на отказ в регистрации права собственности



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Долгопрудненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Лапшиной И. А.,

при секретаре Олейниковой С. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе ФИО2 на отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в государственной регистрации права собственности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с жалобой на отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в государственной регистрации права собственности.

ФИО1 заявительницы в судебное заседание явились (л. д. 6) и показали, что ФИО2 проживают в комнате № 2, площадью 13,8 кв. м в 2-х комнатной коммунальной квартире по адресу: <адрес>. В целях приватизации данного жилого помещения заявительница обратилась в Комитет по управлению имуществом г. Долгопрудный с заявлением с соответствующим заявлением. 21 января 2011 г. между ней и Комитетом по управлению имуществом г. Долгопрудный был подписан договор на передачу жилого помещения в собственность. 09 марта 2011 г. ФИО2 обратилась в Долгопрудненский отдел УФРС по МО с заявлением о регистрации права собственности на указанную комнату. 11 апреля 2011 г. регистрационной службой ей было выдано письменное уведомление о приостановлении государственной регистрации права на срок 1 месяц по следующим основаниям: отсутствие в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право муниципальной собственности на данный объект недвижимого имущества, а также отсутствие документа подтверждающего условие социального найма жилого помещения (ордер). 13 мая 2011 г. регистрационной службой ФИО2 был выдан письменный отказ в государственной регистрации права собственности по тем же основаниям, что указаны выше. По мнению ФИО2 данный отказ является незаконным, нарушающим ее права и законные интересы.

В связи с изложенным, ФИО2 просит суд признать отказ КФРС в регистрации права собственности на комнату незаконным и обязать УФРС зарегистрировать право собственности на вышеназванное жилое помещение.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание явилась (л. д. 39) и пояснила, что в соответствии ФЗ «О приватизации жилищного фонда РФ» могут быть бесплатно приватизированы жилые помещения, находящиеся в муниципальном и государственном жилищном фонде, занимаемые гражданами на условиях договора социального найма. В соответствии с Приказом от 06.08.2007 г. «Об утверждении методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемые на основании договоров передачи в собственность жилых помещений, в случае, если право государственной или муниципальной собственности на жилое помещение возникло после вступления в силу Федерального закона, то согласно ст. 8 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона, государственная регистрация права гражданина на жилое помещение, осуществляется после государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на такое жилое помещение. Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности, выданной Комитетом по управлению имуществом г. Долгопрудный от 31.01.2011 г., правоустанавливающими документами МО г. Долгопрудный на указанный объект недвижимого имущества являются: ГНПА от 26.11.2002 г. № 64-на «Решение об утверждении перечня имущества, находящегося на балансе Павельцовского государственного предприятия по обеспечению нефтепродуктами и передаваемого в муниципальную собственность г. Долгопрудный»; Акт приема-передачи от 14.09.2001 г. Таким образом, правоустанавливающие документы, в соответствии с которыми должно возникнуть право муниципальной собственности (после государственной регистрации данного права) на объект недвижимого имущества, оформлены после 31.01.1998 г., то есть после вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Следовательно, право муниципальной собственности подлежит обязательной государственной регистрации. Именно с этого момента собственник может совершать в отношении этого жилого помещения правораспорядительные действия, в том числе заключить договор на передачу жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации. Однако, право собственности МО г. Долгопрудный на данный объект недвижимого имущества было зарегистрировано 08.04.2011 г. Договор на передачу квартиры в собственность ФИО2 заключен неуполномоченным лицом. Таким образом, по мнению представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не соблюдено условие о приватизации жилого помещения. Отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области является правомерным.

Представитель Комитета по управлению имуществом г. Долгопрудного (далее – КУИ г. Долгопрудного – л. д. 22), выступающая также от имени Администрации г. Долгопрудного (л. д. 23), в судебное заседание явилась и пояснила, что жилой фонд, в котором расположена комната заявительницы, относится к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона - Постановления Верховного Совета от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». И потому, раньше при регистрации сделки безвозмездной передачи жилья в собственность граждан, право муниципальной собственности не регистрировалось. В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 22.12.1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность. Решение органа местного самоуправления о включении объектов в состав муниципальной собственности было оформлено в виде ГНПА от 26.11.2002 г. -на «Решение об утверждении перечня имущества, находившегося на балансе Павельцовского государственного предприятия по обеспечению нефтепродуктами и передаваемого в муниципальную собственность г. Долгопрудный». Все указанные документы, в том числе Акт приема-передачи от 14.09.2001 г. были представлены в Управление Росреестра по МО. Следовательно, отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - комнату № 2 в квартире , расположенную по адресу: <адрес>, произведен Управлением Росреестра по МО без имеющихся на то оснований, в нарушение Закона о регистрации.

Выслушав представителей заявительницы, представителя КУИ г. Долгопрудного, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, исследовав материалы дела, суд полагает, что жалоба ФИО2 подлежит удовлетворению, а именно:

21 января 2011 г. между ФИО2 и КУИ г. Долгопрудного был заключен договор на передачу жилого помещения в собственность граждан , согласно которому ФИО2 безвозмездно приобретает комнату , площадью 13,8 кв., расположенную в двухкомнатной квартире, площадью 44,7 кв. м, расположенной по адресу: <адрес> (л. д. 8-9).

Однако, обратившись в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФИО2 получила отказ в государственной регистрации права собственности на данный объект недвижимого имущества (л. д. 16-17).

Как следует из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 11.05.2011 г. (л. д. 16-17), заявительнице отказано в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на указанное жилое помещение из-за отсутствия прав у муниципального образования г. Долгопрудный на распоряжение данным недвижимым имуществом, так как не было зарегистрировано право муниципальной собственности.

Между тем, заявительница проживает в спорной квартире (л. д. 12-14), соответственно, имеет право на ее приватизацию.

Согласно ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РФ», передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, который заключается органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность. Данный договор был заключен между заявителем и КУИ г. Долгопрудного 21.01.2011 г. (л. д. 8-9).

В судебном заседании было установлено, что жилой фонд (дом), в котором расположена комната заявительницы - <адрес> - был передан от Павельцовского государственного предприятия по обеспечению нефтепродуктами муниципальному образованию г. Долгопрудный в муниципальную собственность на основании решения Совета депутатов г. Долгопрудного от 26.11.2002 г. -на, Акта приема передачи от 14.09.2001 г. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности (л. д. 15), указанный жилой дом является объектом муниципальной собственности.

Кроме того, жилой фонд относится к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона - Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (Приложение № 3). В статье 4 Закона РФ от 04.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» указан исчерпывающий перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации, указанное жилое помещение не входит в данный перечень.

Исходя из указанных обстоятельств, доводы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, изложенные в отзыве на заявление, в сообщении об отказе в государственной регистрации права, не могут быть приняты судом во внимание.

В связи с изложенным, отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области регистрации их права собственности является незаконным и нарушает права ФИО2 на приватизацию жилого помещения.

Поскольку, как установлено в ходе рассмотрения дела, права заявителя на приватизацию своего жилища нарушены, они подлежат восстановлению судом.

Что касается документов, подтверждающих наличие договора социального найма жилого помещения, то, как следует из справки ООО «УК «ЖилКомСервис», ордер на спорную комнату был утрачен при передаче документов данной управляющей компании (л. д. 12).

Согласно ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным (именно таким – до приватизации - ранее было Павельцовское государственное предприятие по обеспечению нефтепродуктами) или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 г. № 4-П, ст. 7 вышеназванного ФЗ признана не соответствующей Конституции РФ, в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие ЖК РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

Руководствуясь ст. ст. 254, 255, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области в государственной регистрации перехода права собственности, права собственности на объект недвижимого имущества – комнату № 2 в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, незаконным.

Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области зарегистрировать переход права собственности, право собственности на объект недвижимого имущества – комнату № 2 в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, незаконным.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Долгопрудненский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья                                                                       И. А. Лапшина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                     И. А. Лапшина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200