на бездействие АДМР по обеспечению возможности получения дошкольного образования



Дело № 2-1111/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Добрянка 13 сентября 2011 года

Добрянский районный суд Пермского края в составе:

судьи Д.Г. Липилиной

при участии прокурора Пермякова Е.В.

представителя Администрации Добрянского муниципального района Бельтюковой Т.В.

Агафоновой М.И.

секретаря С.Ю.Алиевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора г. Добрянка о признании незаконным бездействие Администрации Добрянского муниципального района Пермского края по обеспечению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Добрянки обратился в суд с исковым заявлением, предъявив требования к Администрации Добрянского муниципального района Пермского края :

- признать незаконным бездействие Администрации Добрянского муниципального района Пермского края по обеспечению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

- обязать МУ Администрация Добрянского муниципального района Пермского края предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что в прокуратуру города поступило обращение ФИО2 по факту длительного непредставления места её сыну ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в дошкольном образовательном учреждении. В ходе проведенной проверки прокуратурой г. Добрянки, были выявлены нарушения, выразившиеся в нарушении предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях закрепленные в ч. 1 – 2 ст. 43 Конституции РФ и в пункте 3 ст. 2, п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992г. «Об образовании». Согласно п. 3 ст. 18 указанного закона, воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ различных уровней и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований и сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций (статья 8 Закона РФ «Об образовании»).
Пункт 3 статьи 9 Закона РФ «Об образовании» относит к основным общеобразовательным программам программу дошкольного образования.
Пунктом 1 статьи 10 закона определена форма получения образования с учетом потребностей и возможностей: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.
Согласно п. 1 ст. 12 закона образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько
образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников. Пункт 4 ст. 12 закона относит к образовательным учреждениям такой тип как дошкольные учреждения. Деятельность образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 666
от 12 сентября 2008г. утверждено типовое положение «О дошкольном образовательном учреждении».
Согласно п. 2 данного положения дошкольное образовательное учреждение
обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Пунктом 3 Положения закреплено, что дошкольное образовательное учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В силу пункта 4 Положения дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Нормами Положения предусмотрено создание различных видов образовательных учреждений, а в них групп различной направленности и времени пребывания.

Пунктом 5 статьи 2 Закона РФ «Об образовании» государство в качестве одного из принципов государственной политики в области образования закрепило свободу в образовании.

Согласно п.1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» (в подпунктах 2 и 5) к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования и создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.

Право малолетнего ФИО1 на получение дошкольного образования администрацией Добрянского муниципального района нарушено; как установлено в ходе проверки, на 17.08.2011г. ФИО1 не обеспечено место в дошкольном образовательном учреждении, который не имеет противопоказаний для посещения
учреждения, достиг необходимого возраста.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из анализа указанных правовых норм, основанием для принятия решения о признании незаконным бездействия, является одновременное несоответствие этого бездействия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым бездействием прав и законных интересов граждан, организаций, в защиту интересов которых обращается прокурор.

Таким образом, нарушаются права детей на получение бесплатного
дошкольного образования в муниципальном учреждении, поскольку администрация
Добрянского муниципального района обязана обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения муниципального дошкольного учреждения. Участие в пилотном проекте Пермского края по предоставлению пособий на детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, не является формой получения дошкольного образования и не заменяет это образование.

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо ФИО2 требования прокурора поддержала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ родила сына ФИО1, в отношении которого является одинокой матерью. После рождения сына она подала заявление в управление образования о предоставлении места в дошкольном учреждении, ее поставили на очередь. В настоящее время сыну исполнилось 2 года 3 месяца, однако, место в детском саду ее ребенку до сих пор не предоставлено. Для нее не имеет значения в каком именно дошкольном учреждении в г. Добрянка (по месторасположению) будет предоставлено место ее ребенку.

Представитель Администрации ДМР требования о признании незаконным бездействие Администрации Добрянского муниципального района Пермского края по обеспечению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении не признал, пояснил, что Закон обязывает предоставить места в детском учреждении всем желающим. Однако, положение по Добрянскому МР сложилось таким образом, что мест в дошкольных учреждениях не хватает. Детское учреждение может вместить только определенное количество детей, больше установленной нормы дошкольное учреждение принять не может, поскольку будут нарушены санитарно – гигиенические нормы. В настоящее время ФИО1 получает пособие по проекту «Мамин выбор». Места в детских учреждениях на сегодня выделяются детям, родившимся до февраля 2009г., ФИО1 родился позднее. В настоящее время в городе ведутся работы по реконструкции дошкольных учреждений.

Суд, изучив материалы дела, заслушав стороны, считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

По ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Судом установлено :

ФИО2 является матерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения (Свидетельство о рождении II-ВГ 597887 от ДД.ММ.ГГГГ – л.д. 5).

Заявление на предоставление места в дошкольном учреждении ФИО2 было подано 05.08.2009г., однако, до настоящего времени место в детском дошкольном учреждении не предоставлено (л.д. 6-7).

Согласно ст. 15 Конституции РФ :

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

В соответствии с п.2 ст.31 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992г. «Об образовании»; п.11 ч.1 ст.15 ФЗ № 131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится: организация предоставления детям общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно п. 3 ч. 1 ст.3 1 Закона РФ «Об образовании», органы местного самоуправления наделены правом создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений. В соответствии с п. 1.13 т. 19 Устава Добрянского муниципального района к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Добрянского муниципального района. В целях решения указанных вопросов органы местного самоуправления обладают полномочиями, установленными ч.1 ст. 17 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ»: вправе создавать муниципальные предприятия и
учреждения, финансировать муниципальные учреждения, формировать и
размещать муниципальный заказ.

Постановлением АДМР Пермского края № 629 от 21.08.2006г. утверждено Положение «Об управлении образования администрации Добрянского МР», которым одной из задач Управления является создание организационных и содержательных основ для проведения в жизнь принципов государственной и региональной политики в области образования на территории муниципального образования ДМР, для реализации конституционных прав граждан ни образование в соответствии с их потребностями, интересами, способностями и возможностями.

В положении указано, что Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, Законом РФ № 3266-1 от 10.07.1992г. «Об образовании, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Пермского края, Уставом Добрянского МР (л.д. 8 -12).

Согласно «Положения о порядке комплектования воспитанниками муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп общеобразовательных учреждений на территории Добрянского муниципального района» (Утвержденного Постановлением Главы Администрации ДМР Пермского края № 1777 от 21.12.2009г.), данное Положение регулирует порядок комплектования воспитанниками МДОУ и дошкольных групп при общеобразовательных учреждениях на территории ДМР, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования на основе Закона РФ «Об образовании», в соответствии с п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 666 от 12.09.2008г., других нормативных актов. Настоящее положение разработано в целях удовлетворения потребности граждан, проживающих на территории муниципального образования и зарегистрированных в соответствии с федеральным законодательством РФ, в образовательных услугах для детей дошкольного возраста. Пунктом 1.4 Положения предусмотрено, что дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Согласно п. 4.1 положения, прием детей в ДОУ осуществляется согласно Уставу ДОУ на основании путевки, выданной управлением образования, согласно регистра по дате рождения и медицинского заключения (л.д. 17-20).

Таким образом, анализируя доказательства по делу, суд считает, что заявление прокурора г. Добрянка подлежит удовлетворению, т.к. Администрацией ДМР допускается бездействие, которое нарушает права и свободы граждан РФ на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (ч.2 ст.43 Конституции РФ) гарантированы государством и являются высшей ценностью (ст.2 Конституции РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления, должностные лица обязаны, соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Таким образом, в отношении несовершеннолетнего ФИО3 на территории Добрянского муниципального района не обеспечено исполнение требований Конституции РФ и федерального законодательства.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Удовлетворить требование Прокурора г. Добрянка.

Признать незаконным бездействие Администрации Добрянского муниципального района Пермского края по обеспечению ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Обязать Муниципальное Учреждение Администрация Добрянского муниципального района Пермского края предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский судСудьяД.Г. Липилина