Именем Российской Федерации г. Добрянка 10 февраля 2011 года Добрянский районный суд Пермского края в составе : судьи Д.Г. Липилиной при участии прокурора Сафроновой Т.В. заявителя Сажина В.В. – Пикмана М.Г. представителя ТИК ДМР Путина И.Г. секретаря С.Ю.Алиевой, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Добрянка гражданское дело по заявлению Сажина Владимира Васильевича о признании недействительным Решения ТИК Добрянского муниципального района за № 11/22 от 26 января 2011г. и обязании ТИК ДМР зарегистрировать его кандидатом в депутаты Земского собрания Добрянского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 13, у с т а н о в и л : Сажин В.В. обратился в Добрянский районный суд с заявлением о признании недействительным Решения ТИК Добрянского муниципального района за № 11/22 от 26.01.2011г., которым ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Земского собрания Добрянского муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу №13 и обязании Территориальную избирательную комиссию Добрянского муниципального района Пермского края зарегистрировать его кандидатом в депутаты Земского Собрания Добрянского муниципального района Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13. Требования мотивировал тем, что 24 января 2011г. им в Территориальную избирательную комиссию Добрянского муниципального района Пермского края были представлены подписные листы в поддержку своего выдвижения в качестве депутата в количестве 12 штук, в которых общее количество собранных подписей – 55. Поступление указанных подписных листов в ТИК подтверждается документом ТИК установленного образца – подтверждением приема документов необходимых для регистрации кандидата от 24 января 2011 года. Заседание рабочей группы ТИК по проверке представленных подписных листов было назначено на 24 января 2011г., а рассмотрение вопроса о регистрации в качестве кандидата в депутаты Земского Собрания Добрянского муниципального района Пермского края – на 26 января 2011г. 24 января 2011г. рабочая группа ТИК установила наличие в представленных им подписных листах 14 недействительных подписей, действительными были признаны только 41 подпись. Таким образом, члены рабочей группы ТИК ДМР усмотрели основание для отказа в регистрации его в качестве кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, предусмотренное частью 4 статьи 37 Закона Пермского края № 525 от 9 ноября 2009г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае». 26 января 2011г. ТИК Добрянского муниципального района приняла решение № 11/22, в соответствии с которым ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Земского Собрания Добрянского муниципального района Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 на основании пункта «в» части 11 статьи 36 и части 4 статьи 37 Закона Пермского края № 525 от 9 ноября 2009 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае». При этом Территориальная избирательная комиссия Добрянского муниципального района Пермского края причиной признания недействительными 14 подписей указала в 13 случаях на неполную дату внесения подписи кандидата (неоднозначное толкования написания даты), в и одном случае – на листе 5 (позиция 5) – неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя. Ссылка в обжалуемом решении ТИК на нарушение ч. 4 ст. 37 Закона ПК № 525-ПК не дает возможности установить, за какое конкретное нарушение части 4 статьи 37 Закона мне было отказано в регистрации (всего в части 4 статьи 37 Закона содержится 15 оснований отказа в регистрации кандидата), что также свидетельствует о незаконности решения ТИК и является основанием для его отмены. В суде представитель Сажина В.В. настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в заявлении. Представитель ТИК ДМР с требованиями Сажина В.В. не согласен, считает оспоренное Решение ТИК законным и обоснованным, мотивируя тем, что п. «ж» ч. 4 ст. 37 Закона Пермского края за № 525 от 09.11.2009г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» основаниям отказа в регистрации является выявление 10 и более процентов недействительных подписей в общего количества подписей избирателей. Сажин В.В. представил в ТИК 12 подписных листов с 55 подписями избирателей, 14 из которых (25,4% от общего количества) были признаны недействительными. Заслушав участников судебного разбирательства, свидетеля, изучив материалы дела и подлинники подписных листов, Итогового протокола и ведомости их проверки, суд считает, что требования Сажина В.В. подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Согласно ч.3 ст. 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В соответствии с пунктами «в, ж» ч. 11 ст. 36 Закона Пермского края за № 525 от 09.11.2009г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», недействительными считаются подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист; - все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и(или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) в дате внесения подписи указанным лицом и(или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и(или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручною. В силу ч. 4 ст. 37 указанного закона, основаниями отказа в регистрации кандидата являются: а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 Федерального закона; в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата; г) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона; д) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 32 настоящего Закона; е) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен; ж) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата; з) сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны быть представлены в соответствии с частью 1 статьи 32 настоящего Закона; и) несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 57 настоящего Закона создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата; к) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда; л) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда; м) установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона; н) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; о) регистрация кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов; п) установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией. Согласно ч.5 ст. 38 ФЗ № 67 от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. Судом установлено, что 26.01.2011г. территориальной избирательной комиссией Добрянского муниципального района было вынесено Решение № 11/22, которым в соответствии с п. «в» ч. 11 ст. 36; ч.4 ст. 37 Закона Пермского края за № 525 от 09.11.2009г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», было отказано в регистрации кандидату в депутаты Земского собрания Добрянского муниципального района по одномандатному избирательному округу № 12 Сажину Владимиру Васильевичу (л.д. 8). Из Итогового протокола и Ведомости проверки подписных листов, представленных Сажиным В.В. в ТИК ДМР (л.д. 11-13), видно, что из представленных 55 подписей 14 были признаны недействительными : из них 13 подписей недействительные из-за указания неполной даты внесения подписи кандидата (неоднозначное толкование в написании даты); в листе 3 (позиция 5) исправления в дате внесения подписи не оговоренные кандидатом. Судом при обозрении подлинников подписных листов, сделан вывод о том, что ТИК ДМР ошибочно были признаны недействительными 13 подписей избирателей из-за указания неполной даты внесения подписи кандидата (неоднозначное толкование в написании даты), поскольку написание даты в избирательных листах не препятствуют однозначному восприятию сведений о дате, когда были произведены указанные подписи. Суд считает возможным согласиться с решением ТИК только в части признания недействительными 2 подписей : в листе 3 (позиция 5), где имеются неоговоренные исправления в написании месяца; в листе 6 (позиция 2), где в дате не указан год. Таким образом, из 55 подписей избирателей, суд признает недействительными только 2, что составляет менее 10% (3,64%), действительными являются 53 подписи, которые позволяют зарегистрировать данного кандидата (т.к. для его регистрации требуется 50 подписей). Доказательств законности своего Решения за № 11/22 от 26.01.2011г. «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания Добрянского муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 Сажину В.В.» представитель ТИК ДМР суду не представил. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, р е ш и л : Удовлетворить требования Сажина Владимира Васильевича. Признать незаконным и отменить Решение Территориальной избирательной комиссии Добрянского муниципального района за № 11/22 от 26 января 2011г. «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания Добрянского муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 Сажину В.В.». Обязать Территориальную избирательную комиссию Добрянского муниципального района Пермского края зарегистрировать Сажина Владимира Васильевича в качестве кандидата в депутаты Земского Собрания Добрянского муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13. Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский суд. Копия верна : Судья Д.Г. Липилина