о признании незаконным Порядка обращения с отходами производства



Дело № 2-1437/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Добрянка 16 декабря 2011 года

Добрянский районный суд Пермского края в составе:

судьи Д.Г. Липилиной

при участии прокурора Щанникова О.С.

секретаря С.Ю.Алиевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора г. Добрянка к Думе Добрянского городского поселения о признании незаконным «Порядок обращения с отходами производства и потребления на территории Добрянского муниципального района», утвержденный Решением Земского Собрания Добрянского муниципального района Пермского края № 420 от 08.10.2007 г. (в ред. решений № 492 от 28.12.2007г., № 808 от 10.07.2009г.).

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Добрянки, обратился в суд, на основании ст. 45 ГПК РФ, с заявлением признать незаконным утвержденный Решением Земского Собрания Добрянского муниципального района Пермского края за № 420 от 08.10.2007г. (в ред. решений № 492 от 28.12.2007г., № 808 от 10.07.2009) «Порядок обращения с отходами производства и потребления на территории Добрянского муниципального района».

Требования мотивировал тем, что утвержденный Решением Земского Собрания «Порядок…» не соответствует федеральному законодательству. В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 89 от 24.06.1998г. (ред. от 19.07.2011г.) «Об отходах производства и потребления", правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Статьей ст. 5 Федерального закона № 89 от 24.06.1998г. (ред. от 19.07.2011г.) «Об отходах производства и потребления», установлено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами.

Согласно ст. 6 указанного Федерального закона, к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, контроль за их исполнением.

По ст. 8 ФЗ № 89 от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

При этом, частью 3 ст. 13 указанного ФЗ № 89, установлено, что порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Во взаимосвязи с требованиями ст. 8 ФЗ № 89 от 24.06.1998г. (ред. от 19.07.2011) «Об отходах производства и потребления» следует, что порядок сбора отходов устанавливается органами местного самоуправления поселений. Законодательством не предусмотрено право органов местного самоуправления района определять порядок обращения с отходами производства и потребления.

Требования законодательства, обязывающие органы местного самоуправления района организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования, в данном случае не имеют ничего общего с нормотворчеством.

Порядок, в силу Федерального закона № 172 от 17.07.2009г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»" и под. «д» «Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", утвержденной Постановлением Правительства РФ № 96 от 26.02.2010г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» является коррупциогенным, поскольку нарушает компетенцию органов государственной власти при принятии нормативных правовых актов.

Требования прокурора о приведении Порядка в соответствии с законодательством, указанные в Протесте № 2-16-77-2011 от 06.09.2011г., в нарушение закона «О прокуратуре РФ», Земским Собранием Добрянского муниципального района не исполнены.

В силу требований ч. 1 ст. 21 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» в обязанности прокурора входит надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, различными субъектами, в том числе, органами местного самоуправления, а также надзор за соответствием правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления. В соответствии с п.3 ст. 23 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ», в обязанности прокурора входит опротестование противоречащих закону правовых актов, обращение в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными (л.д. 2-4).

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении своих требований по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в своем отзыве с требованиями прокурора не согласен, считает, что прокурором пропущен срок для обращения в суд с заявлением об обжаловании решения Земского Собрания ДМР ПК № 420 от 08.10.2007г. (л.д. 18).

Суд, изучив материалы дела, считает, что требования прокурора г. Добрянки подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 3-4 ФЗ № 172 от 17.07.2009г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", прокуроры вправе проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), в ходе которой вправе требовать изменения нормативного правового акта или обращаться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 89 от 24.06.1998г. (ред. от 19.07.2011г.) «Об отходах производства и потребления", правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Статьей ст. 5 указанного ФЗ № 89 от 24.06.1998г., установлено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами.

Согласно ст. 6 данного закона, к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, контроль за их исполнением.

По ст. 8 ФЗ № 89 от 24.06.1998г. (ред. от 19.07.2011г.) «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

При этом, частью 3 ст. 13 указанного закона, установлено, что порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Таким образом, с учетом требований ст. 8, порядок сбора отходов устанавливается органами местного самоуправления поселений, значит, право органов местного самоуправления района определять порядок обращения с отходами производства и потребления не предусмотрено законодательством.

Судом установлено, что Решением Земского Собрания Добрянского МР № 420 от 08.10.2007г. был утвержден «Порядок обращения с отходами производства и потребления на территории ДМР» (л.д. 6-12), положения которого противоречат ст. 2, ст. 5, ст. 6, ст. 8, ч.3 ст. 13 Федерального закона № 89 от 24.06.1998г. (ред. от 19.07.2011) «Об отходах производства и потребления", так :

Правовой акт, содержит термины и определения, используемые при осуществлении деятельности в области обращения с отходами. Ряд терминов и определений содержит формулировки, не соответствующие понятиям, содержащимся в Федеральном законе от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Понятия «опасные отходы», «обращение с отходами производства и потребления», «сбор отходов», не соответствуют понятиям, содержащимся в Федеральном законе № 89 от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления».

Раздел 9 – органы местного самоуправления муниципального района наделены контрольно-инспекционными полномочиями (контрольно-надзорными) в области обращения с отходами, в нарушение ст. 5. 6, 8, 25 ФЗ № 89 от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», где осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами отнесено к полномочиям РФ и ее субъектов. Тогда как, ч.2 ст. 8 ФЗ № 89 от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами отнесена утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, федеральное законодательство не предусматривает осуществление муниципального контроля и надзора в указанного в Правовом акте сфере деятельности, поэтому наделение органов местного самоуправления Добрянского муниципального района полномочиями по осуществлению контроля в области обращения с отходами является незаконным.

Кроме того, суд считает несостоятельной ссылку ответчика на пропуск срока оспаривания нормативно правового акта, поскольку обжалуются нормативно правовые акты, срок действия которых временем не ограничен и которые рассчитаны на неоднократное их применение, что в каждом случае затрагивает права и свободы неопределенного круга субъектов общественных отношений, регулируемых этими актами. Поскольку незаконным нормативным актом гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица нарушаются в течение всего периода действия данного акта, то срок для обращения с жалобой в суд не может исчисляться со дня вступления акта в силу. Такой акт может быть оспорен в любое время его действия как в целях предотвращения негативных последствий в будущем, так и для пресечения длящегося нарушения гражданских прав.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Требования Прокурора г. Добрянка удовлетворить.

Признать незаконным «Порядок обращения с отходами производства и потребления на территории Добрянского муниципального района», утвержденный Решением Земского Собрания Добрянского муниципального района Пермского края от № 420 от 08.10.2007г. (в ред. решений № 492 от 28.12.2007г., № 808 от 10.07.2009г.).

Решение в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной (мотивированной) форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский судФедеральный судьяД.Г. Липилинанет отметки о вступлении решения в законную силу