Именем Российской Федерации г. Добрянка 20 сентября 2011 года Добрянский районный суд Пермского края в составе: судьи Д.Г. Липилиной при участии представителя истца Константиновой С.А. – Зубарева Н.В. представителя Администрации Добрянского муниципального района Котельниковой Е.А. секретаря С.Ю.Алиевой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Константиновой Светланы Алексеевны к Администрации ДМР, признать недействительным Решение от 25.07.2011г. об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, у с т а н о в и л : Константинова С.А. обратилась в суд с заявлением : - признать недействительным решение Администрации Добрянского муниципального района Пермского края об отказе в предоставлении ей в собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты>, выраженное в письме Администрации ДМР ПК за № <данные изъяты> - обязать Администрацию Добрянского муниципального района Пермского края устранить допущенные нарушения закона и представить ей в собственность земельный участок общей площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> - взыскать с Администрации Добрянского муниципального района Пермского края государственную пошлину в размере 200 рублей; - взыскать с Администрации Добрянского муниципального района Пермского края 7000 рублей судебных расходов уплаченных представителю. Свои требования она мотивировала тем, что, с ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию ДМР с заявлением о предоставлении ей в собственность под объект капитального строительства земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> От Администрации ДМР 3 августа 2011г. она получила письмо за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ей испрашиваемого земельного участка, который был мотивирован тем, что использование земельного участка под объект капитального строительства (здание бани) не обеспечивает его целевое использование – ведение личного подсобного хозяйства. Данное решение Администрации ДМР противоречит требованиям ст. ст. 28, 36 ЗК РФ; п.2 ст. 4 ФЗ № 112 от 07.07.2003г. «О личном подсобном хозяйстве»; Приказу Министерства экономического развития и торговли РФ за № 370 от 30.10.2007г. В своем заявлении она просила о предоставлении ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Считает, что возведение бани на земельном участке не меняет его целевое и разрешенное использование. Индивидуальная баня является бытовым зданием, предназначенным для удовлетворения бытовых нужд людей. В соответствии с п.2 ст. 4 Федерального закона № 112 от 07.07.2003г. «О личном подсобном хозяйстве», приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно – гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Поэтому ссылку АДМР о нецелевом использовании земельного участка она считает несоответствующей закону. В судебное заседание Константинова С.А. не явилась, извещалась надлежащим образом (л.д. 13). Представитель Константиновой С.А. - Зубарев Н.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных ею требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель Администрации Добрянского муниципального района требования Константиновой С.А. не признал, считает, что ей законно и обоснованно было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку, баня это бытовая постройка, используемая для бытовых потребностей. Если будет возведен дом, предусматриваемый проживание в нем семьи для ведения личного и подсобного хозяйства, проблем с предоставлением участка в собственность не будет. Заслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд считает, что требования Константиновой С.А. подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, гражданское судопроизводство ведется на основе состязательности и равноправия сторон. По п.1 ст. 8 Земельного Koдeкса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений, в силу ст. 9 ЗК РФ, относятся : 1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений; 2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков; 3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного надзора, землеустройства; 3.1) осуществление государственного земельного надзора; 4) установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд; 5) резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации; 6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель; 7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами. 2. Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Статьей 10 ЗК РФ установлены полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений, согласно которой : 1. К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. 2. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений регламентированы ст. 11 ЗК РФ : 1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. (в ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ) 2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Согласно ст. 28 ЗК РФ : 1. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. 2. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. 3. Утратил силу с 1 сентября 2006 года. - Федеральный закон № 93 от 30.06.2006г. 4. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: - изъятия земельных участков из оборота; - установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; - резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. По ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 36 ЗК РФ : 1. Граждане, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. 1.1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: 1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления. 1.2. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости. 5. Для приобретения прав на земельный участок граждане, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом № 210 от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. 6. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. 7. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. 8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Отношения, связанные с ведением хозяйства регулируются Федеральным законом № 112-ФЗ от 07.07.2003г. «О личном подсобном хозяйстве», в котором определено, что личное подсобное хозяйство – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Оно ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи для удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном для ведения такого хозяйства. В силу статьи 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. При рассмотрении данного дела судом установлено, что : Постановлением главы Администрации ДМР Пермского края № <данные изъяты>. Константиновой С.А. для ведения личного подсобного хозяйства в аренду сроком на 3 года был предоставлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 23). 5 августа 2010г. с Константиновой С.А. был заключен Договор аренды <данные изъяты> земельного участка площадью 1000 кв.м. (0,1га) кадастровый номер <данные изъяты> находящегося по адресу : <данные изъяты> для ведения личного подсобного хозяйства на срок 3 года (с 04.08.2010г. по 03.08.2013г. – л.д. 17 – 22). Согласно представленного Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Константинова С.А. является собственником объекта недвижимого имущества - бани, общей площадью 13,44 кв.м., расположенной по адресу : <адрес>, <данные изъяты> (л.д. 28). Из Свидетельства о государственной регистрации права собственности Константиновой С.А. на объект недвижимого имущества – баню видно, что данное имущество находится на земельном участке, предоставленном ей в аренду (кадастровый номер 59:18:0390101:260). 11 мая 2011г. <данные изъяты> обратилась в Администрацию Добрянского МР с заявлением о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и предоставлении ей его в собственность для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 7). 25 июля 2011г. письмом за № 01-03-31/712 Администрации ДМР <данные изъяты>. в предоставлении земельного участка в собственность было отказано, со ссылкой на то, что положения ст. 36 ЗК РФ не применимы к объекту – баня, поскольку размещением на земельном участке бани не обеспечивается целевое использование земельного участка (л.д. 8). Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что баня как бытовой объект не отвечает целям использования земельного участка, кроме того, согласно ст. 4 ФЗ № 112 «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. В силу ч.4 ст. 28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельного участка из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд. В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещения которых без несоразмерного ущерба назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Критерий отнесения таких объектов к недвижимости определяется невозможность перемещения такого объекта без несоразмерного для него ущерба. Таким образом, закон относит бани к недвижимому имуществу, что прочно связано с землей. Положения п.1 ст. 36 ЗК РФ распространяются, в том числе и на лиц, которым первоначально земельный участок был предоставлен в аренду с целью строительства объекта недвижимого имущества. Указанные лица могут реализовать свое право приобретение земельного участка в собственность с момента государственной регистрации права собственности на возведенный объект недвижимого имущества. Возможно, признание права собственности на земельный участок, занимаемым незавершенным строительством объекта недвижимости при наличии на него зарегистрированного права собственности. Таким образом, поскольку баня, принадлежащая на праве собственности Константиновой С.А. законодательно отнесена к объектам недвижимости, Константинова С.А., арендующая земельный участок, на котором находится указанный объект, вправе приобрести данный земельный участок в собственность. Запрета на приватизацию спорного земельного участка законом не установлено. Других оснований отказа в предоставлении земельного участка в собственность Константиновой С.А. за указано. Судебные расходы подлежат возмещению, на основании ст. 98 ГПК РФ, частично в сумме оплаты государственной пошлины в размере 200 руб. (л.д. 2), доказательств затрат на оплату услуг представителя в размере 7000 руб. Константинова С.А. суду не представила. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, р е ш и л : Требования Константиновой Светланы Алексеевны удовлетворить. Признать незаконным решение Администрации Добрянского муниципального района Пермского края об отказе в предоставлении ей в собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> выраженное в письме Администрации ДМР ПК за № от ДД.ММ.ГГГГ Обязать Администрацию Добрянского муниципального района Пермского края устранить допущенные нарушения закона и представить Константиновой С.А. в собственность за плату земельный участок общей площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> для ведения личного подсобного хозяйства на землях населенных пунктов, расположенный по адресу : <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>. Взыскать с Администрации Добрянского муниципального района Пермского края в пользу Константиновой Светланы Алексеевны судебные расходы в размере 200 рублей. В удовлетворении остальных требований Константиновой С.А. – отказать. Решение в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной (мотивированной) форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский суд.СудьяД.Г. Липилина решение не вступило в законную силу.