о признании недействительным решения налогового органа



Дело № 2- 126 / 11Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Г.Добрянка 1 марта 2011г.

Добрянский районный суд Пермского края в составе:

судьи – Вагановой К.Б.,

представителя ИФНС РФ по г. Добрянка – Никитиной Е.М.

при секретаре – Шестаковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Добрянка гражданское дело по заявлению Колобовой Татьяны Ивановны о признании недействительным решения налогового органа,

у с т а н о в и л:

Колобова Т.И. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа, мотивируя свои требования тем, что 19.08.2010 года ИФНС по г. Добрянке было принято решение № 21 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данное решение было вынесено на основании акта камеральной налоговой проверки № 687 от 12.07.2010 года налоговой декларации 3-НДФЛ, предоставленной ею за 2009 год. Считает решение налогового органа незаконным, как и искажение порядка исчисления стандартного налогового вычета в акте камеральной налоговой проверки. Декларация была заполнена ею в строгом соответствии с Порядком заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 29.12.2009 № 145н, одновременно утверждающим и саму форму декларации 3-НДФЛ. Форма декларации 3-НДФЛ и Порядок ее заполнения утверждены вышеуказанным Приказом Минфина РФ в соответствии с пунктом 7 статьи 80 НК РФ в целях реализации положений главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ. Приказ Минфина РФ был направлен налоговому органу для использования в работе Письмом Минфина РФ от 3 февраля 2010 г. № 03-04-08/10-21 и Письмом ФНС РФ от 10.02.2010 № ШС-17-3/24@.

Глава 23 НК РФ включает в себя предоставление стандартных налоговых вычетов, в том числе на ребенка одинокому родителю (ст. 218 НК РФ). Согласно абзацу 7 п. 22.4. Порядка (раздел ХХII. Порядок заполнения Листа К1 "Расчет стандартных налоговых вычетов" формы Декларации) в подпункте 2.5 пункта 2 Листа К 1 Декларации налогоплательщик производит расчет суммы стандартного налогового вычета на ребенка единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю, а также одному из родителей (приемных родителей), при отказе другого родителя от его получения, которая рассчитывается путем умножения 2000 руб. на количество месяцев, указанных в подпункте 1.3 Листа К 1, и на количество детей. Количество месяцев, указанных в подпункте 1.3 Листа К 1, зависит от дохода, не превышающего 280 000 рублей (абзац 5 п. 22.3 Порядка) и с учетом пп. 1.1. Листа К1 декларации количество месяцев, в которых мой доход не превысил 280 000 pублей, составило 12 календарных месяцев.

Таким образом, сумма стандартного налогового вычета на ребенка ей, как единственному родителю составила 24 000 рублей.

Исчисленный в соответствии с Порядком стандартный налоговый вычет одинокому родителю на ребенка оказался вдвое больше, чем тот который определил налоговый агент, являющийся одновременно и налоговым органом, незаконно завысившим налогооблагаемую базу на 12000 рублей, как при удержании НДФЛ, так при проведении камеральной налоговой проверки. Что позволило незаконно удержать ее доход 1 560 руб. (12000 х 13%) и также незаконно решением № 21 от 19.08.2010 г., которым ей отказано в предоставлении стандартного налогового вычета, возврате суммы налога на доходы физических лиц за 2009 год в размере 1 560 рублей, подлежащей возврату из бюджета.

Решение налогового органа не основано на законе, которым является НК РФ, а также, нормативном правовом акте, утверждающем Порядок заполнения форм налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц. В результате этого нарушается ее законное право, предусмотренное ст. 218 НК РФ, на получение стандартного налогового вычета на ребенка за 2009 год в полном объеме.

Согласно ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Следуя данной норме закона, налоговый орган обязан не только осуществлять контроль, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, но и сам соблюдать данные нормы.

Однако, судя по Акту камеральной налоговой проверки, оспариваемому решению, налоговый орган совсем не руководствовался нормативным правовым актом, который в данном случае является приказ Министерства финансов РФ от 29.12.2009 № 14, утверждающий не только форму декларации 3-НЛФЛ, но и порядок ее заполнения.

Вместе с тем налоговый орган в своих актах (акт, решение) не указал, в чем ошибка ее расчета суммы стандартного налогового вычета на ребенка единственно родителю, исчисленная в п. 2.5 предоставленной налоговой декларации и каким образом произведенный мною расчет может противоречить гл. 23 НК РФ. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пункт 1 статьи 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, представляющим дани стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей (абзац 4); налоговый вычет, установленный настоящим подпунктом, производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и ( или ) супруга (супруги) родителя, опекунов или попечителей, приемных родителей, супруга (супруги) приемного родителя (абзац 5); налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родите: (приемному родителю), опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогов( вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяц вступления его в брак (абзац 7); уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей), или месяца, в котором установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в си договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и сохраняется до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) возраста, указанного в абзацах 5 и 6 настоящего подпункта, или в случае истечения срока действия либо досрочного расторжения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или в случае смерти ребенка (детей) (абзац 11).

То, что налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения (абзац 11), к ее ситуации, не имеет отношения.

Оспариваемым решением налоговый орган нарушил положение п. 4 ст. 218 НК РФ, согласно которому он обязан произвести перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных настоящей статьей, на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такие вычеты.

Решение от 19.08.2010 года № 21, полученное ею 27.08.2010 года, было обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы 30.08.2010 года в Управление ФНС по Пермскому краю через ИФНС по г. Добрянке согласно пункту 2 статьи 101.2 НК РФ. Однако, какого-либо решения УФНС по Пермском краю по ее апелляционной жалобе она не имеет.

В связи с чем просит : 1) признать недействительным решение ИФНС по г. Добрянке от 19.08.2010 года № 21; 2) обязать ИФНС по г. Добрянке возвратить сумму налога на доходы физических лиц за 2009 год в размере 1560 руб. согласно налоговой декларации от 30.03.2010 года.

Дополнительно заявитель в заявлении указала, что на письмо Минфина инспекция не может ссылаться, как на закон.

Заявитель натаивает на удовлетворении своего заявления и просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ИФНС РФ по г. Добрянка возражает против удовлетворения заявления Колобовой Т.И., действия инспекции считает правильными, и соответствующими закону. Решение вынесено в соответствии со ст. 218 НК РФ, письмо Минфина России носит рекомендательный характер.

Суд, выслушав представителя ИФНС по г.Добрянки, изучив документы, имеющиеся в деле, и письменные доказательства, считает, что заявление Колобовой Т.И. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

30.03.2010 г. Колобовой Т.И. в Инспекцию была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2009 г. Согласно представленной налоговой декларации, в графе 11, Колобовой Т.И. указана сумма налога, подлежащая возврату из бюджета в размере -1560 руб. (л.д.38-41).

В соответствии со ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) может быть уменьшена на установленный НК РФ стандартный налоговый вычет на ребенка.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет в размере 1000 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется, в частности, на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя.

Указанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 руб.

Налоговый вычет, установленный настоящим подпунктом, производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супруга (супруги) родителя. Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, установленном порядке в период обучения.

Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемного родителю), опекуну, попечителю.

Таким образом, НК РФ закреплено право получения родителями стандартного налогового вычета не за каждого ребенка в возрасте до 24 лет, и только за период его обучения по очной форме. О этом же свидетельствует Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12.10.2010г. № 03-04-05617.

Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка вышеназванной декларации, по результатам которой был составлен 12.07.2010г. Акт № 687 камеральной налоговой проверки (л.д.45) и принято решение от 19.08.2010 г. № 21, которым Колобовой Т.И. отказано в предоставлении стандартного вычета и возврате налога на доходы физических лиц за 2009 в размере 1560,00руб. ( л.д. л.д.46 ).

Не согласившись с принятым решением, Истица обращалась с апелляционной жалобой к руководителю Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю, в которой просила решение Инспекции отменить и возвратить сумму налога на доходы физических лиц за 2009 г. в размере 1560 руб.( л.д.18-19 )

Решением Управления № 18-21/166 от 19.10.2010г. решение Инспекции оставлено без изменения и утверждено (л.д.51).

Доводы Колобовой Т.И. о том, что налоговая декларация по НДФЛ, ею была заполнена в строгом соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ 29.12.2009г. № 145н, и, что данный Приказ письмами Минфина РФ был направлен налоговому органу для использования в работе не могут являться основанием для предоставления стандартного налогового вычета. I

Согласно ч.4 ст. 218 НК РФ, в случае если в течение налогового периода cтандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено данной статьей, то по окончании налогового периода на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных настоящей статьей.

Таким образом, основанием для предоставления стандартного налогового вычета является декларация по НДФЛ и документы, подтверждающие право на вычеты.

Истицей в Инспекцию была представлена налоговая декларация по НДФЛ за 2009г, с приложением справки о доходах физического лица за 2009г.;копия приложения к диплому № 90 БА 0703058, регистрационный № 0000326 от 30.06.2009г., выданный Федеральным государственным образовательным учреждением среднепрофессионального образования «Соликамский автомобильно-дорожный колледж»; копия записки от 18.05.2009г.; заявление налогоплательщика от 30.03.2010г. ( л.д.6-12,13).

Из представленной копии приложения к диплому следует, что Колобова Екатерина Николаевна, 01.02.1989 года рождения, в 2009 г. завершила обучение в Федеральном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования « Соликамский автомобильно-дорожный колледж» и решением Государственной аттестационной комиссии от 22.06.2009 г. присвоена квалификация «Техник » по специальности «Строительство эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов ». О том, что дочь Истицы закончила обучение в указанном образовательном учреждении 30.06.2009 г. также подтверждается справка образовательного учреждения от 27.02.2009 г. № 160, которая имеется в материалах дела.

Иных документов, подтверждающих обоснованность заявленного стандартного налогового вычета на ребенка за июль - декабрь 2009 г. в размере 12000 руб. Колобовой Т.И. в Инспекцию не представлено.

Поскольку в июне 2009 г. дочь Истицы закончила колледж по очной форме обучения, то месяца, следующего за месяцем окончания учебы, т.е. с июля 2009 г. Колобова Т.И. утратила право получения стандартного налогового вычета.

В нарушение пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ Колобовой Т.И. при заполнении листа К1 «Pacчет стандартных налоговых вычетов » неправомерно заявлены стандартные налоговые вычеты ребенка за июль-декабрь 2009 г. в размере 12000 руб.

Учитывая вышеизложенное, суд считает заявление Колобовой Т.И. необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Суд, руководствуясь ст. 258 ГПК РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении заявления Колобовой Татьяны Ивановны о признании недействительным решения ИФНС РФ по г. Добрянке от 19.08.2010 года № 21 незаконным и обязании ИФНС по г. Добрянке возвратить ей сумму налога на доходы физических лиц за 2009 год в размере 1560 руб. согласно налоговой декларации от 30.03.2010 года., отказать.

Решение может быть обжаловано в 10 дней в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд со дня его вынесения.

судья К.Б. Ваганова

вступило в законную силу