Первая публикация



Дело № ----------

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                              <адрес>

Долинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи -             А.В. Зюзина

при секретаре -                     ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Долинского городского суда гражданское дело по иску ФИО4, предъявленному к Комитету по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский», третье лицо – Администрация МО ГО «Долинский» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма с правом последующей приватизации,

УСТАНОВИЛ: </СТАНОВИЛ:

Истец обратился в Долинский городской суд с настоящим иском к ответчику по тем основаниям, что в апреле 2002 года он был вселен в жилое помещение, расположенное по адресу: --------, которое было ему предоставлено в качестве служебной, в связи с его работой в ------. С этого же времени истец зарегистрирован в нем постоянно и проживает там до настоящего времени. Поскольку ответчик, на письменное обращение истца о заключении договора социального найма отказал, ссылаясь на то, что до настоящего времени спорное жилое помещение относится к специализированному жилому фонду муниципального образования и по-прежнему имеет статус «общежития», в этой связи просил суд признать за ним право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и возложить обязанность на ответчика заключить с ним договор социального найма с правом последующей приватизации.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям изложенным в иске и пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ он трудоустроился в --------- в цех тяжелой механизации токарем. Поскольку у него не было никакого жилья он обратился к руководству предприятия, которое по его ходатайству, предоставило для проживания жилое помещение расположенное по адресу: -------- и которое являлось собственностью завода. При вселении в общежитие, никаких бумаг ему предоставлено не было, однако данное жилое помещение было предоставлено по решению профкома завода и с согласия директора ---------- ----------. С апреля 2002 года он постоянно зарегистрирован в указанном жилом посещении. Помещение, в которое его заселили, фактически являлось не комнатой в общежитии, а полноценной квартирой, в которой имеется ванна, санузел, комната и кухня. В момент заселения в квартире не было никакой мебели, постельными принадлежностями жильцы не обеспечивались, а был только вахтер. Он самостоятельно производит ремонт жилья и оплачивает все коммунальные услуги по отдельным квитанциям, в том числе и за услугу по социальному найму, которую ему начисляет КУМС МО ГО «Долинский».

Представитель ответчика КУМС и третьего лица – Администрация МО ГО «Долинский» в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, по тем основаниям, что в силу жилищного законодательства пользование жилыми помещениями осуществляется по договору социального найма жилья, который заключается на основании решения о предоставлении такого помещения, либо ордера. Поскольку ни ордера, ни решения истец в суд не представил, в этой связи просит в удовлетворении иска отказать. При этом, право на проживание истца в жилом помещении не оспаривает как и не оспаривает законность вселения истца в спорное жилое помещение.

Выслушав истца ФИО4, представителя ответчика и третьего лица, допросив в судебном заседании свидетелей ----------, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище и, гарантируя его предоставление бесплатно или за доступную плату малоимущим и иным указанным в законе гражданам, не регламентирует порядок предоставления жилых помещений. Такой порядок устанавливается жилищным и иным специальным законодательством в зависимости от правового положения гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.ст. 4-7, 10 ЖК ФИО2 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) находившиеся на территории ФИО2 жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образовывали жилищный фонд. Жилищный фонд включал в себя жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).

Государственный жилищный фонд находился в ведении местных ФИО7 народных депутатов (жилищный фонд местных ФИО7) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Жилые дома и жилые помещения предназначались для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений.

Граждане ФИО2 имели право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством ФИО2 и республик в составе ФИО2.

Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставлялись гражданам в бессрочное пользование. Никто не мог быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом (ст. 10 ЖК ФИО2).

Управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями (ст. 17 ЖК ФИО2).

В соответствии со ст.ст. 28-30,40,43,47 ЖК ФИО2 граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством ФИО2. Жилые помещения предоставлялись указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и ФИО2), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством ФИО2. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в общежитиях. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО7 народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работавших на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно было быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилые помещения предоставлялись гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО7 народных депутатов, а в случаях, предусмотренных ФИО1, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего ФИО7 народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.

Согласно ст.ст. 109-110 ЖК ФИО2 для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы использовались общежития. Под общежития предоставлялись специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовывались мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживавших в них. Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определялся законодательством Союза ССР и ФИО2. Прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежали выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития, которое было им предоставлено в связи с работой или учебой. Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могли быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 настоящего Кодекса, могли быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения (статья 97 ЖК ФИО2).

Постановлением ФИО2 №328 от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено «Примерное положение об общежитиях» (далее –Положение), согласно которому был установлен порядок предоставления жилой площади в общежитиях государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений и общественных объединений (именуются в дальнейшем - объединения, предприятия, учреждения, организации и учебные заведения) и пользования ею (п.1 Положения).

Общежития предназначались для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы. Под общежития предоставлялись специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовывались мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них, в соответствии с типовыми нормами (п.2 Положения).

<адрес> в общежитии предоставлялась рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находилось общежитие. На основании принятого решения администрацией выдавался ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме.При вселении в общежитие ордер сдавался администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещалось (п.10 Положения).

Вселяемому в общежитие выдавалась мебель, постельные принадлежности и другой инвентарь. Он должен быть ознакомлен с правилами внутреннего распорядка, правами и обязанностями проживающих в общежитии (п.11 Положения).

Выселение граждан, проживавших в общежитии, производилось по основаниям и в порядке, установленным жилищным законодательством (п.22 Положения).

В судебном заседании достоверно установлено, подтверждается исследованными документами и не оспаривалось ответчиком, что в 1989-1990 годах было построено и принято в эксплуатацию жилое здание «общежитие гостиничного типа» по адресу: ----------, которое находилось в собственности --------, позднее ставшего ----------. При этом, жилые помещения в данном общежитии представляли собой отдельные изолированные одно- и двухкомнатные квартиры с кухней, ванной комнатой и туалетом, то есть изначально предприятие предоставляло своим работникам не койко-место в общежитии, а жилое помещение в виде отдельной квартиры, расположенной в жилом здании, именуемом «общежитием гостиничного типа», хотя всеми необходимыми признаками общежития оно обладало только частично (был комендант общежития).

Согласно постановлению мэра МО <адрес> года здание общежития по адресу: --------- было принято от ----------- в муниципальную собственность и передано в доверительное управление ----------. Именно руководство данного общества продолжало решать вопросы распределения жилых помещений в общежитии и регистрации в них.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ здание по адресу: ---------, значилось в реестре объектов муниципального жилищного фонда МО <адрес> в разделе благоустроенный фонд <адрес> под №20. Решением собрания МО ГО «Долинский» здание было исключено из этого реестра и переведено в реестр объектов специализированного жилого фонда. С ДД.ММ.ГГГГ КУМС МО ГО «Долинский» заключил договор на управление вышеуказанным многоквартирным домом с управляющей компанией в лице -----.

Решениями собрания МО ГО «Долинский» здание по адресу: ------------ было исключено из реестра объектов специализированного жилого фонда и переведено в реестр объектов жилого фонда МО ГО «Долинский», то есть статус «общежитие» с многоквартирного жилого дома в настоящее время снят.

Однако, ответчик не согласен заключить договор социального найма с истцом, поскольку им не предоставлены документы, подтверждающие законность его вселения в спорное жилое помещение.

В ходе рассмотрения гражданского дела установлено и подтверждено исследованными доказательствами, что истец, с ДД.ММ.ГГГГ был трудоустроен в Углезводский филиал кооператива -------- токарем, а с ДД.ММ.ГГГГ принят в цех тяжелой механизации ------- токарем. С ДД.ММ.ГГГГ истец постоянно зарегистрирован в общежитии по адресу: ---------. До настоящего времени ФИО6 проживает по месту регистрации и оплачивает коммунальные услуги.

Данные обстоятельства подтверждены как пояснениями самого истца, так и имеющимися в материалах дела документами и показаниями свидетеля --------, которая в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась директором ----------и пояснила суду, что общежитие, в котором проживает истец, являлось собственностью завода, на котором работал и истец. ФИО6 спорное жилое помещение было предоставлено лично ей (----------), на основании распоряжения, в связи с его (ФИО4) работой. Подтвердила, что самовольно ФИО6 в общежитие не вселялся. Поскольку в последствии --------- было ликвидировано, документацию должны были сдать в архив. Однако, согласно справке МУ «<адрес>» управленческая документация --------- в архив не поступала.

Таким образом, по мнению суда, предоставление жилого помещения ФИО6 без надлежащего на то оформления (без выдачи ордера, не заключен договор найма специализированного жилья) противоречило действовавшему на тот период законодательству и соответственно нарушило права истца на жилище, так как не был соблюден предусмотренный ЖК ФИО2 порядок предоставления жилого помещения и ФИО6 не был выдан ордер на вселение в общежитие. Однако, как установлено в ходе судебного разбирательства, данные нарушения произошли не по вине ФИО4, то есть не свидетельствуют о самовольности его вселения в спорное жилое помещение.

В этой связи, когда судом достоверно установлено, что ФИО6 работодателем в связи с его работой, было предоставлено жилое помещение в общежитии по адресу: ---------, где он и был зарегистрирован, но ордер на вселение не был выдан, а ответчиком не предоставлено суду доказательств того, что ФИО6 самовольно вселился в спорное жилое помещение, то суд считает установленным факт законного вселения истца в жилое помещение по адресу: ----------.

В настоящее время ФИО6, несмотря на неоднократные переименования в связи с реорганизацией Общества, проживает в том же жилом помещении, которое ему было предоставлено в связи с работой в ---------.

Также судом достоверно установлено и не оспаривается ответчиком, что ФИО6 фактически пользуется не койко-местом в общежитии, а изолированным жилым помещением в виде квартиры.

Как следует из материалов дела, общежитие по адресу: --------- было принято в ноябре 2003 года от -------- в муниципальную собственность, то есть на момент вступления в силу ст.7 Вводного закона указанное общежитие уже являлось муниципальной собственностью и не входило в реестр специализированного жилого фонда, куда было включено только лишь в июне 2006 года, а в мае 2011 года опять исключено.

Из ст.7 Вводного закона следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Гражданину, фактически пользовавшемуся всем жилым помещением (квартирой) в доме, являвшемся общежитием, и проживавшему в нем на момент вступления в силу ст.7 Вводного закона, также не может быть отказано в заключении договора социального найма на все изолированное жилое помещение. Следовательно, граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу Вводного закона и ЖК РФ приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Как следует из материалов дела, ФИО6 фактически пользуется изолированной квартирой по адресу: ----------, с момента вселения и до момента рассмотрения спора в суде проживает в ней без подселения других лиц, оплачивает всю занимаемую жилую площадь указанной квартиры. По объяснениям истца, жилое помещение получено им без указания на временный характер проживания, само жилое помещение, как и здание в целом, не обладало всеми необходимыми признаками общежития (не было обставлено мебелью и т.д.).

Также было установлено, что решением Собрания МО ГО «Долинский жилое здание по адресу: ---------- было включено в реестр специализированного жилого фонда и это явилось основанием для отказа ФИО6 в заключении с ним договора именно социального найма. В настоящее время статус «общежитие» с жилого дома по адресу: --------- снят, поэтому в силу закона к отношениям по пользованию спорным жилым помещением должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Кроме этого, в силу действовавшего на момент вселения ФИО4 жилищного законодательства, он, как проживавший в общежитии, являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно ст.13 Вводного закона граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ.

В соответствии с названной статьей, указанные граждане, имеющие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч.2 ст.52 ЖК РФ), не могут быть выселены из жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК ФИО2.

Поскольку ФИО6 в апреле 2002 года на законных основаниях вселился жилое помещение расположенное по адресу: -------, предоставлялось оно истцу по месту работы и как лицу, в том числе, как нуждающемуся в жилье, проживает в нем фактически на условиях социального найма, так как добросовестно вносит за это плату согласно представленным квитанциям, не может быть выселен без предоставления другого благоустроенного жилого помещения, поэтому суд признает за ним право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ----------- на условиях договора социального найма.

Суд также учитывает то, что ответчиком в установленном законом порядке ФИО6 не признавался не приобретшим право пользования спорным жилым помещением, не предъявлялось к нему и встречного требования о его выселении.

Статьей 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно действующему Положению о КУМС, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, он является иным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по управлению муниципальным имуществом. Поскольку квартира по адресу: ----------- является муниципальной собственностью, то обязанность заключить договор социального найма с ФИО4 должна быть возложена именно на Комитет по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский».

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №315 был утвержден «Типовой договор социального найма жилого помещения», в котором не предусмотрено указание на условие его заключения «с последующей приватизацией». Вопросы, касающиеся приватизации жилого помещения, регулируются Законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1 от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

Поскольку ФИО6 не заявлял в суде требования о признании за ним права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации, то суд считает, что требование истца о возложении на КУМС обязанности заключить с ним договор социального найма на жилое помещение по адресу: ----------- подлежит удовлетворению частично, то есть без указания на включение в договор обязательного условия «с правом последующей приватизации», так как истцом не предоставлялись суду доказательства того, имеет ли он в силу закона такое право и не использовалось ли оно им ранее.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ: </ЕШИЛ:

Исковые требования ФИО4, удовлетворить частично.

Признать за ФИО4 право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ----------, на условиях договора социального найма.

Возложить на Комитет по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский» обязанность заключить договор социального найма с ФИО4 на жилое помещение, расположенное по адресу: -----------.

В удовлетворении исковых требований, в части заключения договора социального найма «с правом последующей приватизации» – отказать. </

На решение сторонами может быть подана кассационная жалоба в Сахалинский областной суд через Долинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья – А.В. Зюзин