Дело № --------
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 декабря 2011 года г.Долинск
Долинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи - А.В. Зюзина
при секретаре - Мухиной Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Долинского городского суда гражданское дело по иску Ким ЖА, предъявленному к Комитету по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский», третье лицо – Администрация МО ГО «Долинский» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в Долинский городской суд с настоящим иском к ответчику по тем основаниям, что в мае 1995 года она совместно со своим мужем была вселена в жилое помещение, расположенное по адресу: -----, которое было ей предоставлено в качестве служебной, в связи с ее работой в ----------. С этого же времени истец зарегистрирована в нем постоянно и проживает там до настоящего времени. Поскольку ответчик, на письменное обращение истца, о заключении договора социального найма отказал, ссылаясь на то, что до настоящего времени спорное жилое помещение относится к специализированному жилому фонду муниципального образования и по-прежнему имеет статус «общежития», в этой связи просила суд признать за ней право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и возложить обязанность на ответчика заключить с ней договор социального найма.
Будучи допрошенной в судебном заседании истица пояснила суду, что еще в 1986 году она приехала на о. Сахалин в качестве молодого специалиста. Жилья своего не имела. 17 мая 1995 года ей было предоставлено жилое помещение в общежитии, расположенном по адресу: -----------, принадлежавшее ------------ на котором она и работала. При вселении в общежитие, никаких бумаг ей предоставлено не было, однако данное жилое помещение ей было предоставлено по решению профкома завода ----------- и с согласия руководителя завода ----------. С этого же момента истец постоянно зарегистрирована в указанном жилом помещении. Помещение, в которое ее заселили, фактически являлось не комнатой в общежитии, а полноценной квартирой, в которой имеется ванна, санузел, комнаты и кухня. В момент заселения в комнатах не было никакой мебели, постельными принадлежностями жильцы не обеспечивались, но был вахтер. Она с семьей самостоятельно производит ремонт жилья и оплачивает все коммунальные услуги по отдельным квитанциям, в том числе и за услугу по социальному найму жилья, которую ей начисляет КУМС МО ГО «Долинский».
Представители ответчика КУМС и третьего лица – Администрации МО ГО «Долинский» в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, по тем основаниям, что в силу жилищного законодательства пользование муниципальными жилыми помещениями осуществляется по договору социального найма жилья, который заключается либо на основании решения о предоставлении такого помещения в пользование, либо ордера. Поскольку такого решения либо ордера истец в суд не представила, в этой связи просили в удовлетворении иска отказать. При этом, право на проживание истца в жилом помещении не оспаривают, как и не оспаривают законность вселения истца в спорное жилое помещение.
Выслушав истца Ким Ж.А., заслушав представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище и, гарантируя его предоставление бесплатно или за доступную плату малоимущим и иным указанным в законе гражданам, не регламентирует порядок предоставления жилых помещений. Такой порядок устанавливается жилищным и иным специальным законодательством в зависимости от правового положения гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ (в ред. от 04.06.2011) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.ст. 4-7, 10 ЖК РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) находившиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образовывали жилищный фонд. Жилищный фонд включал в себя жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).
Государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Жилые дома и жилые помещения предназначались для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений.
Граждане РСФСР имели право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.
Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставлялись гражданам в бессрочное пользование. Никто не мог быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом (ст. 10 ЖК РСФСР).
Управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями (ст. 17 ЖК РСФСР).
В соответствии со ст.ст.28-30,40,43,47 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставлялись указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в общежитиях. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работавших на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно было быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилые помещения предоставлялись гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
Согласно ст.ст. 109-110 ЖК РСФСР для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы использовались общежития. Под общежития предоставлялись специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовывались мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживавших в них. Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определялся законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР. Прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежали выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития, которое было им предоставлено в связи с работой или учебой. Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могли быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 настоящего Кодекса, могли быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения (статья 97 ЖК РСФСР).
Постановлением Совета Министров РСФСР №328 от 11.08.1988 года было утверждено «Примерное положение об общежитиях» (далее –Положение), согласно которому был установлен порядок предоставления жилой площади в общежитиях государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений и общественных объединений (именуются в дальнейшем - объединения, предприятия, учреждения, организации и учебные заведения) и пользования ею (п.1 Положения).
Общежития предназначались для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы. Под общежития предоставлялись специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовывались мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них, в соответствии с типовыми нормами (п.2 Положения).
Жилая площадь в общежитии предоставлялась рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находилось общежитие. На основании принятого решения администрацией выдавался ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме. При вселении в общежитие ордер сдавался администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещалось (п.10 Положения).
Вселяемому в общежитие выдавалась мебель, постельные принадлежности и другой инвентарь. Он должен быть ознакомлен с правилами внутреннего распорядка, правами и обязанностями проживающих в общежитии (п.11 Положения).
Выселение граждан, проживавших в общежитии, производилось по основаниям и в порядке, установленным жилищным законодательством (п.22 Положения).
В судебном заседании достоверно установлено, подтверждается исследованными документами и не оспаривается ответчиком, что в 1989-1990 годах было построено и принято в эксплуатацию жилое здание «общежитие гостиничного типа» по адресу: ------------, которое находилось в собственности ----------, позднее ставшего -----------. При этом, жилые помещения в данном общежитии представляли собой отдельные изолированные одно- и двухкомнатные квартиры с кухней, ванной комнатой и туалетом, то есть изначально предприятие предоставляло своим работникам не койко-место в общежитии, а жилое помещение в виде отдельной квартиры, расположенной в жилом здании, именуемом «общежитием гостиничного типа», хотя всеми необходимыми признаками общежития оно обладало только частично (был лишь комендант общежития).
Согласно постановлению мэра МО Долинский район здание общежития по адресу: ----------- было принято от ----------- в муниципальную собственность и передано в доверительное управление ---------. Именно руководство данного общества продолжало решать вопросы распределения жилых помещений в общежитии и регистрации в них.
По состоянию на 01.01.2006 года здание по адресу: ----------- значилось в реестре объектов муниципального жилищного фонда МО Долинский район в разделе благоустроенный фонд п. Углезаводск. Решением собрания МО ГО «Долинский» здание было исключено из этого реестра и переведено в реестр объектов специализированного жилого фонда. С 21.09.2007 года КУМС МО ГО «Долинский» заключил договор на управление вышеуказанным многоквартирным домом с управляющей компанией, в лице ИП -----.
Решениями собрания МО ГО «Долинский», здание по адресу: ---------- было исключено из реестра объектов специализированного жилого фонда и переведено в реестр объектов жилого фонда МО ГО «Долинский», то есть статус «общежитие» с многоквартирного жилого дома в настоящее время снят.
Однако, ответчик не согласен заключить договор социального найма с истцом, поскольку ею не предоставлены документы, подтверждающие законность ее вселения в спорное жилое помещение.
В ходе рассмотрения гражданского дела установлено и подтверждено исследованными доказательствами, что истец, с 15 января 1992 года была принята по переводу на работу начальником ОТК в -------, который в последствии был преобразован в ------------ и в ------------, а с 13.07.2000 года истец принята в отдел технического контроля -----------. С 17.05.1995 года Ким Ж.А. постоянно зарегистрирована в общежитии по адресу: ---------. До настоящего времени Ким Ж.А. проживает по месту регистрации, оплачивает коммунальные услуги и продолжает работать на данном предприятии, но уже с другим названием - ----------, которое по-прежнему действует на базе ----------, только уже с иным названием.
Данные обстоятельства подтверждены как пояснениями самой истицы, так и имеющимися в материалах дела документами - копией трудовой книжки (л.д.56-59).
Таким образом, по мнению суда, предоставление жилого помещения Ким Ж.А. без надлежащего на то оформления (без выдачи ордера, не заключен договор найма специализированного жилья) противоречило действовавшему на тот период законодательству и соответственно нарушало права истицы на жилище, так как не был соблюден предусмотренный ЖК РСФСР порядок предоставления жилого помещения и Ким Ж.А. не был выдан ордер на вселение в общежитие.
Однако, как установлено в ходе судебного разбирательства, данные нарушения произошли не по вине Ким Ж.А., то есть не свидетельствуют о самовольности ее вселения в спорное жилое помещение.
В этой связи, когда судом достоверно установлено, что Ким Ж.А. работодателем, в связи с ее работой, было предоставлено жилое помещение в общежитии по адресу: ------------, где она и была зарегистрирована, но ордер на вселение выдан не был, а ответчиком не предоставлено суду доказательств того, что Ким Ж.А. самовольно вселилась в спорное жилое помещение, то суд считает установленным факт законного вселения истицы в жилое помещение по адресу: ------------.
В настоящее время Ким Ж.А., несмотря на неоднократные переименования в связи с реорганизацией Общества, проживает в том же жилом помещении, которое ей предоставлено, в связи с работой в ------------.
Также судом установлено и не оспаривается ответчиком, что Ким Ж.А. фактически пользуется не койко-местом в общежитии, а жилым помещением в виде квартиры.
Как следует из материалов дела, общежитие по адресу: -------- было принято в ноябре 2003 года от -------- в муниципальную собственность, то есть на момент вступления в силу ст.7 Вводного закона указанное общежитие уже являлось муниципальной собственностью и не входило в реестр специализированного жилого фонда, куда было включено только в июне 2006 года, а в мае 2011 года опять исключено.
Из ст.7 Вводного закона следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Гражданину, фактически пользовавшемуся всем жилым помещением (квартирой) в доме, являвшемся общежитием, и проживавшему в нем на момент вступления в силу ст.7 Вводного закона, также не может быть отказано в заключении договора социального найма на все изолированное жилое помещение. Следовательно, граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу Вводного закона и ЖК РФ приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Как следует из материалов дела, Ким Ж.А. фактически пользуется изолированной квартирой по адресу: ----------------- с мая 1995 года. С момента вселения и до момента рассмотрения спора в суде проживает в ней без подселения других лиц, оплачивает всю занимаемую жилую площадь указанной квартиры. По объяснениям истицы, жилое помещение получено ею без указания на временный характер проживания, само жилое помещение, как и здание в целом, не обладало всеми необходимыми признаками общежития (не было обставлено мебелью и т.д.).
Также было установлено, что решением Собрания МО ГО «Долинский --------- жилое здание по адресу: ---------- было включено в реестр специализированного жилого фонда и это явилось основанием для отказа Ким Ж.А. в заключении с ней договора именно социального найма (л.д.22).
В настоящее время статус «общежитие» с жилого дома по адресу: --------- снят, поэтому в силу закона к отношениям по пользованию спорным жилым помещением должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Кроме этого, в силу действовавшего на момент вселения Ким Ж.А. жилищного законодательства, она, как проживавшая в общежитии, являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как приехала на о. Сахалин в качестве молодого специалиста и своего жилья не имела.
Согласно ст.13 Вводного закона граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей, указанные граждане, имеющие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
Поскольку Ким Ж.А. в мае 1995 года на законных основаниях вселилась в жилое помещение по адресу: ------------, предоставлялось оно истице по месту работы и как лицу, в том числе, как нуждающемуся в жилье, проживает в нем фактически на условиях договора социального найма, так как добросовестно вносит за это плату согласно представленным квитанциям, не может быть выселена без предоставления другого благоустроенного жилого помещения, поэтому суд признает за ней право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Сахалинская область Долинский район ----------- на условиях договора социального найма.
Суд также учитывает то, что ответчиком в установленном законом порядке Ким Ж.А. не признавалась не приобретшей право пользования спорным жилым помещением, не предъявлялось к ней и встречного требования о ее выселении.
Статьей 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно действующему Положению о КУМС, утвержденному 27.01.2010 года, он является иным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по управлению муниципальным имуществом. Поскольку квартира по адресу: ---------- является муниципальной собственностью, то обязанность заключить договор социального найма с Ким Ж.А. должна быть возложена именно на Комитет по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ким Ж.А., удовлетворить.
Признать за Ким Ж.А. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ---------, на условиях договора социального найма.
Возложить на Комитет по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский» обязанность заключить договор социального найма с Ким Ж.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: --------.
Решение может быть обжаловано сторонами в Сахалинский областной суд через Долинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2011 года.
Председательствующий судья – А.В. Зюзин