенчук Ю.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда также может быть обжаловано сторонами в Сахалинский областной суд через Долинский городской суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий - А.В. Зюзин