Дело № 2-461/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 сентября 2012 года г.Долинск
Долинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи - А.В. Зюзина
с участием истца – Лазаревой Т.И., представителя ответчика - Комитета по управлению муниципальной собственностью Муниципального образования городской округ «Долинский» по доверенности Стульновой Н.А.,
при секретаре - Вавулиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Долинского городского суда Сахалинской области гражданское дело по исковому заявлению Лазаревой Т.И., предъявленному к Комитету по управлению муниципальной собственностью Муниципального образования городской округ «Долинский» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в Долинский городской суд с настоящим иском к ответчику по тем основаниям, что в июле 2001 года она была вселена в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое ей предоставлено в связи с работой в ООО «<данные изъяты>». С этого же времени истец зарегистрирована в нем постоянно и проживает там до настоящего времени. Поскольку ответчик, на письменное обращение истца, о заключении договора социального найма отказал, ссылаясь на отсутствие у истца решения о предоставлении жилого помещения в пользование, либо ордера, в этой связи, просила суд признать за ней право пользования жилым помещением и возложить обязанность на ответчика заключить договор социального найма.
Будучи допрошенной в судебном заседании, истец уточнила одно из заявленных исковых требований и просила суд признать за ней право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> именно на условиях договора социального найма.
Пояснила суду, что с 1985 года работала на заводе железобетонных изделий, расположенном в с.Углезаводск Долинского района Сахалинской области. Поскольку жилье, в котором проживала истец, пришло в негодность, в этой связи, в 2001 году, ей было предоставлено жилое помещение в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежавшее ООО «<данные изъяты>», на котором Лазарева Т.И. в то время и работала. При вселении в общежитие, никаких бумаг (ордера и др.) ей предоставлено не было, однако данное жилое помещение выделено с разрешения и с согласия директора завода ФИО6, по ее (Лазаревой Т.И.) письменному заявлению. С этого же момента истец постоянно зарегистрирована в указанном жилом помещении. Помещение, в которое её заселили, фактически являлось не комнатой в общежитии, а полноценной однокомнатной квартирой, в которой имеется ванна, санузел, зал, кухня и балкон. В момент заселения, в комнатах не было никакой мебели, постельными принадлежностями жильцы не обеспечивались. Она самостоятельно производит ремонт жилья и оплачивает все коммунальные услуги по отдельным квитанциям, в том числе, и за услугу по социальному найму жилья, которую начисляет КУМС МО ГО «Долинский».
Представитель ответчика – КУМС МО ГО «Долинский» по доверенности Сутльнова Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, по тем основаниям, что в силу жилищного законодательства, пользование муниципальными жилыми помещениями осуществляется по договору социального найма жилья, который заключается либо на основании решения о предоставлении такого помещения в пользование, либо ордера. Поскольку такого решения, либо ордера истец в суд не представила, в этой связи просила в удовлетворении иска отказать.
При этом, право на проживание истца в жилом помещении, не оспаривала, как и не оспаривала законность вселения истца в спорное жилое помещение.
Выслушав истца Лазареву Т.И., заслушав представителя ответчика Стульнову Н.А., допросив в судебном заседании свидетелей ФИО8, ФИО9, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище и, гарантируя его предоставление бесплатно или за доступную плату малоимущим и иным указанным в законе гражданам, не регламентирует порядок предоставления жилых помещений. Такой порядок устанавливается жилищным и иным специальным законодательством в зависимости от правового положения гражданина, нуждающегося в предоставлении жилья либо нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ (в ред. от 04.06.2011) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.ст. 4-7, 10 ЖК РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) находившиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образовывали жилищный фонд. Жилищный фонд включал в себя жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).
Государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Жилые дома и жилые помещения предназначались для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений.
Граждане РСФСР имели право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.
Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставлялись гражданам в бессрочное пользование. Никто не мог быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом (ст.10 ЖК РСФСР).
Управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями (ст. 17 ЖК РСФСР).
В соответствии со ст.ст.28-30,40,43,47 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставлялись указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в общежитиях. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работавших на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно было быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилые помещения предоставлялись гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
Согласно ст.ст. 109-110 ЖК РСФСР для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы использовались общежития. Под общежития предоставлялись специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовывались мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживавших в них. Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определялся законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР. Прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежали выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития, которое было им предоставлено в связи с работой или учебой. Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могли быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 настоящего Кодекса, могли быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения (статья 97 ЖК РСФСР).
Постановлением Совета Министров РСФСР №328 от 11.08.1988 года было утверждено «Примерное положение об общежитиях» (далее –Положение), согласно которому был установлен порядок предоставления жилой площади в общежитиях государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений и общественных объединений (именуются в дальнейшем - объединения, предприятия, учреждения, организации и учебные заведения) и пользования ею (п.1 Положения).
Общежития предназначались для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы. Под общежития предоставлялись специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовывались мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них, в соответствии с типовыми нормами (п.2 Положения).
Жилая площадь в общежитии предоставлялась рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находилось общежитие. На основании принятого решения администрацией выдавался ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме. При вселении в общежитие ордер сдавался администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещалось (п.10 Положения).
Вселяемому в общежитие выдавалась мебель, постельные принадлежности и другой инвентарь. Он должен быть ознакомлен с правилами внутреннего распорядка, правами и обязанностями проживающих в общежитии (п.11 Положения).
Выселение граждан, проживавших в общежитии, производилось по основаниям и в порядке, установленным жилищным законодательством (п.22 Положения).
В судебном заседании достоверно установлено и подтверждается исследованными документами, что ДД.ММ.ГГГГ году в с.Углезаводск построено и принято в эксплуатацию жилое здание «общежитие гостиничного типа» по адресу: <адрес>, которое находилось в собственности ООО «<данные изъяты>», позднее переименовавшегося в ОАО «<данные изъяты>». Распределением жилых помещений в общежитии осуществлялось руководством ООО «<данные изъяты>» и профсоюзным комитетом, поскольку находилось в их собственности. При этом, жилые помещения в построенном общежитии, предоставлялись непосредственно работникам ООО «<данные изъяты>», не обеспеченным жилыми помещениями. Жилые помещения общежитии представляли собой отдельные изолированные одно- и двухкомнатные квартиры с кухней, ванной комнатами, балконом и туалетом, то есть изначально предприятие предоставляло своим работникам не койко-место в общежитии, а жилое помещение в виде отдельной квартиры, расположенной в жилом здании, именуемом «общежитием гостиничного типа», хотя всеми необходимыми признаками общежития оно обладало только частично (был лишь комендант общежития).
03 ноября 2003 года между конкурсным управляющим ОАО «<данные изъяты>» ФИО10 и Муниципальным образованием «Долинский район» заключено соглашение, предметом которого являлось регулирование вопросов вытекающих из передачи жилищного фонда и объектов социальной инфраструктуры, входящих в состав ОАО «<данные изъяты>» в муниципальную собственность.
Во исполнение заключенного соглашения, постановлением мэра администрации МО Долинский район № от ДД.ММ.ГГГГ здание общежития по адресу: <адрес> принято в муниципальную собственность. Этим же постановлением мэра постановлено передать здание общежития по адресу: <адрес> в доверительное управление ООО «<данные изъяты>».
Именно руководство данного общества продолжало решать вопросы распределения жилых помещений в общежитии и регистрации в них заселившихся граждан.
15.11.2003 года по акту приема-передачи имущества, конкурсный управляющий ФИО10 передал, а муниципальное образование «Долинский район» приняло в муниципальную собственность имущество от ОАО «<данные изъяты>», в состав которого, в том числе, входило и здание общежития, расположенного по адресу: <адрес>
Постановлением и.о. мэра МО «Долинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ здание общежития по адресу: <адрес> передано в доверительное управление ООО «<данные изъяты>», а постановлением и.о. мэра МО «Долинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № здание общежития по адресу: <адрес> передано в хозяйственное ведение МУП «<данные изъяты>».
По состоянию на 01.01.2006 года здание общежития по адресу: <адрес> значилось в реестре объектов муниципального жилищного фонда МО Долинский район в разделе благоустроенный жилищный фонд п.Углезаводск под №.
Решением собрания МО ГО «Долинский» № от ДД.ММ.ГГГГ здание исключено из реестра и переведено в реестр объектов специализированного жилого фонда.
Решениями собрания МО ГО «Долинский» № и № от ДД.ММ.ГГГГ, здание по адресу: <адрес> исключено из реестра объектов специализированного жилого фонда и переведено в реестр объектов жилого фонда МО ГО «Долинский», то есть статус «общежитие» с многоквартирного жилого дома в настоящее время снят.
Однако, ответчик не согласен заключить договор социального найма с истцом, поскольку не предоставлены документы, подтверждающие законность вселения в спорное жилое помещение.
В ходе рассмотрения гражданского дела установлено и подтверждено исследованными доказательствами, что истец, приказом №/к от 26.09.1985 года с 20 сентября 1985 года принята мотористом углеподачи в парокотельный цех <данные изъяты>, который в последствии был преобразован и переименован в Углезаводский филиал кооператива «<данные изъяты>», АООТ «<данные изъяты>», ОАО «Углезаводский <данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>».
Приказом №-к от 01.06.2000 года истец принята в парокотельный цех машинистом топливоподачи в ООО «<данные изъяты>», а с 31.12.200 года уволена с ООО «<данные изъяты>» по собственному желанию.
С 24.07.2001 года Лазарева Т.И. постоянно зарегистрирована в общежитии по адресу: <данные изъяты>, постоянно в нем проживает до настоящего времени и оплачивает коммунальные услуги.
Данные обстоятельства подтверждены как пояснениями самой истицы, так и имеющимися в материалах дела документами - копией трудовой книжки, копией паспорта, а также и карточкой формы «Б».
Таким образом, по мнению суда, предоставление жилого помещения Лазаревой Т.И. без надлежащего на то оформления (без выдачи ордера, не заключен договор найма специализированного жилья) противоречило действовавшему на тот период законодательству и соответственно нарушало права истицы на жилище, так как не был соблюден предусмотренный ЖК РСФСР порядок предоставления жилого помещения, а именно, не был выдан ордер на вселение в общежитие.
Однако, как установлено в ходе судебного разбирательства, данные нарушения произошли не по вине Лазаревой Т.И., то есть не свидетельствуют о самовольности ее вселения в спорное жилое помещение.
О том, что вселение истицы в 2001 году в общежитие, принадлежавшее ООО «<данные изъяты>», происходило исключительно с согласия и разрешения руководителя ООО «<данные изъяты>» ФИО6, подтверждается как показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО8 и ФИО9, пояснениям которых у суда нет оснований не доверять, так и справкой директора ООО «<данные изъяты>» ФИО11 от 12.09.2012 года, приобщенной по ходатайству истца к материалам гражданского дела.
В этой связи, когда судом достоверно установлено, что Лазаревой Т.И. работодателем, в связи с ее работой, для постоянного проживания было предоставлено жилое помещение в общежитии по адресу: <адрес>, где она и была зарегистрирована, но ордер на вселение выдан не был, а ответчиком не предоставлено суду доказательств того, что Лазарева Т.И. самовольно вселилась в спорное жилое помещение, то суд считает установленным факт законного вселения истицы в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В настоящее время Лазарева Т.И., несмотря на неоднократные переименования, в связи с реорганизацией Общества, проживает в том же жилом помещении, которое ей предоставлено, в связи с работой в ООО «<данные изъяты>».
Также судом достоверно установлено и не оспаривается ответчиком, что Лазарева Т.И. фактически пользуется не койко-местом в общежитии, а жилым помещением в виде отдельной однокомнатной квартиры.
Как следует из материалов дела, общежитие по адресу: <адрес> было принято в ноябре 2003 года от ОАО «<данные изъяты>» в муниципальную собственность, то есть на момент вступления в силу ст.7 Вводного закона, указанное общежитие уже являлось муниципальной собственностью и не входило в реестр специализированного жилого фонда, куда было включено только в июне 2006 года, а в мае 2011 года опять исключено.
Из ст.7 Вводного закона следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Поскольку гражданину, фактически пользовавшемуся всем жилым помещением (квартирой) в доме, являвшемся общежитием, и проживавшему в нем на момент вступления в силу ст.7 Вводного закона, не может быть отказано в заключении договора социального найма на все изолированное жилое помещение, следовательно, граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу Вводного закона и ЖК РФ приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Как следует из материалов дела, Лазарева Т.И. пользуется изолированной однокомнатной квартирой, расположенной по адресу: с.Углезаводск, ул.Торговая 4 «б»-70 с 24 июля 2001 года. С момента вселения и до момента рассмотрения спора в суде, проживает в ней одна, без подселения иных лиц, оплачивает всю занимаемую жилую площадь указанной квартиры. По объяснениям истицы, жилое помещение получено ею без указания на временный характер проживания, а само жилое помещение, как и все здание в целом, не обладало всеми необходимыми признаками общежития (не было обставлено мебелью и т.д.).
В настоящее время статус «общежитие» с жилого дома по адресу: <адрес> снят, поэтому в силу закона к отношениям по пользованию спорным жилым помещением должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Кроме этого, в силу действовавшего, на момент вселения Лазаревой Т.И., жилищного законодательства, она, как проживавшая в общежитии, являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как иного жилья не имела.
Согласно ст.13 Вводного закона граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей, указанные граждане, имеющие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
Поскольку Лазарева Т.И. в июле 2001 года на законных основаниях вселилась в жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставлялось оно истице по месту работы и как лицу, в том числе, нуждающемуся в жилье, проживает в нем фактически на условиях договора социального найма, так как добросовестно вносит за это плату согласно представленным квитанциям, следовательно не может быть выселена без предоставления другого благоустроенного жилого помещения, поэтому суд признает за ней право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма.
Суд также учитывает то, что ответчиком в установленном законом порядке Лазарева Т.И. не признавалась не приобретшей право пользования спорным жилым помещением, не предъявлялось к ней и встречного требования о выселении.
Статьей 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно действующему Положению о Комитете по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский», утвержденному 27.01.2010 года, он является иным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по управлению муниципальным имуществом. Поскольку квартира №, расположенная по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью, то обязанность заключить договор социального найма с Лазаревой Т.И. должна быть возложена именно на ответчика - КУМС МО ГО «Долинский».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лазаревой Т.И., удовлетворить.
Признать за Лазаревой Т.И. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
Возложить на Комитет по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский» обязанность заключить с Лазаревой Т.И. договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Долинский городской суд в течение 1 (одного) месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда по делу изготовлено 02 октября 2012 года.
Председательствующий судья - А.В. Зюзин