Дело № 2-41/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2011 г.
Долгопрудненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лапшиной И. А.,
при секретаре Алидарове М. З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белозеровой Ирины Георгиевны, Кудряшова Алексея Валерьевича к Ерофееву Юрию Александровичу, Селезовой Любови Станиславовне, Бородину Виктору Гавриловичу об установлении границ земельного участка, признании права собственности, обязании внести изменения в кадастровый паспорт, признании недействительным свидетельства на право собственности, и по встречному иску Бородина Виктора Гавриловича к Белозеровой Ирине Георгиевне, Кудряшову Алексею Валерьевичу, Ерофееву Юрию Александровичу, Селезовой Любови Станиславовне об установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Белозерова И. Г. и Кудряшов А. В. обратились в суд к Ерофееву Ю. А., Селезовой Л. С., Бородину В. Г. с иском об установлении границ земельного участка, признании права собственности, обязании внести изменения в кадастровый паспорт, признании недействительным свидетельства на право собственности. В свою очередь Бородин В. Г. обратился к Белозеровой И. Г., Кудряшову А. В., Ерофееву Ю. А., Селезовой Л. С. со встречным иском об установлении границ земельного участка.
Представитель истцов (л. д. 23, 23) в судебное заседание явился, предъявленные исковые требования поддержал и показал, что в декабре 2002 г. Долгопрудненским городским судом было вынесено решение об определении порядка пользования земельным участком и реальном разделе домовладения, находящегося по адресу: <адрес>, между Ерофеевым Ю. А., Селезовой Л. С., Капустиной (Белозеровой) И. Г., Кудряшовым А. В. и Бородиным В. Г. В настоящее время у Белозеровой И. Г. и Кудряшова А. В. возникла необходимость оформления выделенного им решением суда земельного участка в собственность и постановке его на кадастровый учет. С этой целью инженером-геодезистом Н. С. Лагуном был составлен план вышеупомянутого участка, в результате чего были выявлены некоторые расхождения между его фактическими и определенными судом границами. Определяя порядок пользования земельным участком, суд указал, что Капустиной (Белозеровой) И. Г. и Кудряшову А. В. выделяется земельный участок, площадью 1100 кв. м. Однако, при проведении замеров с помощью специальной техники границы участка были уточнены: его площадь в прежних границах составила 1132 кв. Кроме того, при сборе документов, необходимых для постановки данного земельного участка на кадастровый учет выяснилось, что в Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по МО имеются сведения о земельном участке, площадью 906 кв. м. (кадастровый номер №, равнозначный кадастровый номер №, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 15 января 1994 г.), находящемся по тому же адресу и лежащем в границах участка, принадлежащего Белозеровой И. Г. и Кудряшову А. В. В качестве собственника упомянутого участка площадью 906 кв. м. указана их правопредшественница ФИО10, умершая 08.03.2001 г. О том, что какие-либо сведения о данном участке вносились ранее в базу данных о земельных участках истцам не известно, наличие же в данной базе подобной информации является препятствием для оформления принадлежащего им участка в собственность.
В связи с изложенным Белозерова И. Г. и Кудряшов А. В. просят суд установить границы земельного участка, признать права собственности на земельный участок, площадью 1132 кв. м, обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по МО отдел по го Долгопрудный внести изменения в описание границ земельного участка, признать недействительным свидетельство на право собственности на землю, выданное на имя Кудряшова А. В. и на имя Капустиной (Белозеровой) И. Г.
Ответчик Бородин В. Г. в судебное заседание явился, с предъявленными исковыми требованиями согласился, пояснив, что желает также установить границы своего земельного участка, выделенного на основании решения Долгопрудненского городского суда от 05.12.2002 г. Им по договору купли-продажи было приобретено часть домовладения, находящегося по адресу: <адрес>. В настоящее время дом разделен, долевая собственность прекращена. Бородин В. Г. полагает, что имеет право на часть земельного участка, который соответствует его доли на дом, а также тем параметрам и границам, которые выделены ему вышеназванным решением суда. В Администрацию г. Долгопрудного по поводу земельного участка он – Бородин В. Г. – не обращался.
Ответчик Ерофеев Ю. А. в судебное заседание явился, решение по делу оставляет на усмотрение суда. Ерофеев Ю. А. пояснил, что ему выделена часть домовладения в долевую собственность с Селезовой Л. С. В настоящее время он пользуется небольшим земельным участком, обрабатывает его вместе с матерью. Никаких документов на землю у него нет. В Администрацию г. Долгопрудного с данным вопросом он обращался, однако, ему было отказано, поскольку второй сособственник - Селезова Л. С. - не является, а данный вопрос возможно решить только с ней.
Ответчица Селезова Л. С. в судебное заседание не явилась, о дате и времени его проведения извещена (л. д. 212), о причинах неявки суду не сообщила.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Белозеровой И. Г. и Кудряшова А. В. подлежат удовлетворению частично. Встречные исковые требования Бородина В. Г. удовлетворению не подлежат.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, ФИО10 на праве собственности принадлежал земельный участок, площадью 905,6 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю № от 15.01.1994 г., выданным Главой Администрации пос. Шереметьевский (л. д. 142). Указанный земельный участок был описан в межевом плане (л. д. 138-177), на основании которого его границы в 1997 г. были поставлены на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового №, что соответствует в настоящее время кадастровому № (л. д. 18-21).
В период с 1997 г. по настоящее время не межевой план, не кадастровый учет земельного участка с кадастровым №, как в части границ, так и в части площади земельного участка, никем не оспаривались
По договору дарения земельного участка от 22.11.1997 г., заключенному между ФИО10, с одной стороны, и Белозёровой (ранее Капустиной - л. д. 22) И. Г. и Кудряшовым А. В., с другой стороны, удостоверенному нотариусом г. Долгопрудного ФИО11 (л. д. 25), к последним перешло в равных долях право общей (долевой) собственности на земельный участок ранее принадлежащий ФИО10, с той же площадью и в тех же границах, которые были у нее.
В период с 22.11.1997 г. и по настоящее время границы земельного участка, а равно и его площадь, никем не оспаривались. Заявление о постановке земельного участка в 1997 г. на кадастровый учёт не подавалось. 17 декабря 1997 г. договор дарения земельного участка был зарегистрирован Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Долгопрудного. В подтверждение прав истцов на вышеуказанный земельный участок, каждому из них, данным были выданы свидетельства на право собственности на земельный участок за № и № (л. д. 33-36), при этом, в каждом свидетельств содержится информация о том, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, площадью 453 кв. м, что, по мнению суда, не соответствует площади земельного участка, перешедшего к истцам в результате сделки. Следовательно, уменьшение площади земельного участка, принадлежащего на праве общей (долевой) собственности истцам, нарушает права и законные интересы Белозеровой И. Г. и Кудряшова А. В., именно, поэтому, данные правоустанавливающие документы должны быть признаны недействительными.
В соответствии с п. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.
С целью постановки земельного участка, принадлежащего истцам на праве долевой собственности на кадастровый учет, ими было заказано межевание земельного участка, в ходе которого выявлены некоторые расхождения между его фактическими размерами и тем, что были определены решением Долгопрудненского городского суда от 05.12.2002 г. (в соответствии с ним в пользование истцам был выделен земельный участок, площадью 1100 кв. м, в определённых границах – л. д. 9-14).
Фактическая площадь земельного участка по данным межевания составляет 1132 кв. м, в то время как по решению суда в пользование истцов был выделен земельный участок мерой 1100 кв. м Именно поэтому Белозерова И. Г. и Кудряшов А. В. просят суд установить внутренние границы принадлежащего им земельного участка и обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по МО отдел по го Долгопрудный внести изменения в описание земельного участка, имеющего кадастровый №, в части его площади и границ.
Решением Долгопрудненского городского суда от 05.12.2002 г. определён порядок пользования земельным участком, находящимся при домовладении. При этом судебным актом не отменялись ранее выданные правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы, а также кадастровые документы, содержащие описание земельных участков, принадлежащих сособственникам данного домовладения. В связи с чем, в настоящее время истцы являются собственниками земельного участка (перешедшего к ним в результате сделки), площадью 906 кв. м (в определенных границах) и пользователями земельного участка, площадью 206 кв. м, выделенного решением Долгопрудненского городского суда от 05.12.2002 г., относительно которого требований истцами не заявлено.
В силу п. 3 ст. 25 Закона РФ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый учет, в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка). Каких либо доказательств того, что кадастровые сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым №, не соответствуют установленным, на основании вышеназванного Федерального закона, требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, истцами не представлено. Как указано выше, межевой план земельного участка, а также его постановка на кадастровый учёт в определённых границах, Белозеровой И. Г. и Кудряшовым А. В. не оспариваются, в связи с чем, оснований для изменения описания местоположения границ земельного участка, а также и его площади, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, отсутствуют.
С учетом изложенного суд отказывает Белозеровой Г. И. и Кудряшову А. В. в удовлетворении исковых требований об установлении границ земельного участка и признании права собственности на земельный участок, площадью 1132 кв. м.
В настоящее время суд отказывает Бородину В. Г. в удовлетворении предъявленных и исковых требований об установлении границ, принадлежащего ему земельного участка, поскольку каких-либо документов, подтверждающих права собственности на данный объект недвижимого имущества, у него не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Белозеровой Ирины Георгиевны, Кудряшова Алексея Валерьевича к Ерофееву Юрию Александровичу, Селезовой Любови Станиславовне, Бородину Виктору Гавриловичу об установлении границ земельного участка, признании права собственности, обязании внести изменения в кадастровый паспорт, признании недействительным свидетельства на право собственности, удовлетворить частично.
В удовлетворении встречным исковых требований Бородина Виктора Гавриловича к Белозеровой Ирине Георгиевне, Кудряшову Алексею Валерьевичу, Ерофееву Юрию Александровичу, Селезовой Любови Станиславовне об установлении границ земельного участка, отказать.
Признать недействительным свидетельство на право собственности на землю №, зарегистрированное 17 декабря 1997 г. комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Долгопрудного за №, выданное на имя Капустиной (Белозеровой) Ирины Георгиевны.
Признать недействительным свидетельство на право собственности на землю №, зарегистрированное 17 декабря 1997 г. комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Долгопрудного за №, выданное на имя Кудряшова Алексея Валерьевича.
Признать за Белозёровой (Капустиной) Ириной Георгиевной, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженкой <адрес>, право общей долевой собственности на 1/2 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 906 кв. м, с кадастровым номером №.
Признать за Кудряшовым Алексеем Валерьевичем, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцем <адрес>, право общей долевой собственности на 1/2 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 906 кв. м, с кадастровым номером №.
В удовлетворении остальной части исковых требований, Белозеровой Ирине Георгиевне, Кудряшову Алексею Валерьевичу отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Долгопрудненский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья И. А. Лапшина
Мотивированное решение изготовлено 23.12.2011 г.
Судья И. А. Лапшина